«ЕР» подкупает избирателей в регионах дармовыми овощами

Партия «Единая Россия» ищет избирателей на продовольственном рынке: она сбивает цены на картошку в регионах и раздает бесплатно овощи пожилым и несовершеннолетним, пишет «Газета.ру». Эксперты отмечают, что после 24 сентября это должно трактоваться как подкуп избирателей, но в ЦИКе не так категоричны.

По данным издания, продажа овощей по сниженным ценам под лозунгами партии «Единая Россия» прошла в сентябре сразу в нескольких регионах России. В разных районах Челябинска люди в фартуках с логотипами «Единой России» продавали картофель, морковь, капусту, лук и другие овощи из грузовиков с символикой «ЕР» и надписью «Социальный магазин». В Башкирии партийные сельхозярмарки проходили в течение месяца в еженедельном режиме. Такая же ярмарка прошла в минувшие выходные в подмосковном Королеве. В Томске «ЕР» просит дачников поделиться излишками урожая в пользу воспитанников детских домов и детсадовцев.

Администрация Челябинска не скрывает своей причастности к акции: на ее официальном сайте сообщается, что распродажи организованы по поручению главы администрации Сергея Давыдова.

Акция помогла сбить цены на картофель: до начала акции цена картофеля в городе доходила до 25 рублей за килограмм, сейчас — 7-8 рублей.

Челябинский правозащитник Алексей Табалов со ссылкой на знакомого предпринимателя сообщал ранее в своем блоге, что городская администрация действительно искала продавцов на дешевую картошку, однако местным предпринимателям продавать овощи еще дешевле разрешалось только под эгидой ЕР.

Эксперт ассоциации «Голос» Андрей Бузин отмечает, что продажа овощей под эгидой «ЕР», как и бесплатная их раздача, совмещенная с каким-либо напоминанием о партии, может быть квалифицирована как подкуп избирателей, так как закон не допускает передачи избирателям материальных ценностей.

Однако однозначно нарушением законодательства это может быть сочтено только в том случае, если распродажа партийных овощей происходила после 24 сентября, когда партия выдвинула избирательный список, указывает эксперт. Период с момента объявления выборов и до момента выдвижения партией списка юридически спорный, суды выносили разные решения, но, как правило, в случаях с «административными» кандидатами нарушений не находилось, в то время как неадминистративные кандидаты признавались нарушителями, пояснил Бузин.

Между тем, член Центризбиркома Елена Дубровина не согласна: если покупателю или получателю продуктов не выдвинуто условие непременного голосования за определенную партию, ни продажа, ни раздача партийных овощей подкупом не является.

«Единая Россия» не первый раз использует овощи в предвыборной борьбе. В ходе избирательной кампании 2007 года партийцы раздавали продуктовые наборы в Кабардино-Балкарии и Петербурге. Тогда в ЦИКе были готовы трактовать эти акции как нарушение законодательства, однако о санкциях в отношении партии ничего не сообщалось.