Безумие, или Новая тенденция в терроризме

Андерс Брейвик — человек, который совершил теракт в Осло и устроил бойню на острове Утойя. От его рук в Норвегии погибли 77 человек.

Главный вопрос, который сегодня беспокоит европейское сообщество, — может ли на волне недовольства политикой мультикультурализма в Европе, которое легло в основу многостраничного манифеста Брейвика, привлекшего широкое внимание после терактов, возникнуть серия подобных «одиночных» выступлений против ценностей современной Европы? Следует разобраться даже не в том, кто такой, а скорее в том, что такое Андерс Брейвик, — не олицетворяет ли это явление новую форму европейского терроризма?

Оценки экспертов, уже не раз звучавшие в отношении произошедшего, можно условно разделить на две группы. С одной стороны, высказывается мнение о том, что Андерс Брейвик — это просто сумасшедший, социальная девиация, единичный, нетипичный для Европы случай немотивированной агрессии. С другой стороны, звучат оценки более тревожные: Брейвик — это новая волна, новое лицо, новая тенденция в терроризме. Оценивая высказывания сторонников версии немотивированного безумия, сумасшествия Брейвика, следует вспомнить о том, что границы психического здоровья и, в принципе, оценки «сумасшествия» в ситуации постмодерна, в которой пребывает сегодняшняя Европа, размыты. По сути, границ нормальности сегодня просто не существует, ибо не осталось критериев, исходя из которых можно определить, кто нормален, а кто нет. Немотивированное убийство стало настолько распространенным, что на него просто не обращают внимания. Если бы число жертв Брейвика не было столь значительным, его бы никто не заметил. А ему нужно было, чтобы обязательно заметили.

Почему? Главный вопрос современности Потому что это — проявление новой волны терроризма, с которым столкнулась Европа и, очевидно, будет сталкиваться и в дальнейшем. И главным аспектом здесь становится именно содержательная сторона — обратить внимание на комплекс идей, на текст, на манифест.

А это — уже мотивированное убийство, противоположное привычному для Европы сумасшествию. Поступок Брейвика был совершен для того, чтобы вдохновить многих людей, если не на подобные действия, то на следование комплексу идей, набирающих все большую популярность. Основной месседж поступка Брейвика — пора начать ставить вопрос об идентичности и отвечать на вопрос «кто мы?». Ибо людей, задающихся в Европе этим вопросом, сегодня даже не тысячи, а десятки или сотни тысяч. Это — главный вопрос современности. Потерянная идентичность Сегодня Европа полностью лишена суверенитета. Это — некий придаток, некое поле для американских экспериментов. Руками Европы американцы расправляются со своими оппонентами в арабском мире, реализуют варварские бомбардировки, активно привлекая к этому участников блока НАТО — европейские страны, подключая их к своим операциям, которые они ведут в других государствах планеты. В результате не США, а именно Европа сталкивается с их последствиями, с потоком беженцев, требующих гражданства и устраивающих беспорядки на улицах европейских городов, с экономическими последствиями, гуманитарными и социальными. Все это говорит о том, что Европа сегодня не может сама распоряжаться своей судьбой и сама решать, как себя вести, с кем воевать, а с кем дружить.

Над ней стоит американский цербер, который решает, что нужно европейцам, а что нет, и именно это бьет по самолюбию граждан Европейского союза. После появления Брейвика, оценивая перспективы борьбы с терроризмом, все чаще возникает вопрос: кто представляет большую угрозу, уже привычный сетевой международный терроризм или террористы-одиночки?