Зюганов разочаровал оппозицию

На прошлой неделе в программе Соловьева «Поединок» на канале Россия-1 встретились лидеры двух левых партий. КПРФ представлял Геннадий Зюганов, а Справедливую Россию Сергей Миронов. Для зрителей эта передача вызвала интерес тем, что позиции партий во многом схожи, и было интересным, как лидеры представят индивидуальность именно своих партий.

Вступление было неожиданным для многих. Сергей Миронов начал с предложения о совместной деятельности по контролю за выборами. Это оказалось неожиданным и для зрителей, привыкших видеть на площадке этой программы противостояния, и для Зюганова, и даже для привыкшего к любым неожиданностям Соловьева, который высказал предположение о создании альянса левых сил.

Выходя с предложением о сотрудничестве, Миронов сильно рисковал. Изначально ясно, что КПРФ, используя бренд преемника КПСС, набирает в число сторонников протестный электорат, и за счет него держит твердое второе место по числу мест в Думе и по предвыборному рейтингу. А тут еще предложение к взаимодействию от более слабой партии, которое зрители могут расценить как слабость самой Справедливой России, так и ее лидера Сергея Миронова. Очевидно, Зюганов именно так это и расценил. Во время дискуссии он вел себя как царь крупного государства, к которому пришел на прием вождь маленького племени, которое располагается у границ этого государства. Но вот имеет ли он основания для такого поведения?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует еще раз взглянуть на расклад политических сил в стране и на предвыборные рейтинги. В Думе безраздельно лидирует Единая Россия. И у нее есть большие шансы одержать победу на декабрьских выборах, несмотря на критическую массу негатива к этой партии. У нас в стране еще достаточно чиновников, которые с их семьями образуют внушительную массу избирателей. Туда же будут загонять госсужащих, военнослужащих и прочий дисциплинированный контингент. Ну и поддержка структуры избиркома – тоже немаловажный фактор. Вопрос в том, сможет ли Единая Россия преодолеть планку 50% или нет. На втором месте стоит КПРФ, и мало у кого вызывает сомнения в том, что она останется на втором месте. Третье и четвертое место делят, и будут делить ЛДПР и Справедливая Россия.

В этом списке Справедливая Россия стоит особняком. Многочисленные опросы, проводимые различными организациями, говорят о том, что Справедливая Россия имеет рейтинг много ниже, чем необходимые 7%. Но из опыта проведения выборов, этот рейтинг Справедливой России приписывают постоянно. И также постоянно она получает результат на уровне 15%. Скорее всего, так будет и в декабре. Особняком она стоит потому, что мешает всем думским партиям. Единая Россия львиную долю нападок на политических противников посвящает Справедливой России. Жириновский во время дебатов с Председателем СР Левичевым перешел на откровенное хамство и по отношению к Левичеву и по отношению к самой партии. Зюканов при каждом упоминании Справедливой России также пытается вылить на нее ушат грязи.

Каждая из этих партий заявляет о всенародной поддержке. И в этом заключается их общая ошибка. Самую распространенную оценку народом их деятельности можно выразить так — «Надоели вы все до чертиков!!!» И намерение голосовать за ту или иную партию определяется по принципу наименьшего зла. За Единую Россию кроме чиновников будут голосовать и те, которые видят весь негатив, но считают, что от перемен может быть только хуже. Научены горьким опытом. КПРФ поддерживаю избиратели, считающие, что коммунисты могут хоть что-то противопоставить нынешней монополии власти. Среди сторонников Справедливой России те, кто считает, что надо голосовать против ЕР, но при этом не поддерживают коммунистов. Сторонников ЛДПР привлекает харизма лидера партии.

Но люди не могут понять, почему заявляя о любви к народу, партии так мало делают для этого самого народа. Ну, хорошо. Партия Единая Россия не пропускает очень хорошие законопроекты оппозиции. Так соберитесь втроем, без представителей ЕР, лидеры оппозиционных партий, выберите важнейшие мероприятия, и сходите к Президенту. Но этого не происходит. Значит и без Единой России вы бы были как лебедь рак и щука?

Давайте смоделируем ситуацию. Допустим, услышали небеса молитвы людей и чудесным образом Единая Россия исчезла с политического поля. Главной стала бы КПРФ. Что изменилось бы в стране? Безусловно, программа КПРФ более народна, чем нынешние действия власти. Но, при всех заявлениях КПРФ о готовности прислушиваться к оппозиции, в реальности мы видим, что суть этой партии и ее лидера в точности повторяет суть Единой России. Слышать только себя и никого больше. Если уж Зюганов не смог достойно ответить на предложение Миронова о совместном контроле за выборами, вопроса, важного для обеих партий, то чего от него ждать, если возникнут разногласия? При любой хорошей программе без учета замечаний оппонентов, страну можно привести только в одно место. В тупик.

Интересна для анализа позиция Жириновского. Во время дискуссии с председателем СР Левичевым на вопрос, почему ЛДПР проголосовала против закона, представленного СР и улучшающего жизнь простых людей, Жириновский дал удивительный по глубине ответ. Вы, заявил он, воры, мошенники, негодяи. И мы будем голосовать против всего. Что вы предложите. А теперь попробуем смоделировать еще один вариант развития событий. Допустим, на декабрьских выборах ЕР не набирает 50% голосов. СР выдвигает законопроекты, улучшающие жизнь людей, которых заготовлено немало.И получает поддержку КПРФ. ЕР, разумеется, голосует против. И против голосует ЛДПР. Только потому, что законопроекты выдвинуты Справедливой Россией. И опять Единая Россия в выигрыше.

Поэтому избирателям предстоит сделать сложный выбор. Как избавиться от монополии во власти и не начать взращивать еще одного монополиста. Каким должен стать состав Государственной Думы, что бы она, наконец, стала местом для дискуссии различных политических сил и местом, где формируются законы, улучшающие жизнь простых людей.

Следует отметить, что позиция Миронова на дискуссии имеет в рядах Справедливой России немало противников. Вот что пишет в своем блоге один из сотрудников партии. «Много говорили о необходимости объединяться, действовать вместе против политического монополизма. Причем, у Зюганова получалось, что для этого всем остальным просто надо вступить в КПРФ. Я же уверен, что с этой компартией ни в какие предвыборные и прочие союзы-коалиции вступать не нужно и более того – вредно. Объясню, почему. КПРФ – давняя опора власти. … Ее (КПРФ) задача – канализировать народное недовольство, обеспечивая безопасность правящей элиты. Ведь если пар благополучно выходит в трубу, нечего опасаться. Разумеется, нет ничего хуже для КПРФ, чем присутствие нормальной левой партии на одном поле. СР для КПРФ – лютый враг.»

Ему вторит Михаил Делягин в одном из своих интервью. «Новые настроения в КПРФ есть, и новые люди появляются, и новые голоса она не только получит, но ей их даже и нарисуют. Но при Зюганове это все не будет иметь никакого значения: люди, подчиняющиеся ему, самим этим подчинением демонстрируют свое согласие на рабство. А добровольное рабство даром не проходит; он уйдет — они не распрямятся. Мы проходили это в масштабах общества, скоро увидим в масштабах партии.» Не менее звонкие заголовки и в блогах. «Зюганов — могильщик КПРФ». Это один из самых корректных. Так что Зюганову, утверждающему, что он выражает интересы простых людей, следует спуститься с небес на нашу грешную землю.

Что касается второго участника дискуссии, Сергея Миронова, то он начинает находить понимание у все большего числа людей. Потому что Справедливая Россия – единственная из думских партий, которая обладает признаками политической партии как сообщества людей с различными взглядами, но объединенных одной целью. Целью строительства социального государства. Миронова часто упрекают в излишней мягкости. Но многие начинают понимать, что партию нельзя строить иначе. Вот, возьмем ЕР. Там все ясно. Позицию депутатского корпуса и партии выразил Грызлов, говоря о конфликте по Химкинскому лесу. «У нас в партии есть различные мнения, но проголосуем так, как скажет Президент». В этом и есть суть партии. В ЛДПР трудно представить, что кто-то начнет отстаивать позицию, не совпадающую с мнением Жириновского. Достаточно строгая вертикаль власти в КПРФ. Справедливая Россия, объединив 9 партий, в принципе не может выстроить своих лидеров по стойке смирно. В СР достаточная свобода действий политиков. И трудно представить, как можно командовать такими лидерами, как Гудков, Левичев, Дмитриева, Хованская. Для формирования единой позиции этих лидеров и других активистов партии, нужна была долгая, кропотливая работа по согласованию позиций. Такая работа была проведена. И Справедливая Россия сейчас выступает единым фронтом в качестве партии, нацеленной на строительство социального демократического государства, и в качестве партии, противника монополизма правящей партии.

А Сергей Миронов сделал следующий шаг. Он стал первым из партийных лидеров, предложившей другой партии совместные действия, направленные на решения общей задачи. Время покажет, сможет ли эта инициатива получить развитие, или она утонет в амбициях других партийных лидеров. Хотелось бы, чтобы выиграл первый вариант, соответствующий элементарному здравому смыслу.