КПРФ. Какой съезд, такие и списки…

В Подмосковье прошёл внеочередной XIV съезд КПРФ, который принял решение об участии партии в предстоящих выборах в Государственную Думу и утвердил список своих кандидатов в депутаты. Об особенностях этого мероприятия и принятых на съезде решениях редакция сайта comstol.info побеседовала с Первым секретарём МГК КПРФ, депутатом Московской городской Думы IV созыва Владимиром Ивановичем Лакеевым. КС: Как бы Вы охарактеризовали прошедший съезд? Чем он отличался от предыдущего?

В.И.Лакеев: Съезд партии прошёл в обстановке полной закрытости. Информация о том, как работала кадровая комиссия ЦК, как работал Президиум над списком кандидатов в депутаты, была крайне скупой. Но самое главное – съезд прошёл в обстановке партийного кризиса и с нарушениями Устава. Делегаты на съезд избирались на ущербных, нелегитимных партконференциях. Так было и в Москве, и в Челябинске. Коммунисты, которые придерживаются ленинских норм партийной жизни, провели свои партийные конференции и избрали своих делегатов. В итоге делегатов от Москвы и Челябинска выпроводили из помещения, где проходил съезд, а некоторых даже не пустили на порог. И после этого Зюганов в своём докладе говорит, что Программа КПРФ гарантирует демократизацию политической системы в России. Как может политическая организация, которая последнее время сама не соблюдает элементарных демократических норм, гарантировать демократизацию? Видимо, по мнению Зюганова, чем меньше будет демократии в крупнейшей оппозиционной партии, тем успешнее будут идти процессы демократизации в России.

КС: На съезде был утверждён список кандидатов в депутаты от КПРФ. Чем, на Ваш взгляд, примечателен этот документ?

В.И.Лакеев: Примечателен, например, тем, что там много неизвестных фигур. Остаётся предположить, что эти люди являются просто спонсорами, которых всё более активно использует КПРФ, по сути дела продавая места на выборах.

КС: Но ведь есть там и известные фамилии уважаемых людей.

В.И.Лакеев: Конечно, среди кандидатов много и достойных людей, но в целом по списку много вопросов. Вот, например, известная фамилия Черкесов – ближайший соратник Путина, бывший руководитель Госнаркоконтроля, который попал в федеральный список КПРФ. Объясняют, что он поменял взгляды, встал на позицию коммунистов. Это конечно хорошо, и такое мы можем только приветствовать. Но почему же соратника Путина, который только поменял взгляды, включают сразу в федеральный список, да ещё на проходное место?

Так что есть вопросы. Но самое поразительное, что никто эти вопросы на съезде так и не поднял. Очень печально, что делегаты съезда проглотили это. Не думаю, что они все согласны с этими объяснениями и не имеют претензий по кандидатуре Черкесова. Но политическая несмелость или инерционное соглашательство не позволили им поднять эту проблему на съезде. Или они беспокоились за свои места…

Не самое страшное, что Черкесов прошёл. Самое страшное – как он прошёл. При молчаливом согласии даже тех, кто был против включения этой фигуры в федеральную десятку.

КС: Как Вы оцениваете региональные списки?

В.И.Лакеев: Там ещё больше сомнительных кандидатур. Например, Миргалимов Хафис Гаязович от Татарстана, который расколол партийную организацию республики. Погромщик московской организации, идеолог этого погрома, небезызвестный Сергей Павлович Обухов, он на проходном втором месте в региональной группе от Краснодарского края. Алексей Иванович Лебедь, бывший губернатор Хакасии… Он, наверное, тоже, как и Черкесов, встал на позиции КПРФ. И это можно приветствовать. Но сразу на первое место в региональном списке?

Муравленко, связанный с нефтяным бизнесом – тут всё понятно. Плетнёва, которая прославилась доносом на рабочих Пикалёво – на первом месте в Тамбовской и Пензенской области. Один из главных погромщиков партии, автор бредовых идей о противостоянии марксизма и марксизма-ленинизма Владимир Степанович Никитин – первый в списке от Калининградской и Псковской областей. Его правая рука, вдохновенный погромщик и разоблачитель «троцкизма» и других надуманных Президиумом ЦК негативных явлений, Геннадий Матвеевич Бенов – первый от Сахалинской области. Сокол, погромщик Ленинградской партийной организации – на первом месте в городе Санкт-Петербург. Вадим Георгиевич Соловьёв, главный партийный юрист, приложивший немало усилий для того, чтобы создалась такая обстановка в партии, который юридически пытается обосновывать, порой неуспешно, все карательные меры Президиума ЦК и ЦКРК – на первом месте в Тверской области. Погромщик Челябинской организации и приложивший руку к погрому московской организации Тетёкин Вячеслав Николаевич – первый в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе. И там же четвёртым – человек, который только и занимается погромами и псевдоразоблачениями, «партийным следствием» – вот такой термин спустили несколько месяцев назад в наш партийный оборот – Владимир Алексеевич Святошенко. Поклонова, марионетка ЦКРК и Президиума ЦК, которую в Челябинской области не поддерживают большинство коммунистов, на первом месте в региональном списке. Все как на подбор…

КС: Особенно интересен московский список.

В.И.Лакеев: Ну, тут сплошные погромщики, интриганы и те, которые просто забыли, зачем они вступали в партию, всё отдавая внутрипартийной борьбе в московской организации, борьбе, которая приведёт и уже приводит к печальным последствиям. Первый Рашкин, третий бизнесмен Кумин, который ещё в 1996 в Челябинске активно призывал голосовать за Ельцина. Кумин, кстати, вошёл и в правительство народного доверия.

Вообще, очень странное это правительство. В докладе Зюганова сказано, что оно состоит из профессионалов и патриотов России. Очень расплывчатое определение. Наверное, важен не только профессионализм, но и то, на кого будет работать этот профессионал, какова его социально-политическая отдача. Формулировка, на мой взгляд, должна быть более левая – в правительстве должны быть прежде всего люди, которые стоят на защите интересов народа, те, которые будут осуществлять коренные преобразования в стране, убеждённые коммунисты, а не просто профессионалы, пусть и патриоты России.

КС: Почему, на Ваш взгляд, такой активный член фракции КПРФ, как Олег Николаевич Смолин, поставлен лишь на четвёртое место в Москве? И кажется, шансов у него немного. Ведь он не участвовал во всех этих внутрипартийных делах. За что ж его так покарал Геннадий Андреевич?

В.И.Лакеев: Да, Олег Николаевич оказался даже ниже Кумина. Видимо, Кумин настолько важен, что всё хорошее, что делал Смолин, отступает на задний план, чтобы дать дорогу Кумину. Наверное, запомнили и публикацию Смолина в «Советской России», где он высоко оценил Ивана Ивановича Мельникова, назвав его человеком, который проявляет партийную принципиальность, не боится отстаивать своё мнение. Всё это было по следам голосований в Президиуме ЦК по разгрому Ленинграда и Москвы, когда Мельников практически в одиночку голосовал против. Кроме того, все помнят выступление Смолина на предыдущем партийном съезде, где он высказался прямо против заигрываний с совершенно не научной концепцией «русского социализма».

Кстати, было на том съезде ещё одно выступление, которое повлияло на судьбу Московской партийной организации – Владимир Дмитриевич Улас высказал несогласие с идеологической позицией Президиума ЦК. В 2008 году уже нельзя было выражать никакого несогласия, тем более занимая такую должность…

КС: На прошлом съезде и Жорес Иванович Алфёров довольно жёстко высказался…

В.И.Лакеев: Да. И вот он теперь только на четвёртом месте, пусть и в федеральном списке. Получается такая подоплёка четвёртых мест… Хотя Алфёров больше никогда и нигде своё несогласие с руководством не высказывал… Почему – сложно сказать…

КС: С партийными номенклатурщиками и богатыми людьми всё ясно. А есть ли в партийных списках простые рабочие, трудящиеся?

В.И.Лакеев: Раньше были, сейчас их практически нет. Были попытки вести переговоры с профсоюзами и другими рабочими организациями, но они ни к чему не привели. Часть рабочих активистов пошли в «Справедливую Россию», есть они и в «Единой России». Но это так называемые номенклатурные рабочие, которые всегда были. Сегодня они готовы поддержать определённую позицию – позицию власти в том числе – и за это получить депутатские мандаты. А на КПРФ рабочие сегодня не ориентируются. В КПРФ сегодня всё больше генералов в отставке, бывших губернаторов и руководителей федеральных ведомств…

КС: Какую позицию занимает альтернативный горком КПРФ в Москве по отношению к выборам? Какое участие будут принимать московские коммунисты в этом мероприятии?

В.И.Лакеев: Сейчас я не могу окончательно сформулировать нашу позицию. В октябре пройдёт Пленум городского комитета партии, который и вынесет решение по тактике и участию нашего городского комитета в избирательной кампании. Есть позиции отдельных представителей горкома, райкомов, первичных организаций. Не все ещё высказали своё мнение, идёт обсуждение.

Есть два подхода. Первый – мы как часть политической партии, оставаясь в КПРФ, участвуем в избирательной кампании, хотя могут быть различные оговорки, официально озвученные, в частности по поводу списков кандидатов в депутаты. Второй подход – отказ от участия в выборах, т.к. наше участие на стороне КПРФ лишь льёт воду на мельницу погромщиков, людей, которые уже, по сути, перестали быть коммунистами.

Однако сторонники и первого и второго подхода сходятся на том, что возможности работы на участках, в комиссиях, возможности контроля за избирательной кампанией упускать не надо.

Кроме того, перед принятием окончательного решения мы обязательно сверим наши позиции с товарищами из других регионов. Перед Пленумом горкома в Москве должно пройти очередное совещание представителей региональных партийных организаций. Мы посоветуемся с нашими товарищами, чтобы при обсуждении на Пленуме принять во внимание и их точку зрения.

КС: Каковы, на Ваш взгляд, шансы КПРФ на этих выборах? Каков Ваш прогноз по другим партиям?

В.И.Лакеев: У КПРФ есть свой ядерный электорат, так что меньше 10% КПРФ не получит ни в Москве, ни в целом по России. Но большого успеха, скажем, за 20%, как это было в 90-е годы, ожидать не приходится. И в этом свете вызывает некоторое недоумение отношение к выборам в партийной печати. В газетах пишут: путь к Победе, причём Победа с большой буквы. Можно подумать, что мы стоим на пороге какого-то великого исторического события. С большой буквы у нас всегда писали Победу в Великой Отечественной войне. А здесь получается, что если КПРФ получит 18-19% голосов и чуть большее число мест в Парламенте, которые ни на что не повлияют, такой успех будет расцениваться как Победа с большой буквы. А ведь для любого нормального человека победа, с большой или маленькой буквы, это завоевание парламентского большинства, о котором мечтать конечно сегодня не приходится.

По другим партиям. Думаю, несмотря на все усилия Митрохина, время «Яблока» прошло. У ЛДПР тоже есть свой ядерный электорат, в основном среди людей, которым нравится экзотика или манера выступления Жириновского. Ведь не все люди ассоциируют свои политические пристрастия с определённой партией. Они больше думают о том, кого им интереснее будет наблюдать на экранах телевизоров ближайшие четыре года. Политическая культура у нас не высока.

«Справедливая Россия» последнее время оживилась, но она наименее прогнозируемая. Одно дело – «Справедливая Россия» при поддержке партии власти, как левое крыло всей путинской системы, другое дело – партия в тех условиях, когда эта поддержка в значительной мере утрачена.