Рокировка российского тандема: белорусский аспект

Российская политическая жизнь вошла в предвыборный период, богатый различного рода политическими поворотами, союзами и неожиданными сменами политических фронтов. Рокировка тандема нанесла сокрушительный удар по надеждам на поединок двух лидеров, почти равных по политическому и электоральному потенциалу.

После отказа Д. Медведева выдвигать свою кандидатуру сценарий российских президентских выборов накренился в одну сторону, не оставляя надежды на какую-либо реальную политическую альтернативу В. Путину. Это опасная тенденция, но не о ней, в данном случае наша статья…

Действующий президент Российской Федерации, как бы кому ни хотелось, вступил в стадию «хромой утки». Понятно, что в ближайшие полгода внешнеполитическая активность третьего президента России будет объективно ограничена. Все внимание российского истэблишмента поневоле будет сконцентрировано на выборах и перспективах корректировки внутреннего и внешнего политического курса в рамках стратегии победителя.

Войдет ли Беларусь в перечень тем внешней политики Москвы, подлежащих «перезагрузке» после майской 2012 г. инаугурации четвертого президента России? Опасен ли Владимир Путин Александру Лукашенко в качестве четвертого президента России?… Попытаемся ответить на эти вопросы.

Реакция официального Минска на рокировку российского властного тандема была вполне позитивной. Во-первых, судя по всему, А. Лукашенко знал в общих чертах сценарий российских выборов 2012 года. С весны текущего года белорусский президент едва не открыто принял сторону В. Путина в предстоящей российской предвыборной гонке. По этой причине А. Лукашенко, с одной стороны, вроде как оказывается в выигрыше и может после мартовского голосования рассчитывать на определенные дивиденды, но с другой стороны, уже сейчас понятно, что В. Путин не встретит весной 2012 года реального противника, способного бросить вызов второму президенту России. Жаркой схватки за Кремль не предвидится, так же как и обильных дивидендов союзникам и попутчикам. А. Лукашенко, не раз с 2000 года демонстрировавший поистине свирепую ненависть к В. Путину, скорее относится к «попутчикам», так что трудно представить, что официальному Минску что-то перепадет от возвращения второго президента России на пост главы федерации. Более того, даже незначительная и зачастую чисто декоративная поддержка В. Путина со стороны А. Лукашенко объективно ограничивает белорусского президента в содействии его традиционным союзникам на российском политическом поле – коммунистам.

Тем не менее А. Лукашенко в конце предвыборной кампании традиционно попытается донести до российского и белорусского обществ идею о своем «решающем слове»,которое в итоге «сказывается» на итогах голосования в пользу очередного российского президента (Ельцина, Путина, Медведева).

Во всяком случае, состоявшаяся на прошлой неделе отставка А. Кудрина не обошлась без комментариев из Дроздов. Стоит напомнить, что экс-министр финансов России, руководивший ключевым министерством 11 лет (!), на равных разговаривающий с лидерами современного мира (о чем А. Лукашенко не приходится даже мечтать), известен не только тем, что фактически заново отстроил финансовую систему Российской Федерации, находившуюся в тяжелом положении после 1998 года, но и тем, что в двухлетний срок, предшествующий международному экономическому кризису 2008 года, создал Стабилизационный фонд, благодаря которому Россия вышла из кризиса без существенных потерь и благополучно миновала рецессию.

«Вина» А. Кудрина перед белорусским президентом, то есть и непосредственно перед белорусским народом, заключается в том, что экс-министр фактически 1,5 года назад предсказал экономический кризис в РБ, в который в итоге скатилась белорусская экономика. Именно А. Кудрин сформировал основные принципы выделения кредита Антикризисным фондом ЕврАзЭС, второй транш которого так надеется получить официальный Минск.

А Лукашенко, тяготеющий в своих субъективных оценках политических деятелей к зоологической концепции, определил Кудрина, при котором, между прочим, в 2008 году золоторезервные запасы РФ достигли почти половины ВВП страны(!), в отряд домашних животных семейства полорогих, так хорошо знакомых и близких президенту РБ. Время продемонстрировало, что экс-министр оказался не только образованным и проницательным специалистом, но и принадлежит он к совершенно другому отряду млекопитающих… Однако, столь глубокие знания белорусским президентом особенностей животноводства не оправдывают странное заблуждение, в котором последние четыре года пребывало руководство республики, поглощая в каком-то экстазе огромное количество «аналитического» бреда, в красках расписывающего ожесточенную борьбу между В. Путиным и Д. Медведевым за кулисами Кремля и Белого Дома. Сколько денег ушло политологам-кремленологам, пишущим из Белокаменной прямо в Минск, сколько офицеров КГБ получили звездочки на погоны, годами высасывая из пальца отчеты о «кремлевской грызне», выполняя запрос белорусских властей на информацию о противоборстве внутри «тандема». В итоге же оказалось, что вся интрига представляет собой лишь работу механизма замещения должностей. Поразительно, но данный очевидный факт как-то не умещался в головах белорусского руководства и спецслужб, что, в общем говорит не только об уровне развития политического класса республики, традиционно развлекающегося закулисными клановыми разборками, но и о специфике мышления белорусского экспертного сообщества. Стоит напомнить, что автор этих строк не раз писал об этом опасном заблуждении, которое , будучи сродни инфекционному заболеванию, поразило мозг официального Минска… Если копнуть глубже, то придется с сожалением признать, что, белорусское руководство, воспринимает политику как исключительно непрерывные номенклатурные интриги в сочетании с популистскими, ничего не значащими громкими заявлениями и обещаниями, которые никогда не будут выполнены из-за того, что в очередной раз «правильной политике» А. Лукашенко «помешают» то Россия, то Запад, то сам народ, в панике кидающийся скупать конвертируемую валюту, сахар, тушенку, гречку и золотые слитки из банковских хранилищ.

В условиях политической изоляции белорусский режим порождает мифы, тиражирует и легитимизирует их через пропагандистский механизм и спецслужбы, и в завершении цикла получает их обратно уже в виде весомых и непреложных аксиом. Замкнутый круг : придумывают миф, строят доказательную базу, и сами в итоге в собственную фантазию верят. Как уже отмечалось выше, долгое время политика в отношении России формировалась на основе слухов о борьбе внутри тандема.

Примером еще одного заблуждения является рожденный в самом белорусском руководстве миф о каком-то болезненном стремлении российского капитала к приватизации белорусских производственных активов (в белорусской интерпретации – «захвату фамильного серебра»). Данное заблуждение настолько устойчиво, что по нему сложился полный консенсус между властями и оппозицией. Отношение белорусов к этому мифу носит почти истерический характер: люди в РБ едва ли не всерьез считают, что российские олигархи каждое утро просыпаются с одной и той же мыслью: «Как захапать МТЗ, МАЗ, «Нафтан», механизированную колонну № 2047, овощехранилище и молочно-товарную ферму в Шкловском районе?». Отголоски такого рода настроений проявились во время встречи А. Лукашенко с А. Миллером 23 сентября 2011, когда президент РБ бросил на стол переговоров , как ему казалось «убийственный аргумент» — предоставление Газпрому возможности поучаствовать в покупке акций ОАО «Гродно азот». Однако на А. Миллера «щедрость» белорусского президента не произвела какого-либо ощутимого впечатления, так как зависимость данного предприятия от дешевого природного газа понятна даже школьнику.

Поразительно то, что уверенность белорусского политического класса в «зацикленности» российского бизнеса на «захвате» белорусских предприятий вполне уживается с периодическими попытками легкого шантажа. На прошлой неделе вероятных российских инвесторов «пугали» китайцами, которые «уже завтра» скупят белорусскую нефтехимию, завязанную исключительно на российские энергоносители (!), и, конечно, «Беларуськалий». Это было тем более забавно, что А. Лукашенко, на прошлой неделе, как всегда публично, лгал насчет цены «Беларуськалия» (30 млрд. долларов), с чьей оценкой, по его словам, уже «согласился» Сбербанк РФ. Как вскоре выяснилось из заявления посла РФ в РБ А, Сурикова, ни о какой оценке «Беларуськалия» в 30 млрд. долларов нет и речи, как нет и согласия Сбербанка. С традиционной манерой белорусского президента выдавать желаемое за действительное хорошо знакомы не только в Беларуси, но и в России.

Восприятие современной Беларуси российской элитой.

Итак, в преддверии нового срока В. Путина было бы неплохо провести определённую инвентаризацию мнений российской политической элиты о современной Беларуси и дееспособности ее руководства. Это тем более важно, ведь, как обнаружилось, в российском истэблишменте практически не осталось жестких апологетов А. Лукашенко, о недоговороспособности и капризности которого говорят даже коммунисты (КПРФ в настоящее время продолжает пропагандировать не самого А. Лукашенко, а белорусскую экономическую модель («белорусский социализм») в качестве «альтернативы» российскому капитализму).

Переоценка Беларуси происходит по нескольким проблемным направлениям:

— участие республики в интеграционных проектах, инициированных Россией. К этой же проблеме относится вопрос об объективной готовности Беларуси к реальной интеграции в рамах Единого экономического пространства;

— перспективы политико-экономической эволюции режима А. Лукашенко в новых условиях, в которых оказалась республика в 2011 году;

— способности А. Лукашенко организовать очередную «маятниковую» игру по линии «Москва-Брюссель».

Прежде всего, необходимо отметить, что почти два десятилетия работы с А. Лукашенко не прошли даром для российского истэблишмента. Все-таки несменяемый глава белорусского государства вполне достаточно дискредитировал себя даже в глазах его традиционных поклонников. Никаких иллюзий в отношении белорусского президента нет, но все-таки, с декабря 2010 года о нем в российских верхах говорят спокойно, с уважением. Высшее руководство России отмечает, что профилактические работы с белорусским президентом, проведенные летом и осенью 2010 г., многому научили А. Лукашенко ,и в настоящее время он не дает каких-либо серьезных поводов для того, чтобы говорить о невыполнении Минском обязательств по вхождению РБ в Таможенный Союз и Единое экономическое пространство. То, что 9 декабря 2010 года А. Лукашенко обещал Д. Медведеву, он выполняет.

Необходимо обратить внимание, что в российском правящем классе еще сохраняются определённые расхождения в оценках причин пока продолжающегося в РБ экономического кризиса. Преобладающая часть российской элиты считает, что кризис является свидетельством провала экономической политики А. Лукашенко. Любопытно, что в этой преобладающей части нашла себе место и часть поклонников А. Лукашенко (сторонники безусловной интеграции с РБ), которые, тем не менее, считают, что Россия навязала белорусскому президенту гибельную для его экономики политику. А. Лукашенко попал в ловушку, так как провести рыночные реформы он мог бы только в результате глубокой интеграции с Россией, но пойти на это белорусский президент не может, опасаясь отдать страну на «поругание российским олигархам».

Немногочисленные апологеты А. Лукашенко, собранные в рамках его лобби, продолжают линию белорусской пропаганды, уверяя, что именно Россия ввергла Беларусь в пучину экономического кризиса.

В целом, мнение о белорусской экономике невысокое. Отношение к мерам, предпринимаемых белорусским руководством по выходу из кризиса, ироничное, так как эти меры не носят структурный характер и подразумевают лишь определенное «подмораживание» кризисных явлений в ожидании щедрой финансовой поддержки (кредитов) из-за рубежа. В российском истэблишменте отмечают стремление официального Минска кредитоваться и перекредитовываться на любых условиях, что говорит о критически высокой политической значимости социально-экономической стабильности для сохранения власти в руках А. Лукашенко.

Одновременно, по наблюдениям автора, в российских элитах не верят в протестный потенциал белорусского народа. В Москве не ожидают, что в Беларуси осенью текущего года может случиться социальный взрыв. Если автор этих строк, в рамках своего опыта и знаний о белорусском народе, оставляет место для форс-мажорных обстоятельств, включающих и те, что связаны с образом жизни белорусского президента, о чем весьма эмоционально на прошедшей неделе говорил сам А.Лукашенко, приглашая всех любопытствующих сыграть с ним в хоккей, то в российском экспертном сообществе форс-мажор оставляют за скобками.

Мнения о самом белорусском политическом классе в российском обществе тоже расходятся. Есть небольшая, состоящая в большей степени из представителей российских левых движений, группа людей ,по-прежнему уверенных, что белорусский народ целиком пророссиский, как и белорусская номенклатура. Они относятся к проявлениям белорусского государственного и этнического национализма, включающим и многолетние антироссийские информационные кампании, весьма снисходительно, предлагая не обращать внимания даже на факты оголтелого националистического идиотизма (как, к примеру: http://www.ljplus.ru/img4/i/a/ialeks/dazynki011011_11.jpg), когда власти даже в мелочах (в данном случае, в обыкновенной коммерческой рекламе) не упускают случая натравить белорусский народ на россиян. Но все-таки понимание того, что национализм в Республике Беларусь окончательно победил, постепенно укрепляется в российском политическом классе.