Восемь мнений об интервью Медведева

Дмитрий Медведев объяснил почему не собирается баллотироваться на второй срок. В своем интервью центральным телеканалам, которое вышло в эфир в пятницу вечером, президент говорит о конкуренции, рейтингах и сравнивает себя и Путина с Хиллари Клинтон и Бараком Обамой. Slon.ru решил спросить известных журналистов и политологов, почему Медведев уступает право участия в президентских выборах 2012 года премьер-министру и что они думают об интервью президента?

Алексей Венедиктов – главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

У моего любимоего Ежи Леца есть такой афоризм: «Если видишь человека насквозь, знаешь, кто за ним стоит». В своем интервью президент Медведев пытался объяснить народу, почему он, имея все права на второй срок, будучи здоровым, вменяемым и политически боевым человеком не идет на второй срок, а уступает место человеку, который за ним стоит. Может быть я тупой, но вот я не понял.

Особенно безумным кажется сравнение с Хиллари Клинтон и Бараком Обамой, которое не имеет никакого отношения к правде и реальности. По опубликованным сегодня данным ВЦИОМа, Владимир Путин опережает Медведева всего на 1%. У премьера 61% доверия, а у президента – 59%. Но это не называется – опережает, особенно если вспомнить про погрешность в 3% во время таких опросов. К тому же, на мой взгляд, рейтинги не являются аргументом и тем более убедительным аргументом. Более того, возвращаясь к сравнению, которое сделал Медведев, накануне праймериз Клинтон опережала Обаму в два раза, имея 39% голосов против – 19%.

Поэтому пока все аргументы президента Медведева и попытки доказать, что он не будет конкурировать с Владимиром Путиным, лишь еще раз доказывают нам, что у него просто нет веских аргументов. И по-прежнему остается необъяснимо, почему президент, имея конституционные права, не пользуется ими?

Дмитрий Травин – научный руководитель «Центра исследований модернизации» ЕУСПб

Дмитрий Медведев сказал, что он никого не обманывал относительно будущих выборов, и в этом он прав. Чувство обмана проистекает из другого. Он слишком много говорил о модернизации, но так и не попытался ее осуществить. А вернув президентский пост Путину, Медведев сказал тем самым, что и в будущем за модернизацию бороться не станет.

Нынешняя российская экономическая и политическая система – плод трудов именно Путина, управлявшего страной 8 лет в качестве президента, а фактически еще четыре года при президенте Медведеве. При третьем президентском сроке Путина невозможно ожидать модернизации. А потому к Медведеву есть вопрос: «Вы нам все-таки модернизацию обещали, или возвращение Путина?» Это – совершенно разные вещи. Думается, что сам факт большого интервью трем каналам свидетельствует, что Медведев понимает, как много людей обманулось в ожиданиях.

Александр Кынев – руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики

Интервью Медведева оставляет очень странное впечатление некой мантры с целью самовнушения или успокоения непонятно кого. Такое ощущение, что мы живем в одной стране, а Дмитрий Анатольевич говорит о другой. Более того, в самом интервью есть определенное внутреннее противоречие: если он решил не участвовать в выборах по причине столь высокой, по его мнению, популярности Путина, то тогда странно выглядят рассуждения о непредсказуемости их результатов.

Марат Гельман – публицист, политик и политтехнолог, коллекционер произведений современного искусства, галерист

Собственно, первый вопрос к тому, где Медведев был искренним, а где нет. Например, действительно ли он считает себя и Путина – людьми одного лагеря, с одними и теми же идеями, политическими взглядами. А разница лишь в личных привычках: один любит интернет, другой – нырять за амфорами. По крайней мере нам казалось последние два года, что разница все-таки есть. Я помню его руководителем штаба Путина в 2000 году. Тогда он просто был членом команды Владимира Владимировича. Может, он просто вернулся на 10 лет назад?

Второй вопрос про выборы. В «Единой России» понимают, что компанию надо менять, но не сомневаются, что партия во главе с Медведевым возьмет меньше голосов. Это ладно, важнее то, что руководство «ЕдРа» и Медведев люди очень разные, и либо партию ждет реформация, либо Медведев в ней не уживется. Так или иначе, отдалившись от правых (тут и отставка Кудрина, и грядущая компания во главе ПЖВ) Медведев выглядит одиноким политиком.

Ну и собственные размышления. Любопытно, на каком месте в рейтинге политиков он будет к марту месяцу.

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

С моей точки зрения в сегодняшнем интервью Медведева основных 4 посыла.

Во-первых, после съезда «Единой России», на котором стало точно известно, что он не будет баллотироваться на второй срок, появилась опасность, что он может превратиться в «хромую утку». И теперь Медведеву всеми способами нужно показать, что это не так, во всяком случае, продержаться до мая месяца. На днях для этого был сделан очень сильный жест, с отставкой Алексея Кудрина. Поэтому само выступление должно было показать, что он продолжает координировать, управлять и командовать, и что он – не хромая утка.

Во-вторых, Дмитрий Медведев только что встал во главе списка «Единой России». Теперь ему нужно показать партии, что он сможет ей руководить, и раз он является ее новым лицом, то на него все и должны равняться.

В-третьих, ему надо показать международной общественности, что на выборах все будет честно, справедливо, что ничего заранее не предопределено. Поэтому он пытается в своем интервью сделать акцент, что граждане могут голосовать за кого угодно. Это может быть партия «Патриотов России», КПРФ или «Единая Россия», что заранее никто этого якобы не знает. Внешний посыл очень важен, и Медведев это понимает.

В- четвертых, внутренний посыл для граждан, которых он призывает пойти на выборы.

Что касается аргумента, что его решение идти или нет на выборы зависело от рейтинга, кажется мало правдоподобным и неубедительным. Для всех понятно, что будущим России распоряжается и принимает решения – Путин, и от него зависело, пойдет Медведев на второй срок или нет. У Владимира Владимировича много мотиваций, почему он хочет снова стать президентом, но одна из главных, на мой взгляд, – это его уверенность, что построенная им система может сохраниться только при политической стабильности. И он явно не был уверен, сможет ли Дмитрий Медведев сохранить ее при физической модернизации и политических реформах.

Гаазе Константин – журналист

В принципе, можно считать, что мы смотрим «Звездные войны», где Энакин Скайуокер снова на наших глазах превращается в Дарта Вейдера. Чисто мимически в том числе. Это довольно неприятное зрелище. Впрочем, любая наблюдаемая нами мутация обычно выглядит неаппетитно. Хотя, с другой стороны, вот этот аспект превращения, трансформации или оборачивания не стоит переоценивать. Немного покопавшись в памяти, мы убедимся, что в кризисных ситуациях президент всегда посылал нам сигналы о своем пребывании на темной стороне Силы. Но президенту стоит сказать спасибо. Как и многим другим неудачникам этого политического сезона. Второй раз за один месяц мы в прямом эфире видим блистательное шоу человеческих страстей. Прохоров ушел со сцены, не дойдя до кульминации, зато Медведев сейчас демонстрирует всей стране терапевтический эффект настоящего катарсиса. Вне зависимости от результата кампании хотелось бы, чтобы этот высокий градус драматизма не спадал еще какое-то время.

Кирилл Рогов – журналист

Беглое знакомство с этим интервью создает впечатление, что интервьюеры прекрасно знают, что интервьюируемый говорит ерунду и неправду. Все это похоже на «хорошую мину, при плохой игре». А все мы, в свою очередь, понимаем, что это своего рода попытка отыграть то крайне неблагоприятное впечатление, которое произвела на общество новость об этой рокировке. При этом попытка совершенно неудачная. Она лишь показывает, что для Медведева уже наступил цугцванг. Все, что теперь сделает или скажет президент Медведев, в глазах общественности будет лишь незначительной ерундой. Лучше бы он прямо сказал, что всегда был не более чем помощником и порученцем Владимира Путина, и когда Владимир Владимирович доверил ему охранять кресло, он честно выполнял это поручение. В этом случае мы хотя бы знали, с кем мы имеем дело. А так, получается, что он вынужден теперь изображать некоторую свою политическую субъектность, при том, что она напрочь была уничтожена еще несколько дней назад.

Михаил Фишман – журналист

Еще весной президент Медведев ясно давал понять, что хочет быть президентом. На съезде выяснилось, что он давным-давно пообещал Путину уйти. Теперь пытается убедить нас, что сделка была сложнее, и при некоторых условиях – стремительный рост рейтинга? – мог бы остаться. То есть, весной, видимо, еще рассчитывал уйти в отрыв.

Ну и что? Какая разница? Не пойман – не вор? Обсуждать эти нюансы уже нет никакого смысла. Они никому неинтересны. Допустим, перед тем, как вскрыть одну сделку, была заключена другая, и Дмитрий Медведев рассчитывает еще долго работать помощником Владимира Путина. Это его личное дело – и тех, кем ему предстоит руководить по должности. Остальным это все равно.