Зачем деятели культуры РФ прогибаются под изменчивый мир

Когда олигарх Михаил Прохоров попытался привести в партию «Правое дело» певицу Аллу Пугачёву, нам стали рассказывать, что Алла Борисовна якобы пришла в партию исключительно по идейным соображениям. Мол, как активный и неравнодушный человек она больше не может смотреть на сегодняшнюю жизнь России и хочет поменять эту жизнь в лучшую сторону.

Но всем известно, что Пугачёва уже давно ничего не делает просто так! Сегодня она уже по сути ходячий товар, у которого есть вполне определённые расценки.

Расценки эти известны, их не раз публиковали центральные СМИ. За участие в мероприятиях, не связанных напрямую с концертной программой певицы, она ещё в 2007-2008 годах брала по 50 — 70 тысяч долларов за одну «вылазку». Речь о разного рода вечеринках для богатеньких «буратин», о «благотворительных балах», общественных мероприятиях, включая сюда и политическую поддержку.

Поэтому и «Правое дело» она, судя по всему, собиралась поддерживать отнюдь не задарма.

Голосуй карманом!

Впрочем, своё имя для нужд российской политики продаёт не только Алла Пугачёва. Такого рода деятельность стала весьма характерной чертой всего нашего шоу-бизнеса. Но это ещё полбеды — в конце концов, они зарабатывают как умеют. Самое отвратительное заключается в том, что все эти шоумены и деятели искусства сознательно дурачат народ, убеждая нас в том, что делают они это якобы от всего сердца, руководствуясь исключительно идейными соображениями.

Лично мне в 2003 году было очень неприятно услышать от одного из лидеров группы «Чайф» объяснение тех мотивов, которые якобы побудили его поддерживать на выборах в Государственную Думу чубайсовский «Союз правых сил»:

«Я поддерживаю СПС по трём причинам. Первая: у СПС хороший музыкальный вкус. Во-вторых, мне очень симпатичен Чубайс — как менеджер, как мужчина. Все его плющат, а я понимаю: он клёвый. И в-третьих, при всей моей лояльности и симпатиях к нынешнему президенту я понимаю, что очень важно не скатиться до уровня Туркменбаши. Должна быть здоровая реальная альтернативная партия. Добротная оппозиция».

Оставим на совести музыканта его рассуждения об оппозиционности СПС. Любопытно было другое: плата за идейность и любовь к СПС. Вот что было сказано по этому поводу:

«Определённые гонорары есть, но они очень смешные. Если говорить о личной корысти группы, для нас это в первую очередь хорошая промо-кампания. Много людей, телекамеры…».

«Смешной» гонорар по тем временам варьировался от 5 до 10 тысяч долларов за выступление. Сейчас «Чайф» свою идейность оценивает гораздо дороже…

А начался этот бизнес в далёком 1990 году, когда популярный на тот момент председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин баллотировался на пост первого президента России. К нему тогда со своими предложениями и проектами ринулось много известных на тот момент музыкантов — от Бориса Гребенщикова до Иосифа Кобзона.

А что — правящая тогда КПСС уже катилась к закату и серьёзной угрозы не представляла. Зато на фоне триумфа оппозиционного Ельцина можно было не только хорошо пропиариться, но и прилично заработать. С тех пор наши музыкальные деятели стараются иметь дело лишь с теми политиками, кто на данный момент силён и при власти. Это и заработок гарантированный, и реклама на всю страну обеспечена (особенно через телевидение).

Говорят, что первопроходцем здесь стал Олег Газманов. Будущий вице-президент России Александр Руцкой, шедший в паре с Ельциным, заказал ему песню, которая должна была повернуть к демократам симпатии офицерского корпуса. Газманов с поставленной задачей успешно справился, сочинив песню «Офицеры, офицеры…». Она не только принесла Ельцину дополнительные очки на выборах, но и позволила певцу очень хорошо подзаработать. С тех пор Газманов со своим репертуаром всегда при власти…

Но самой продажной для звёзд шоу-бизнеса стала президентская кампания 1996 года, когда стартовал марафон под названием «Голосуй или проиграешь!». Марафон был во многом организован членом ельцинского предвыборного штаба и тогдашним рекламным магнатом Сергеем Лисовским. Он приглашал музыкантов и исполнителей, он же лично платил им громадные деньги, причём наличными. Не зря именно его фамилия значилась среди участников скандала с коробкой из-под ксерокса, которую эти люди вынесли прямо из Дома правительства — там находились сотни тысяч долларов. Эти деньги как раз и предназначались для музыкальной общественности.

Сколько платили каждому участнику проекта, достоверно не известно. Но точно никого не обидели. Позже музыкант Андрей Лысиков («Дельфин») цинично признавался:

«Отказываться не было смысла, и в итоге мы отлично провели время и срубили весьма солидную сумму практически ни за что. Поехали бы мы или нет, всё равно было ясно, чем закончится эта кампания. Мы были просто обёрточной бумагой от конфеты, которую всем уже втюхали».

На тех же выборах можно было наблюдать, как актёр Леонид Ярмольник якобы добровольно и бескорыстно призывал народ отдать голоса за дорогого Бориса Николаевича, «единственного, кто может противостоять реваншу проклятых коммунистов». А следом выходил его давний приятель «рок-музыкант» Андрей Макаревич и подкреплял призывы Ярмольника композициями из своих известных «оппозиционно-социальных» песен. А уже под занавес на эстраде появлялся Ельцин и неуклюже отплясывал с Женей Осиным под подростковую песенку «Плачет девочка в автомате»…

Только один музыкант нашёл в себе силы отказаться от участия в этом фарсе. Это был Юрий Шевчук, до сих пор известный своей активной гражданской позицией. Он повторил более ранний поступок Виктора Цоя, в годы перестройки отказавшегося делать себе имя на оголтелом антисоветизме.

Увы, это исключения.

Культурно заработать

С тех пор коммерческое обслуживание политики на самых разных выборах стало неотъемлемой частью нашей музыкально-культурной тусовки. Вот что об этом явлении несколько лет назад едко писала «Новая газета»:

«Основная масса продаётся за 5 — 8 тысяч долларов. За пять радостно поют вышедшие в тираж Светлана Разина, Вадим Казаченко, группа «Кар-Мэн»… «Пятёрки» хватит и нежадным рокерам вроде Найка Борзова. Слезливые Буланова и Гурцкая… — по восемь. Столько же просят за Бутусова… За полтора десятка «зелёных» приобщиться к политической жизни новой России не гнушаются и старые рокеры — Сукачёв и т.д. У «Чайфа» запросы поскромнее — хватит и двенадцати.

Цены за музыкальный истеблишмент на порядок выше — 20 — 30 тысяч долларов… Филипп Киркоров просит уже 40, а его бывшая супруга — 50».

Повторяю, это расценки примерно пятилетней давности. Сейчас, понятно, в связи с инфляцией и удорожанием жизни их услуги стоят дороже. Да и сами музыканты и иные «культуристы» за это время в деле политической коммерции продвинулись далеко…

Одних гонорарных выступлений им теперь уже мало. Их политический бизнес стал приобретать более причудливые формы. Так, известный кинорежиссёр Никита Михалков в 2000 году — под видом презентации своего фильма «Сибирский цирюльник» — приехал в Ульяновск пиарить тогдашнего кандидата в губернаторы генерала Владимира Шаманова. Никита Сергеевич красноречиво вещал избирателям об «офицерском долге», о мужестве героя чеченской войны Шаманова, коего просто необходимо избрать на высокий губернаторский пост. Люди прониклись этими, вроде бы исходящими «от чистого сердца», словами и проголосовали за генерала.

А потом выяснилось, что за эти «честные слова» Михалков получил для своей семьи весьма хлебную чиновничью должность — зять режиссёра, некий Альберт Баков, стал вице-губернатором Ульяновской области. Эта должность, как говорят злые языки, была напрямую связана с освоением крупных бюджетных средств…

Примеру Михалкова последовали и некоторые звёзды эстрады, которые точно так же за политическую поддержку устраивали своих родственников на важные государственные должности. Но и это ещё не всё! Наша культурная среда — как видно на примере Аллы Пугачёвой — уже напрямую полезла в политику, вступая в партии, которые курирует власть…

Возникает закономерный вопрос — а звёздам-то зачем мараться о политику, неужели им мало своих гонораров?

Отчасти, наверное, на этот вопрос может служить ответом пример оппозиционного когда-то музыканта Бориса Гребенщикова. Однажды певца «на чашку чая», как пишут центральные СМИ, пригласил к себе спикер Государственной Думы Борис Грызлов. Гребенщиков охотно явился на встречу. Они о чём-то долго и душевно беседовали. А потом Гребенщиков с большой пышностью отметил своё 50-летие… в Кремлёвском концертном зале.

Так что близость к власти — хоть партийная, хоть какая иная — много чего даёт нашей эстраде.

Песни о главном

Вобщем-то, зарабатывание на политике деятелей культуры и шоу-бизнеса совсем не уникальное российское явление. Такая практика существует во многих западных странах. К примеру, во Франции вполне официально можно пригласить популярного киноактёра для участия в выборной кампании. Для этого существуют официальные расценки. Более всего на этом поприще отличился Ален Делон, поддерживавший то одного, то другого политика. Однажды он добрался даже до России, приняв участие в губернаторских выборах в Красноярске, где выступал на стороне генерала Александра Лебедя.

А музыкальная эстрада более всего задействована в США. Касается это главным образом поп-музыкантов, охватывающих многомиллионные избирательные массы. Так, популярный десять лет назад певец Рикки Мартин активно засветился в избирательной кампании Джорджа Буша-младшего. Он даже выступил со своими песнями на его инаугурации…

Однако в отличие от наших западные звёзды не скрывают чисто коммерческого характера таких выступлений и не пудрят нам мозги, извините за выражение, своей якобы бескорыстной идейностью. Они сами говорят — это просто бизнес. Их доходы полностью открыты для общественности, они не получают деньги из «чёрных» партийных касс (как это нередко бывает в России) и честно платят полагающиеся налоги из всех своих «политических» доходов.

Но вот что любопытно — в этом бизнесе там практически не задействована рок-музыка. Эта культура возникла как некий социальный протест против несправедливостей существующего мира, и принципу оппозиционности любой власти западные рок-музыканты старались не изменять ни при каких условиях. Лично я что-то не слышал, чтобы музыканты из «Битлз», «Роллинг Стоунз» или «Назарета» вступали бы в какую-нибудь привилегированную политическую партию или гоняли бы «неформальные» чаи с важными государственными начальниками, получая за свою поддержку приличные бюджетные денежки.Увы, наши рокеры в этом плане им в подмётки не годятся. Чего уж говорить об остальных представителях «культурного мира»…

…Грядут выборы в Госдуму, и скоро мы снова услышим их политические концерты, замаскированные под «сердечность и духовность».