Власть не хочет разрешать никакие выборы

Валентина Матвиенко заявила, что народ пока «не готов» к восстановлению губернаторских выборов.

Что-то в информационном пространстве стала все чаще возникать тема возврата к выборности губернаторов. То один видный политик заговорит о ней, то другой. Даже президент недавно отметился. А накануне по этому поводу высказалась и Валентина Матвиенко. Новоизбранный спикер Совета Федерации считает, что в России возможно возвращение к выборности губернаторов, но лишь тогда, когда россияне «будут к этому готовы».

Собственно, губернаторы избираются и сейчас, но лишь отчасти, опосредованно, считает Валентина Ивановна. «Сегодня тоже есть некий элемент выборности губернаторов, поскольку президент предлагает кандидатуры в местный парламент, созданный, по сути, по воле избирателей. Конечно, это – формальный подход. Но если смотреть с юридической точки зрения, в парламенте должна отражаться точка зрения избирателей», – поделилась своей оценкой ситуации г-жа Матвиенко с телеканалом РЕН ТВ в программе Марианны Максимовской.

Впрочем, когда-нибудь власть вернется к выборности губернаторов, считает спикер Совфеда. «Но это будет лишь тогда, когда мы будем готовы к этому очень серьезному шагу, чтобы выборами губернатора управляли не толстые кошельки, не кланы, не криминальные структуры», – сказала Матвиенко.

В связи с этим хотелось бы понимать: а был ли народ готов к недавним выборам самой г-жи Матвиенко, когда она меняла статус губернатора на спикера?

Но вернемся к губернаторам. Стало быть, свет в конце тоннеля «суверенной демократии» все же есть: выборы будут. Дело осталось за малым – подождать, пока народ станет к этому готов. Кто возьмется определять его готовность, понятно – действующая власть, которая едет на тандеме. А вот как – непонятно. Произойдет ли это с помощью особого прибора под названием, например, «народомер», который для этих целей непременно (в рамках модернизации и развития нанотехнологий) изобретут многомудрые ученые из «Сколково»? Или же придворные социологи разработают специальные невиданные опросные методики? А может, степень готовности народа оценят просто на глазок? Однажды, ясным погожим утром, у власти будет хорошее настроение, и она, щурясь на солнце и потягиваясь, скажет: «А давайте-ка вернем народу выборность губернаторов, порадуем его». И вернет.

Самое интересное, что раньше народ имел такое право, но не ценил его. А потом все произошло по поговорке «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька». «Бузина» случилась в Беслане в виде захвата школы чеченскими боевиками, а «дядьки» нашлись по всей России в виде губернаторов. Именно с того момента власти заговорили об отмене выборности губернаторов в целях борьбы с терроризмом, что и было сделано в 2005 году. После этого, правда, теракты не прекратились, а продолжали совершаться примерно с той же периодичностью, что и раньше, но на назначаемых губернаторах это уже никак не отражалось. Что с них взять – они же не выборные… Ну а народ свое право отстаивать не стал, так что вышло все гладко.

Но зададимся вопросом: а кто более значимая фигура – губернатор или президент? Конечно, президент. Тогда почему президента народу выбирать можно, а губернатора – нельзя? Хотя президентские выборы сейчас и не выборы на самом деле, но тем не менее.

Валентина Матвиенко считает, что выборами губернаторов станут управлять «толстые кошельки». Ну а кто управляет выборами президента? Конечно, государственные интересы, это понятно. Но кто еще? Неужели «толстые кошельки» здесь ни при чем? Что, реклама берется из воздуха, и никто ее не оплачивает? Что, определенные группы бизнесменов не заинтересованы в том или ином кандидате? Что, создание и поддержание деятельности партий полностью укладывается в то скудное бюджетное финансирование, которое они получают? Да и у некоторых кандидатов худые ли кошелки? Слухи ходят разные.

Может, тогда стоит поставить вопрос шире: а готов ли народ к выборам президента? Хоть народ, кажется, сегодня без особого сожаления отказался бы и от них, особенно после недавней акробатики на двойном велосипеде сами знаете кого… но к такому повороту уже не готовы сами власти, ибо они тогда потеряют всякую легитимность и превратятся просто в диктатуру. А с диктаторами в мире разговаривают совсем не так, как с демократически избранными руководителями.

Ранее о необходимости возврата губернаторских выборов говорили бывший мэр Москвы Юрий Лужков и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Президент Дмитрий Медведев не исключает в будущем возвращения к прежней системе выборов губернаторов, когда они избирались всенародным голосованием. Пока же он считает нынешний порядок правильным.

В сентябре г-н Лужков отметил: «Перспективы у меня пока неясные, но совершенно точно в ближайшее время я буду добиваться возвращения выборности губернаторов. В своем известном письме к Медведеву я написал, что отсутствие выборности – это уродливое явление. У нас выборности сегодня нет вообще. В Госдуму вне партийных списков кандидатов выдвигать нельзя. Партийные списки формируются не народом, да и праймериз не отражают народных оценок. Поэтому, если мы хотим сохранить хотя бы относительную независимость в рамках властных структур, то выборы губернаторов должны иметь место».

А «Справедливая Россия» в своей предвыборной программе поставила предельно честный диагноз происходящему в стране: «Действующая политическая система нуждается в серьезной модернизации. Существующие политические ограничения и барьеры препятствуют реализации механизмов народовластия и становятся тормозом в социально-экономическом развитии российского общества. Демократические институты не развиваются. Народ перестает воспринимать себя носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, а власть утрачивает легитимность, доверие общества». Партия прямо обозначила своей целью добиться выборности не только губернаторов и мэров городов, но и членов Совета Федерации.

Почему же власть так не хочет выборности губернаторов? Рискнем предположить, что все дело в том, что с избранными губернаторами Кремлю придется как-то ладить и находить к ним подходы. А с назначенным разговор короткий: или делай, как тебе велят, или отправляйся в отставку.

Удобный порядок, но от него, как нам кажется, придется отказаться уже достаточно скоро. После того крайнего разочарования, которое воцарилось в обществе от «велосипедной перестановки», власть будет вынуждена немного ослабить затянутые ею гайки. Народ, фактически лишенный возможности выбирать президента, должен получить хотя бы выборы губернаторов.