Адвокат Юлии Тимошенко раскритиковал обвинение

Второй день судебных дебатов по делу о превышении Юлией Тимошенко власти и служебных полномочий начался с выступления ее адвоката Николая Сирого. Напомним, в среду в ходе дебатов уже выступили защитники экс-премьера Юрий Сухов и Александр Плахотнюк (см. вчерашний «Ъ»). Господин Сирый условно разделил свое выступление на две части: вначале он проанализировал обвинительное заключение с точки зрения европейских правовых норм, а затем высмеял некоторые положения документа.

Господин Сирый вызвал смех в зале, комментируя формулировку обвинения о том, что Юлия Тимошенко «единолично подготовила и утвердила директивы на подписание газовых контрактов».

— Вы представляете, как премьер-министр, закрывшись от всех в своем кабинете, садится к компьютеру и начинает втихаря набирать текст директив? — артистично воспроизводил версию Генпрокуратуры Николай Сирый.- При этом люди в ее приемной сидят и гадают: чем же премьер-министр занимается в закрытом кабинете. А потом она тихонько пробирается по коридору, находит нужные двери, открывает сейф, берет печать Кабмина и так же тихонько по коридору возвращается в свой кабинет.

Раскритиковал адвокат и утверждение обвинения о том, что Юлия Тимошенко оказывала «противоправное влияние» на лиц, подписывавших газовое соглашение. «Как можно повлиять на Олега Дубину (экс-глава правления НАК «Нафтогаз Украины».-«Ъ») таким образом, чтобы у него не было выбора?» — недоумевал господин Сирый. Он подчеркнул, что каждый из подписывавших газовое соглашение имел возможность отстаивать свою позицию, заявить о несогласии с мнением премьера и «в конце концов, подать в отставку». «Это же менеджеры самой высокой квалификации! Разве их можно напугать увольнением?» — обратился с риторическим вопросом Николай Сирый, подчеркнув, что ни один из топ-менеджеров НАК «Нафтогаз Украины» не находился в безальтернативной зависимости от тогдашнего премьер-министра.

Выступление Николая Сирого длилось четыре с половиной часа. «Законным результатом рассмотрения этого дела может быть только оправдательный приговор»,- резюмировал он под аплодисменты присутствующих в зале. После него с короткой речью выступила дочь Юлии Тимошенко Евгения Карр. Она заявила, что была свидетелем многочисленных нарушений, допущенных в ходе рассмотрения дела, и не увидела ни доказательств, ни состава преступления. «Мне становится страшно, как мои и ваши дети будут жить в обществе, где нет ни права, ни закона»,- сказала она.

Около 15.00 слово взяла Юлия Тимошенко. Поблагодарив команду юристов, защищавших ее, и международное сообщество, она заявила, что это был «очень специфический суд». «Это был классический суд Линча, когда собралась группа людей, перед которой было поставлено незаконное задание расправиться с человеком,- произнесла экс-премьер.- Если кто-то думает, что приговор будет оправдательным, не питайте надежд. Приговор уже написан, и он будет обвинительным».

После этого Юлия Тимошенко впервые за время рассмотрения дела встала и заявила, что выступать в судебных дебатах будет стоя, поскольку обращается не к суду и прокурорам, а к украинскому народу. Первым тезисом, который опровергла экс-премьер, было утверждение о том, что газовые контракты были подписаны на невыгодных для Украины условиях. «Никогда ни один мой шаг не был продиктован двойными стандартами»,- сказала она и подчеркнула, что в случае повторения газового кризиса действовала бы так же.

Выступая в судебных дебатах, госпожа Тимошенко приводила аргументы о том, что газовые контракты 2009 года были выгодны Украине, подчеркнув, что власть целенаправленно скрывает эту выгоду от народа. «В документе, который подписал во время кризиса «Нафтогаз», было предусмотрено повышение цены на транзит газа на 70% с 1 января 2010 года»,- заявила Юлия Тимошенко. При этом она напомнила, что в одном из соглашений, подписанных между НАК «Нафтогаз Украины» и RosUkrEnergo, цена на транзит была зафиксирована на 25 лет. Кроме того, она раскритиковала и другие газовые соглашения, назвав эти документы «историей коррупции». «Все руководители государства — премьеры, президенты — решали этот вопрос и раньше. Вот едет Азаров в Россию. О чем он говорит? О газе. О чем говорит Янукович без галстуков с удочками? О газе. Так давайте возбудим уголовные дела в отношении всех — от первого до последнего президента»,- предложила в ходе судебных дебатов Юлия Тимошенко.

Комментируя тезис о том, что ее поручение НАК «Нафтогаз Украины» было оформлено ненадлежащим образом, экс-премьер заявила об абсурдности такого обвинения. «Мне что, писать только на бланке? Устно не говорить? А если, извините, экстренная ситуация, и премьер находится в туалете? Написал на туалетной бумаге и передал министру — это что, уже не поручение? — эмоционально говорила госпожа Тимошенко.- Вы просто поймите, они хотят дать мне 7 лет за то, что я написала поручение не на бланке — это нормально?»

Кроме того, недоумение экс-премьера вызвали попытки гособвинения выяснить, кому она передавала директивы. «Кому захотела, тому и дала почитать»,- сказала она и напомнила, что вместе с ней в помещении находились бывший министр топлива и энергетики Юрий Продан и тогдашний председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина.

Завершая выступление, Юлия Тимошенко заявила, что никогда не обратится к президенту Виктору Януковичу с просьбой о помиловании. «У них есть план: вынести обвинительный приговор в первой и во второй инстанциях, а потом Янукович обратится с предложением о помиловании,- сказала она.- Но есть маленькая деталь: за помилованием должен обращаться тот, кому вынесен обвинительный приговор. А я ни при каких обстоятельствах никогда за помилованием не обращусь».

Вчера суд закончил заслушивать выступление Юлии Тимошенко. В ходе следующего заседания стороны должны будут обменяться репликами.