Модернизация приказала долго жить?

В течение последних трех лет мы только и слышим это возвышенное слово «модернизация». Наш нынешний Президент Медведев использует его и к месту, и не к месту. Когда происходят встречи внутрироссийского масштаба, а также выходящие за рамки России форумы, «модернизация» синей птицей летает над головами собравшихся. Давайте попытаемся разобраться, стала модернизация всех сфер нашей с вами жизни объективной реальностью, и что будет с курсом на модернизацию после возвращения Владимира Путина обратно в президентское кресло.

Для начала рассмотрим ситуацию с модернизацией нашего российского общества. Вне всякого сомнения, стоит признать, что в течение президентского срока Дмитрия Медведева демократические преобразования стали набирать, какой-никакой, но ход. Появились многочисленные законы, связанные с реформированием судебной системы. Тот же закон о полиции, который подвергают обструкции большинство россиян, тоже нацелен на демократизацию общественной жизни в нашей стране. Медведев дал новый импульс развитию Глобальной Сети в России, благодаря чему мы сегодня имеем возможность публиковать весьма критические материалы без оглядки на политическую цензуру. Однако при всех имеющихся плюсах, минусов тоже хватает. Причем удручает то, что эти минусы более очевидны и потому крайне негативно воспринимаются народом.

Взять хотя бы бесконечные законы о противодействии коррупции. Становится просто смешно, когда Президент Медведев в большом зале собирает федеральных и региональных чиновников, высших прокурорских работников, милицейских (полицейских) генералов и говорил тем, чтобы они качественнее боролись с коррумпированными элементами. А те при этом утвердительно кивают головами, мол, конечно-конечно. В этой ситуации Медведева даже несколько жаль становится. Одно только непонятно: неужели он и вправду полагает, что самые главные коррупционеры, собранные в мягких креслах, действительно выйдут из зала и скажут: «Ну, все! Хватит народ свой грабить! Не стану больше взяток брать!» А люди эти на выходе начинают соображать, как же новый закон-то обойти, чтобы на антикоррупционную удочку не попасться. Удивительно, но работает в нашей стране целый Антикоррупционный Комитет, который можно назвать самым бесполезным государственным органом при нынешнем уровне российской коррупции. Цели создания его были, безусловно, благими, но результат, как обычно, плачевен.

Другая ахиллесова пята модернизации, предпринятой Дмитрием Медведевым – это тотальное наплевательство на закон со стороны чиновников любого уровня. Диву даешься, как эти люди умеют извратить любое, даже самое благое начинание Федерального центра. За примерами далеко ходить не нужно. Вспомним обещания повышения заработной платы учителям с 1-го сентября на 30%. Учителя с радостью начали новый учебный год, но вот прошел первый рабочий месяц – а в их расчетных ведомостях старые цифры. На это руководство местных районо заявило, что там, в Москве, чиновники могут говорить все, что им угодно, а у нас, мол, для такого повышения денег нет. Да и повышается вовсе не заработная плата, как позже выяснилось, а некий полувиртуальный фонд зарплаты, который ушлые директора могут распределять по своему усмотрению. При этом их «усмотрение» часто не совпадает с «усмотрениями» педагогических коллективов.

Модернизацию экономики тоже можно признать пустым звуком, как это не прискорбно сознавать. Уже не один год мы слышим, что пора России слезать с нефтяной иглы, пора браться за ум и диверсифицировать экономику страны. Но эта самая углеводородная игла настолько плотно засела в организме и перекачивает нефтедоллары так исправно, что грубо отрываться от этой капельницы не желает ни само руководство, ни, тем более, всесильное нефтяное лобби. Любая модернизация в этой отрасли заключалась, максимум, в прокладке новой газовой трубы.

Модернизация военной сферы тоже пока остается только на бумаге. Конечно, планов и здесь громадье: от аутсорсинга в воинских частях до внедрения новейшей военной техники. Однако контракты безуспешно пробуксовывают, соглашения о поставках не подписаны или подписаны, но не в тех объемах, о которых заявлялось ранее. А, между тем, армия до сих пор ходит в дедовских портянках и стреляет из орудий времен разгара холодной войны.
Модернизация научной сферы была начата ярко. Президент подписал указ о создании международного научного центра «Сколково» под Москвой.

Инвестиции со стороны государства в миллиардных объемах хлынули туда в одночасье. Что сегодня? А сегодня продолжаются разговоры о том, как привлечь к работе в России высококлассных специалистов в различных областях, ученых при смехотворных заработных платах. Вопрос с привлечением частных инвесторов в науку тоже открыт. Ну, не привыкли в России вкладываться в то, что способно принести реальный доход лишь спустя три-четыре десятилетия (в лучшем случае).

В общем, модернизация уперлась в бетонную стену чиновничьего беспредела и неистребимого желания многих наших соотечественников «поиметь» с нее здесь и сейчас.

Недавно мы узнали о том, что главный сторонник модернизации нашей страны (и тут без иронии) Дмитрий Медведев скоро уступит свое кресло Владимиру Путину. А тот, судя по его предыдущим срокам у руля нации, не склонен к глобальным переменам. Не стоит думать, что Медведеву дадут активно работать над попытками реформирования российской действительности на предложенном посту Премьера. Ведь если он будет продолжать пускать ростки своей активности в различных сферах жизни россиян, то это может несколько оттенить будущего Президента. А у нас в стране нужно соблюдать жесткую субординацию, как мы недавно узнали из уст и Медведева, и Путина по поводу отставки господина Кудрина.

В итоге можно констатировать, что эпоха зачатков модернизации, судя по всему, подходит к концу. Мода на айпэды и айфоны прикажет долго жить, так как все эти устройства точно будут признаны от лукавого. Российской армии снова вернут ее прежнюю «домодернизаторскую» форму: шинели и валенки. Одна партия будет придумывать себе новые названия в рамках господствующей идеи неприкрытого бюрократизма: «Народный Фронт», «Фронтовая Россия» и прочие. А далее – уже цензура, которая будет признана главным символом модернизации страны – причем, признана, как водится, всенародно 99,9%-ми голосов!