Кудрин сошел с дистанции — кто следующий?

Отставка Кудрина, ставшая единственным громким политическим скандалом за все 4 года правления тихого юриста Медведева, демонстрирует безжизненность российской политической сцены.

Примитивная до крайности схема смены лидеров российской власти была обнародована 24 сентября 2011 года на съезде «Единой России». Судя по публичным заявлениям, члены правящего тандема собираются просто поменяться креслами. Владимир Путин займет пост Президента РФ, Дмитрий Медведев, соответственно, – пост премьер-министра. Самое большое разочарование эта новость принесла старому другу и соратнику Владимира Путина — Алексею Кудрину. Министр финансов до последнего лелеял надежду, что пост премьер-министра достанется именно ему.
Технократ Кудрин, очевидно, имел далеко идущие планы на кресло премьера. Чиновник с замиранием сердца ждал окончания президентского срока Дмитрия Медведева.

Кудрина связывают с Путиным весьма давние отношения: 20 лет работы бок о бок «на передовой» в политике многого стоят. Владимир Путин бесконечно доверяет чиновнику в экономических вопросах, даже несмотря на то, что тот «сжег» стабилизационный фонд в пожаре кризиса 2008 года. Тогда именно Кудрин убедил бывшего президента направить доходы от продажи нефти в «американский сейф». Деньги, которые по плану чиновника, должны были спасти Россию, позволив ей избежать обращения к кредитам в кризисных условиях падения цен на нефть, просто «сгорели». А ведь эти колоссальные капиталы могли быть потрачены на социальные проекты и инфраструктуру.

Технократ Кудрин, очевидно, имел далеко идущие планы на кресло премьера. Чиновник с замиранием сердца ждал окончания президентского срока Дмитрия Медведева. Из последних сил Кудрин соглашался с одиозной политикой и экономическими реформами президента, подводящими бюджет на грань срыва. Но честолюбивые мечты рухнули после заявлений тандема на съезде «Единой России». Узнав о том, что пост премьера не светит ему ни в этом году, ни, что вероятнее всего, еще 12 лет, Кудрин впал в отчаяние.

Чиновник заявил, что вообще не станет работать в правительстве Медведева. «Я не вижу себя в новом правительстве, — сказал теперь уже бывший глава российского Минфина журналистам в Вашингтоне, где находился на заседании Международного валютно-финансового комитета. — Дело не только в том, что мне никто и не предлагал, но, я думаю, что те разногласия, которые у меня есть, они не позволяют мне идти в это правительство».

По официальной версии Кудрин покидает правительство из-за разногласий по поводу трат на армию и пенсии. По мнению чиновника, три процента ВВП, которые Дмитрий Анатольевич распорядился передать дополнительно на военные расходы, составляющие примерно 2,1 триллиона рублей, — это годовое финансирование всей системы образования, включая все вузы, все средние школы, все специальные учебные заведения. То есть сумму, на которую три года могло существовать все образование России, планируется потратить на перевооружение армии. Для убежденного западника Кудрина такое решение является неприемлемым. Также чиновник считает, что чрезвычайно остро стоит проблема дефицита Пенсионного фонда. По расчетам экономистов, дефицит на следующий год достигнет больше 1 триллиона рублей.

«Если, Алексей Леонидович, вы не согласны с курсом президента, а правительство проводит президентский курс, у вас есть только один выход, и вы знаете какой. Подать в отставку», — прокомментировал заявления Кудрина Медведев в ходе заседания Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Если при Путине чиновник еще имел возможность высказывать свое мнение и принимать решения, то при Медведеве он оказывался в роли «мальчика для битья». Оценив упертость министра, Дмитрий Медведев пришел к выводу, что им двоим никогда не сработаться, и 26 сентября подписал указ об отставке Кудрина. Теперь чиновник не только потерял министерский пост, но и вице-премьерский.
Спасти ситуацию и «навести порядок» в стране может лишь принятие новой, идеологически однозначной и последовательной программы, которой Путин будет следовать предстоящие 12 лет своего правления.

Это событие было по-разному воспринято представителями различных политических сил. Серьёзной потерей считает уход из правительства теперь уже бывшего министра финансов Алексея Кудрина глава ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс. «Какими бы ни были причины отставки Алексея Кудрина, я считаю его уход с поста министра финансов серьезной потерей для страны. Профессионалов такого уровня, способных работать в условиях нынешних политических реалий, в России больше нет. Это особенно тревожно на фоне формирующейся новой волны глобального кризиса, которая по своему масштабу может оказаться серьезнее предыдущей», — уверен он.

Между тем, в КПРФ предложили отметить отставку Кудрина салютом. «Уход министра нужно приветствовать и вполне можно назначить внеочередной салют над Москвой», — не сомневается первый зампреда ЦК компартии, вице-спикер Госдумы Иван Мельников. По его словам, отставка не приведет к изменению финансово-экономической политики, так как она носит лишь аппаратный характер. Он уверен, что «курс останется тем же, однако, вопрос ответственности лично Алексея Кудрина все равно существует».

Этот, пожалуй, единственный громкий политический скандал за все 4 года правления тихого юриста Медведева демонстрирует омертвелость, безжизненность российской политической сцены. Очевидно, руководство России, представляющее собой хоровод одних и тех же людей, рискует рано или поздно нарваться на глобальную психологическая усталость населения. Отсутствие реальных перемен в руководящем составе уже сейчас заставляет «пробуксовывать» предвыборную кампанию правящей партии. Знаменитый тандем настолько оторван от общества, настолько привык моделировать «искусственную реальность» с помощью пиара и «спектаклей», что в скором времени может потерять доверие избирателей.

Спасти ситуацию и «навести порядок» в стране может лишь принятие новой, идеологически однозначной и последовательной программы, которой Путин будет следовать предстоящие 12 лет своего правления. Иначе «хроническая политическая усталость» населения рискует перерасти в политический невроз, а, возможно, в уличный протест.