Украина в планах ЕС

В последнее время различные официальные представители ЕС и украинской стороны, посвящённые, так или иначе, в тему соглашения об ассоциации Украины с ЕС делали неоднозначные заявления относительно перспектив его заключения. Продолжающееся «дело Тимошенко», которое негативно воспринято на Западе, вызвало оттуда волну предостережений о замораживании переговоров о сближении с Украиной. Однако оптимизм украинских властей противоречит этим предостережениям, что усиливает интригу относительно реальных планов ЕС на украинском направлении.

Представляется, что на мотивы руководства ЕС и властей государств-членов в отношении сближения с Украиной оказывает влияние два фактора: 1 — «дело Тимошенко» и 2 — стремление не допустить при В. Януковиче реального сближения Украины с РФ в рамках каких-то организационных структур.

Задачи ЕС, определённые данными двумя факторами трудно совместимы. Политическая мотивированность дела Тимошенко и нарушение европейских стандартов ведения политической борьбы подталкивают официальный Брюссель отложить соглашения о сближении с Украиной во всех форматах, как в экономическом (в рамках договора о ЗСТ), так и в политическом (в рамках договора об ассоциации), а угроза сближения Украины с Россией подталкивают ЕС к тому, чтобы втянуть Украину в свою орбиту. В этой связи вопрос состоит в том, как эти факторы будут совмещаться между собой и какой из них перевесит?

Неоднозначность и расплывчатость почти всех заявлений, исходящих от ЕС или от политического руководства государств-членов союза, показывает, что на данном этапе наблюдается стремление совместить названные задачи. Такая позиция является компромиссом между новыми и старыми (западно-европейскими) членами ЕС относительно способов втягивания Украины в сферу влияния Евросоюза. Судебный процесс над экс-премьером Юлией Тимошенко склонил многие западные страны во главе с Францией и Германией к призывам заморозить переговоры с Украиной по воросам соглашения об ассоциации (и, возможно, зоне свободной торговли — ЗСТ), в то время как, например, Польша готова совмещать давление на Украину в «деле Тимошенко» с подписанием соглашения, причём независимо от результатов такого давления. Данный компромисс отчётливо прослеживается также и в позиции «молодых» и «старых» членов ЕС в отношении однозначной фиксации перспектив членства Украины в ЕС. А позиции различных государств — членов ЕС по данному вопросу являются продолжением их подхода в отношении договора об ассоциации Украины и ЕС.

Так, отвечая на вопросы журналистов, посол Франции Жак Фор назвал «преувеличением» ожидание включения в текст соглашения об ассоциации перспективы членства Украины в ЕС, о котором заявил на прошлой неделе премьер-министр Украины Николай Азаров. Ж. Фор напомнил, что одним из главных компромиссов для начала переговоров Брюсселя с Киевом об ассоциации был запрет на любое упоминание о возможности вступления Украины в ЕС. Посол пояснил это необходимостью «оставить двери открытыми для любого варианта развития событий» [1] , что, по сути, означает и такой вариант, как применение политически мотивированного судебного преследования правящей Партией регионов своих оппонентов. А это означает нарушение европейских стандартов прав человека и ведения конкурентной политической борьбы и показывает неготовность Украины к политическому сближению с ЕС, на что нацелено соглашение об ассоциации. Высказывание французского посла — квинтэссенция позиции западной Европы в отношении Украины.

В то же время, как передает Polskie radio, Польша пыталась «протолкнуть» запись о «европейском назначении» шести стран в итоговой декларации встречи в верхах участников Восточного партнерства, которая 29-30 сентября состоится в Варшаве, чтобы предоставить им хоть и отдаленную, но реальную перспективу членства. Однако на это не согласилась часть государств ЕС, в том числе Франция и Германия.

Таким образом, проект декларации варшавской встречи в верхах признает «европейские устремления» партнеров Евросоюза, их постепенную интеграцию с рынком ЕС и обещает двигаться в направлении безвизового режима. Он также предусматривает объявление о завершении переговоров об ассоциации (соответственно, и о ЗСТ) до конца 2011 года, чего добивалась Польша, которая в этом полугодии председательствует в ЕС [2].

Однако реальные смысл и цену этих расплывчатых обещаний показывает внесённое в проект документа обязательство стран-участников программы «Восточное партнерство-ЕС» соблюдать права человека, нормы демократии, основные свободы и стандарты функционирования правового государства. Подписание в обозначенные сроки договора об ассоциации Украины и ЕС ставится в прямую зависимость от названного условия. Западная Европа в таком виде нейтрализует все обещания Польши и Чехии выйти на заключение договора об ассоциации к концу этого года, независимо от исхода «дела Тимошенко». Если в расстановке сил внутри ЕС в ближайшие два месяца ничего не изменится, то при условии продолжения «дела Тимошенко» и её осуждения (безотносительно к тому — останется она в заключении или нет) подписание соглашения об ассоциации с Украиной, скорее всего, до конца года не состоится.

Обращают на себя внимание прямые противоречия в позициях ЕС и Украины в отношении перспектив подписания этого соглашения.

Так, посол Германии на Украине Ханс-Юрген Хаймзёт сообщил, что существует «теоретическая возможность» парафировать соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом на встрече в верхах в Киеве. При этом он подчеркнул, что многим политикам в его стране сложно представить подписание документов, которые сближают Украину и ЕС, «когда госпожа Тимошенко находится за решеткой». Однако посол поставил условие вполне в духе проекта декларации варшавской встречи в верхах, что все это станет возможным лишь в случае, если «украинское руководство поймет все данные ему сигналы». По мнению дипломата, президент Украины Янукович «услышал и понял позицию ЕС» [3].

В то же время глава украинского МИД К. Грищенко в эфире телеканала «Интер» сообщил, что Европейский союз не выставлял прямого условия освобождения экс-премьера Юлии Тимошенко и закрытия дела против нее. «Такой прямой предпосылки никто не выставлял. По крайней мере, с точки зрения наших контактов с официальными руководителями Еврокомиссии», — заявил он [4].

Подобное противоречие возможно в следующих случаях:

1. Если правящая Партия регионов решила довести «дело Тимошенко» до осуждения и, жертвуя пока соглашением об ассоциации, которое не может быть подписано в случае осуждения Тимошенко, нацелилась на первоочередное подписание договора о ЗСТ с ЕС.

2. Если президент Украины В. Янукович действительно «услышал и понял позицию ЕС» по Тимошенко, согласен с ней и Юлию Владимировну решено каким-либо образом оправдать, но выдать это за самостоятельное решение властей, не связанное с давлением ЕС. Однако это связано с серьёзными рисками для регионалов в будущих выборах 2012 и 2015 годов.

3. Если украинская сторона в лице МИД откровенно блефует в расчёте на украинского избирателя.

4. Если украинская сторона реально недооценивает серьёзность неофициальных предупреждений о последствиях «дела Тимошенко» для сближения с ЕС и косвенные ультиматумы.

5. Если, напротив, неофициальная ультимативная связь, которая устанавливается представителями Евросоюза между «делом Тимошенко» и будущими соглашениями Украины с ЕС не отражает реальной официальной позиции руководства ЕС и ведущих государств-членов союза.

Заявление главы украинской делегации В. Пятницкого на переговорах по зоне свободной торговли Украина — ЕС, 18 раунд которых начался в Брюсселе 19 сентября, о том, что текст договора почти готов, а все принципиальные позиции согласованы, также не вносит определённости. Ни в перспективу подписания общего соглашения об ассоциации, ни даже в перспективу подписания самого договора по ЗСТ. Работу по согласованию необходимых вопросов для заключения соглашения об ассоциации с ЕС может продолжать в расчёте на выполнение Киевом условий ультиматума (оправдание Тимошенко и возвращение её в активную политику). Невыполнение условий приведёт к консервации всего процесса, а готовый договор будет отложен до «лучших» с точки зрения ЕС времён.

Усилить жёсткость требований еврочиновников и, кстати, «лоббистов Украины» в ЕС — Польши и Чехии по «делу Тимошенко» может снятие (пока) с повестки дня газовых отношений Украины и РФ вопроса о вступлении Украины в ТС, что стало известно после субботней российско-украинской встречи в верхах. В этом случае риск изменения Украиной внешнеполитического вектора с западного на восточный резко ослабевает, а именно он и был главным мотивом заинтересованности ЕС в скорейшем заключении соглашения с Украиной об ассоциации.

Таким образом, снятие Россией требования о вступлении Украины в ТС, скорее всего, побудит ЕС и отдельные государства союза, играющие ведущую роль в контактах с Украиной, перейти от поблажек украинской власти к более жёстким требованиям в отношении внутриполитической ситуации в стране и выполнения всех европейских политических (и не только) стандартов. Как следствие, подписание соглашения об ассоциации, а возможно и о ЗСТ ЕС и Украины до конца 2011 года может быть отложено.