Турция додавит «Газпром» «Южным потоком»

В конкурентной среде, а также в ситуации усугубляющейся макроэкономической конъюнктуры действия Турции, решившей отказаться от одного из контрактов с «Газпромом» на поставку газа, вполне понятны и оправданы с экономической точки зрения. Дилемма «сохранить лицо» перед партнером или «получить желаемое любым путем» для выживания в кризисный период решается автоматически в пользу последнего. Такое мнение высказали корреспонденту РИА «Новый Регион» аналитики ФГ «Калита-Финанс».

При этом эксперты отмечают, что точно так же, как «Газпром» оказывает при удобном случае монопольное влияние на зависимых от него партнеров, в настоящее время турецкая сторона давит на российскую.

«Можно только с сожалением сказать: «За что боролись, на то и напоролись, – констатируют аналитики. – Ведь Турция является вторым крупнейшим потребителем российского газа. Омрачает ситуацию тот факт, что ранее от сотрудничества с Россией отказались Хорватия и Болгария, а в будущем возможно прекращение поставок и в Финляндию. При этом если расторжение долгосрочных контрактов с вышеуказанными сторонами не столь критичны для России, то потеря Турции станет весьма ощутима в финансовом плане. Эксперты полагают, при частичном отказе от покупки газа российская сторона может потерять до 2 миллиардов долларов».

По оценке экспертов, здесь уже не до разговоров о репутационных потерях. «Впрочем, можно отметить, таковых практически не будет. Положение «Газпрома» уже давно известно, и пертурбации с турецкой стороной лишь косвенно коснутся отношений с другими партнерами», – отмечают они.

Однако, добавляют аналитики ФГ «Калита-Финанс», прямые финансовые потери от экспорта газа могут усугубиться отказом Турции от участия России в строительстве «Южного потока». И эти следственные потери по величине могут значительно превзойти первые. Представляется, именно на данном факторе играют турки, заставляя идти Россию на уступки. Учитывая, что объемы российского газа составляют более 40% от совокупного импорта в страну, а диверсификация поставщиков займет немалое количество времени, Анкаре невыгодно разрывать долгосрочные отношения с Москвой.

В этой ситуации, как полагают аналитики, вероятно, газовому гиганту придется проводить более мягкую ценовую политику по отношению к Турции, но в обмен на согласование всех спорных моментов относительно проекта «Южный поток». Иначе «Газпрому» придется туго в условиях турбулентности на финансовых рынках.

«Однако скорого разрешения вопроса ожидать не стоит: газовый российский гигант не привык идти на существенные уступки, которых требуют турки (скидка до 25%). Достижение компромисса частично окажет влияние на поведении остальных партнеров России, которые, кстати, все чаще заявляют о недовольстве долгосрочного сотрудничества с «Газпромом». Удовлетворять все требования российские власти, естественно, не в состоянии. Все зависит от «цены вопроса». В случае с Анкарой – это цена «Южного потока», и она высока», – заключают аналитики.