Палестина останется виртуальным государством

Сегодня пришло сообщение о том, что Европарламент единогласно принял резолюцию, утверждающую право палестинского народа на независимое государство. Теперь предстоит голосование в Совете Безопасности ООН. США готовы воспользоваться правом вето, Россия же намерена поддержать заявку Палестины на вступление в ООН.

Однако, как бы ни развивались далее события, Палестина в ближайшее время останется лишь виртуальным государством. Об этом в интервью Вестям.Ru заявил главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Георгий Мирский.

Куда ни кинь — везде клин

Сценарий совершенно ясный, считает эксперт. Если в Совбезе ООН заявка Палестины наберет 9 голосов из 15-ти, то США имеет право наложить вето. И американцы уже заявили, что они так и сделают. Если же палестинцы не наберут 9 голосов, то обойдется и без американского вето.

И этот вариант для США предпочтительнее. «Потому что вето на заявку Палестины вызвало бы бурю возмущения во всем мусульманском мире, — считает Мирский. — Таким образом, данное решение все равно не проходит в Совете безопасности, и Палестина не сможет стать полноправным членом ООН».

Далее, рассуждает эксперт, решение вопроса переходит в Генеральную ассамблею. «Там большинством голосов, конечно, Палестина проходит. Но она получает статус, который называется «observer non-member state» (то есть «наблюдатель, государство — не член ООН»), — поясняет Мирский. — Иначе говоря, это будет государство лишь с правом наблюдательного голоса. И такие государства в ООН есть — например, Северный Кипр».

В этом случае Палестина будет иметь право участвовать в работе различных органов ООН (например, Международного уголовного суда) и, соответственно, будет иметь право подать иск на какие-то действия Израиля.

«В пропагандистском смысле это, конечно, значительно расширит возможности Палестины. Но не более того. На месте не изменится ничего ровным счетом. Ни один израильский солдат не уйдет с того места, где он стоит. В том числе и на границе Западного берега с Иорданией, — считает Мирский. — И ни один палестинский политик не сможет претендовать на то, что он обладает какой-то реальной властью. То есть на самой палестинской земле все как было, так и останется».

По словам эксперта, есть даже предположение, что в каком-то смысле ситуация может стать хуже. Например, если Израиль или США откажутся предоставлять помощь. «Правда, я не думаю, что они это сделают. Да и палестинцы с голода не умрут — им помогут богатые арабские мусульманские страны, — полагает Мирский. — А вот в пропагандистском смысле для Израиля и США будет только хуже».

Но даже если не будет никаких столкновений, вооруженных действий, то все как было, так и останется. «В любом случае Палестина будет государством виртуальным, символическим, — считает эксперт. — И говорить о том, что это какой то очередной шаг на пути создания реального палестинского государства, не приходится. Потому что в конечном счете без согласия Израиля ничего не может быть решено — Израиль там хозяин».

Израильтяне заявляют: согласно договоренностям, достигнутым в Осло в 1990-х годах, только в результате переговоров и согласия Израиля может быть создано палестинское государство. Переговоры же, как показывает опыт, можно вести десятилетиями, а толку никакого нет.

«Такая вот тупиковая ситуация получается, — делает вывод эксперт. — Потому что разногласия между сторонами по основным вопросам очень велики, и их очень трудно согласовать». Поэтому, по мнению Мирского, думать о том, что сейчас вот таким образом (обратившись в ООН) палестинцы смогут создать свое государство, не приходится. «И просвета пока в этом вопросе не видно», — считает Мирский.

В любом случае Аббас выиграл, а Нетаньяху — проиграл

Если все произойдет так, как предполагает эксперт, то, по его словам, мировая общественность усилит нападки на Израиль. «Потому что государство (Палестина), согласно решению Генассамблеи ООН 1947 года, быть должно. Однако 60 лет прошло, но вопрос этот не решен», — поясняет свое мнение Мирский. Именно по этой причине, считает он, Израиль и США предпринимали все усилия для того, чтобы избежать обращения Палестины с заявлением в ООН.

Это — то, что лежит на поверхности. Однако во всяком внешнеполитическом действе надо искать внутренние причины, полагает эксперт. И они тут тоже есть.

Махмуд Аббас — глава Палестинской национальной администрации (ПНА) — за последние несколько лет стал объектом настоящей травли со стороны ХАМАС — главного соперника организации ФАТХ (которую он возглавляет и которая господствует на Западном берегу Иордана).

«ФАТХ находится в состоянии холодной войны с конкурирующей ХАМАС, которая правит в Газе. И позиции Аббаса ухудшались с каждым годом: его обвиняли в том, что он коллаборационист, капитулянт, соглашатель и чуть ли не марионетка США и Израиля, — отмечает Мирский. — И вот сейчас, сделав такой шаг, он резко улучшил свою репутацию. Он — в центре внимания во всем мире, популярность его резко возросла, что вызвало большое неудовольствие организации ХАМАС — она вообще заклеймила обращение Аббаса в ООН как шаг, противоречащий интересам палестинцев».

Так что отношения между ФАТХ и ХАМАС опять ухудшились, в стратегическом плане ничего не изменилось, однако Аббас увеличил свою популярность и вышел из той изоляции, в которой был еще недавно, делает вывод эксперт.

Что же касается премьера Израиля, то если бы Нетаньяху пошел на вариант палестинского государства, который ему предлагают, его коалиция немедленно бы распалась. В этом случае он бы потерял свой пост, были бы новые выборы, и не факт, что Нетаньяху на них бы победил, считает Мирский.

«Словом, Нетаньяху проиграл. Но если бы он пошел навстречу палестинцам, то проиграл бы совсем. Поэтому он предпочел такой тактический проигрыш, а Аббас — тактический выигрыш, несмотря на то, что в стратегическом плане не меняется ничего», — делает вывод эксперт.

23 сентября лидер ПНА Махмуд Аббас вручил генеральному секретарю ООН прошение о признании независимой Палестины и полноправном членстве этого государства в Организации объединённых наций. Аббас требует возвращения к границам 1967 года — то есть пересмотра итогов Шестидневной войны. После нее Израиль получил контроль над сектором Газа, частью Западного берега реки Иордан, Голанскими высотами и Восточным Иерусалимом. Переговоры между двумя сторонами, которые идут уже не одно десятилетие, пока ни к чему не привели. Однако сам факт передачи этой заявки в ООН многие в мире уже назвали историческим событием для Палестины.