Российские шахматы на Корейском полуострове

Визиту северокорейского лидера Ким Чен Ира в Россию в августе 2011 года уделялось мало внимания в международных СМИ.

Как это часто бывает, южнокорейские СМИ предоставили лучшее освещение этого события. Севернокорейские и российские СМИ осветили это событие весьма скудно и дали очень мало анализа случившемуся. Китайские СМИ на их фоне выглядели чуть лучше, но, как правило, только потому, что сосредоточились на шестисторонних переговорах, отметив обязательства Ким Чен Ира и Медведева по возобновлению переговоров без предварительных условий.

Это и понятно, учитывая, что пекинские переговоры объединяют две Кореи и крупнейшие мировые державы: США, Японии, России и Китае, это стало большим достижением. Может быть слишком большим. Было заметно как оперативно США использовали инцидент с Чхонан в марте 2010 года как основу для переговоров. Вполне вероятно, что администрация Обамы поняла, что Буш совершил большую стратегическую ошибку в предоставлении этой «дипломатической жемчужины» Китаю.

В ходе переговоров Ким не сказал ничего нового, он подтвердил заявления, сделанные по результатам майских визитов в Китай и таким образом они согласуются с давней северокорейской политикой. США и Южная Корея дали такие же «установки» как и раньше — никаких переговоров без предварительных условий. Это старый дипломатический прием: если вы не хотите переговоров вы просто формируете набор предварительных условий, которые другая сторона не может принять, не потеряв стимул для ведения переговоров. Это была общая черта стратегии США во время правления администрации Буша. Обама должен был изменить все

…Когда его спросили 23 июля 2008 — «Вы были бы готовы встретиться отдельно, без предварительных условий, в первый год работы вашей администрации в Вашингтоне или где-либо еще с лидерами Ирана, Сирии, Венесуэлы, Кубы и Северной Кореи, для того, чтобы ликвидировать разрыв, разделяющий наши страны?». Кандидат в президенты Обама ответил:

«Думаю да».

Но «президент Обама», как мы хорошо знаем теперь не тот же человек, что «кандидат Обама».

Тем не менее, основная проблема с большинством СМИ заключалась в том, что они смотрели в неправильную сторону и задавали неправильные вопросы. Слишком часто акцент делался на Ким Чен Ира, а не на Медведеве, т.е. на Северную Корею, а не на Россию. Это дало слишком большую свободу для маневров Кима. Они (СМИ) изобразили Кима в качестве активного инициатора, а Медведева в качестве пассивного и послушного хозяина.

По сути, саммит имел место только потому, что обе стороны хотят этого и чем больше страна, тем большее влияние оказывает она на дискуссию. Были слухи, что прошлые запланированные визиты Кима в Москву не состоялись. Вполне возможно, что начиная с предыдущего визита Ким Чен Ира в 2002 году Москва просто не соглашалась на них.

Причины Кима посетить Россию легко обнаруживаются. Северная Корея нуждается в развитии коммерческих связей с Россией, чтобы обойти санкции во главе с США, которые имеют такое разрушительное воздействие на ее экономику. Она также нуждается в России как в экономическом и политическом противовесе в отношениях с Китаем. Противоречия Северной Кореи и Китая становится все более очевидными. В то же время Ким не хочет отталкивать Китай.

Это самая простая часть, но как насчет России? В конце концов, только в прошлом году посол России в Сеуле всячески старался подчеркнуть, что его страна «не союзник» Пхеньяна. Теперь у нас есть президент России, который характеризует его (прим. пер. — Пхеньян) как партнера. Что вызвало такие изменения? Каковы были цели Россия на саммите?

Стратегия России имеет два взаимосвязанных аспекта — экономический и геополитический.

Россия хочет продавать природный газ в Южную Корею. Он может быть отправлен дорогим способом — из Владивостока, а это приведет к увеличению затрат и дешевым- через трубопровод, но через Северную Корею. Трубопровод мощностью 10 млн. м. куб газа в год будет крупным проектом — 1100 км длиной, 700 из которых будут проходить через Северную Корею. Это бы дополнило существующие трубопроводы в Европу и Китай и не имело бы никаких больших технических барьеров. Южная Корея сама по себе достаточно емкий рынок, но реальная цель — это Япония, где, как ожидается, после аварии на Фукусиме вырастут антиядерные настроения, которые приведут к росту спроса на газ. И еще фактор — Китай. Если Россия сможет развивать существенные рынки в Южной Корее и Японии это даст дополнительные рычаги влияния для проведения жестких переговоров с Китаем по цене импорта газа из России.

Если газопровод пройдет так, как запланировано, то же самое произойдет и с железными дорогами — с проектами, которые были осложнены политическими барьерами. Если железнодорожные системы между двумя Кореями повторно соединяться и дороги Северной Кореи будут модернизированы, то образуется огромная сеть железнодорожного сообщения мирового масштаба с огромными перспективами развития.

Экономические и геополитические последствия того, что покойный президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун назвал «железным шелковым путем» огромны и в их свете последствия от газопровода не выглядят весьма значительными. Однако на данный момент упор делается именно на газопровод.

Экономический императив ясен, но он дополняется еще и геополитическим. Россия считает, что трубопровод поможет зафиксировать мирное положение на полуострове. Южная Корея будет получать дешевый газ, а Северная Корея вероятно получит плату за транзит. Обе стороны будут иметь сильный стимул, чтобы сохранить мир и избежать напряженности. То же самое касается и железнодорожного сообщения. Но есть проблема — это мешает США.

Ситуация аналогична предлагаемому проекту газопровода из Ирана в Индию через Пакистан и возражения по этому поводу одни и те же. Реализация проекта укрепит противников (Россия, Иран), расширит права и возможности посредников (Северная Корея, Пакистан) и создаст потребителей-союзников (Южная Корея, Индия), то есть сократит уровень влияния США. США потеряют рычаги воздействия на ситуацию. О газопроводе через Корейский полуостров говорили и прежде, но проект «запнулся» об американские возражения. Изменится ли ситуация на этот раз?

Вполне может быть. Южной Корее будет трудно открыто отклонить предложение России и Северной Кореи. Экономические выгоды могут быть значительными, но в преддверии президентских выборов и выборов в Национальное собрание России, предстоящие в 2012 году, этот вопрос может стать очень «неудобным» моментом. Аналогично и для США, и все, давление может применяться за кулисами. США должны быть очень осторожными и не выступать против него (прим. пер. — проекта газопровода) открыто, опасаясь повторного «зажигания» антиамериканизма. Массовые демонстраций против импорта американской говядины в 2008 году являются мощным напоминанием об опасности.

Тем не менее, ключевым фактором в этом случае, вероятно является сам Дмитрий Медведев. Похоже, что Россия, как и Китай были сильно встревожены ростом напряжения на Корейском полуострове в 2010 году, а также созданию конфронтационной политики Ли Мен Бака, в результате чего был произведен первый обмен атаками времен Корейской войны. К тому же он должен был раздражен попыткой Ли использовать Россию для укрепления своих позиций после гибели «Cheonan». Южнокорейские военные расследования возложили вину на Северную Корею они утверждали, что «дымящийся пистолет» — остатки северокорейских торпед — был найден в непосредственной близости от места потопления. Однако этим им (прим. пер. — экспертам из Южной Кореи) не удалось развеять скептицизм общественности и Ли, оказав определенное давление на Медведева, добился того, чтобы тот отправил российских экспертов для изучения южнокорейских доказательств. Похоже, что российские эксперты сделали «неудобные» выводы по результатам анализа. Вероятно эти выводы были весьма весомыми, потому что отчет так и не был опубликован. Публично было сказано, что доказательства были «неубедительными». Это вызвало всеобщее негодование. Но могло быть и хуже. Дональд Грегг (Donald Gregg), бывший американский посол в Сеуле, заявил, что:

Когда я спросил представителя России почему доклад не был опубликован, он ответил: «Потому что он нанесет политический ущерб президенту Ли Мен Бака и будет смущать президента Обаму».

Утечки из российского отчета в южнокорейскую газету «Hankyoreh» показала, почему расследование России было нельзя публиковать. Русские пришли к выводу, что корвет «Cheonan» был, вероятно, случайно потоплен южнокорейской миной. Они также были твердо уверены, что Южнокорейская торпеда скорее всего не потопила бы корвет. Они также заявили, что коррозия на остатках ракеты показала, что они (остатки) пролежали в соленой воде не менее шести месяцев, а не два месяца. То есть обстоятельства складывались так, что Северная Корея совсем не причастна к инциденту.

Маловероятно, что Медведев был очень доволен попыткой Ли вовлечь Россию в этот обман — обман, который оживил призрак войны на полуострове, то, чего Россия и Китай очень опасались.

Похоже, что события 2010 года много сделали для того, чтобы взбудоражить Москву, Пекин и Пхеньян. К этому мог бы быть добавлен фактическое Западное вторжение в Ливию и возможное повторение сценария в Сирии. Это послужило фоном для визита Ким Чен Ира в Россию и инициативы Медведева по приезду в Китай. Дискуссии по газу и железнодорожной связи за последние десятилетия шли без реального прогресса. Но на этот раз ситуация может измениться.