Оправдание автократов

Публичной реакции на рокировку внутри тандема лидеры стран СНГ пока избегают.

«Двум медведям в одной берлоге не ужиться». Если верить утечкам WikiLeaks, так еще несколько лет назад откомментировал американским дипломатам деятельность российского тандема президент Азербайджана Ильхам Алиев. Публичной реакции на рокировку внутри тандема лидеры стран СНГ пока избегают, что вполне разумно. До президентских выборов в России еще почти полгода, и судя по волнениям, сотрясающим российский властный Олимп, можно ожидать там еще немало сюрпризов.

Тем не менее если исходить из мало кем оспариваемой уверенности, что Владимир Путин вернется в Кремль новым старым президентом, то среди лидеров стран постсоветского пространства это знание может порадовать разве что только президента Армении Сержа Саргсяна. И не потому, что президентство Медведева не принесло Еревану каких-то ощутимых дивидендов в карабахском урегулировании. Оно и для Баку не оказалось подарочным. Дело в другом — армянскому руководству в последние годы удалось выстроить с Москвой такие отношения, которые по большому счету мало зависят от того, как зовут хозяина Кремля. Хотя привычка больше ориентироваться на Путина и его команду, похоже, в Ереване осталась прежней.

Впрочем, и в Центральной Азии есть руководитель, которого новость о грядущей путинской реинкарнации не могла не порадовать. Это нынешний премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев, имеющий серьезные шансы уже в этом году, одержав победу на выборах, стать следующим президентом Киргизии. Ведь в этой стране сложилась отличная от российской традиция: там президенты не возвращаются во власть, а, наоборот, будучи свергнутыми, бегут из страны. Президентские амбиции Атамбаева не в последнюю очередь питаются устойчивыми связями, которые у него установились с Путиным и его окружением.

В отличие от Бишкека, в Ташкенте и Душанбе ожидания возвращения Путина кажутся не столь радостными. В опубликованной на днях WikiLeaks очередной депеше американских дипломатов подробно излагаются оценки президента Узбекистана Ислама Каримова, данные им нынешнему российскому премьеру, которого он обвиняет в «имперских амбициях». И это несмотря на пламенные речи Каримова, которыми он в начале 2008 года призывал того же Путина не обращать внимания на конституционные ограничения и пойти на третий президентский срок. Это было всего за пару месяцев до президентских выборов, на которые Путин уже отрядил своего преемника Медведева.

Обиды на Путина терзают и таджикского президента Рахмона. На свое несчастье, он делился ими с Медведевым, когда тот уже стал президентом. С тех пор российский премьер демонстративно избегал встреч с Рахмоном.

Но нет худа без добра. Намерение Путина вновь обрести президентские полномочия (мало кто сомневается, что на 12 лет) во многом оправдывает стремление к практически пожизненному президентству тех же лидеров Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Туркмении. И пожалуй, тамошние автократы в каком-то смысле выглядят даже откровеннее. Они не стесняются перелопачивать конституции или проводить референдумы, спрашивая о себе «мнение народа».