Бюджетная оборона: о контроле над расходами на оборонку

Увеличивая долю военных расходов, власть пока не научилась их контролировать

Скандал «Кудрин – Медведев», приведший в минувший понедельник к отставке вице-премьера и министра финансов страны, вновь всколыхнул утраченный было интерес к теме расходов на оборону. С одной стороны, сами фигуранты конфликта после случившегося продолжили его в заочной форме, но уже, что называется, не упоминая имён. С другой, – военные и оборонщики вздохнули с облегчением, поскольку Кудрин, который на своём посту, как теперь выяснилось, всячески сопротивлялся увеличению расходов на вооружение, больше не сможет противодействовать усилению российской армии.

В тоже время проблема должного исполнения гособоронзаказа остаётся более чем актуальной: выделяемые на реализацию соответствующих амбициозных программ средства по-прежнему «пилят», «рубят», «раздробляют», а то и попросту разворовывают. В результате государство несёт многомиллиардные потери.

Судя по всему, проблема максимально возможного выделения сумм на «оборонку» была едва ли не главной в «бюджетных боданиях» Кремля и Минфина. Едва отстранив Кудрина от должности, президент Медведев во время инспектирования последней фазы военных учений «Центр-2011» на Урале весьма внятно дал понять – кто бы что ни говорил, «мы не можем обойтись без расходов на оборону, причем расходов, достойных Российской Федерации, а не какой-то там «банановой республики». «Поэтому у нас, как это, может быть, ни печально для бюджета, всегда будут очень высокие расходы на поддержание обороны и безопасности. В этом состоит наша миссия как в отношении наших граждан, так и в отношении наших соседей», – добавил президент.

В этом контексте он «безымянно» прошёлся по уже бывшему главе Минфина: не гоже, когда иные «государственные служащие, чиновники считают, что деньги, выделяемые на реформирование Вооруженных сил, тратятся не туда и не в тех объёмах». И это, мол, притом, что «и я, как Верховный главнокомандующий, и мои коллеги всегда стояли и будут стоять на том, что расходы на оборону, на новое вооружение, на денежное довольствие для военнослужащих, на их нормальный быт, на их квартиры будут высшим приоритетом деятельности государства».

В свою очередь Кудрин, оставшись без портфеля, также поспешил прояснить свою позицию в этом вопросе. В своём официальном заявлении он назвал решения высшей власти, которые последняя принимала относительно увеличения доли расходов на военные нужды, главным риском, влияющим на исполнение федерального бюджета.

Ещё в июне текущего года министр финансов намеревался обсудить с президентом вопрос повышения военных расходов. По его словам, именно Медведев принял такое решение, которое Кудрин расценил как «новый вызов для следующего года». Он нашёл тогда, что принятые решения увеличивают расходы бюджета примерно на 1,3 % ВВП. «А с учетом роста этих расходов в ближайшие годы, в 2014 году, если сравнивать с 2011 годом, такой прирост составит уже 3 % ВВП, – заявил Кудрин. – Три процента ВВП – это примерно 2,1 триллиона рублей в 2014 году. А это финансирование в 2011 году всей системы образования, включая все вузы, все средние школы, все специальные учебные заведения. То есть за три года мы сумму, равную объему всего образования, передаём дополнительно на военные расходы».

На них и впрямь приходится львиная доля федерального бюджета. Кремль последовательно «выжимал» из Минфина эти средства. Скажем, если ранее рост зарплат военных был согласован на уровне 586,3 млрд. рублей, то после вмешательства президента, который дал соответствующее поручение правительству, на повышение зарплат военным (и полицейским) Минфину пришлось направить ещё 1,4 трлн. рублей. Это, соответственно, повлекло за собой и повышение пенсий для силовиков. Изначально планировалось потратить 200 млрд. рублей в течение трех лет. Когда глава государства потребовал пересмотреть этот вопрос, к упомянутым суммам прибавили ещё 650 млрд. рублей. Кроме того, на решение жилищных проблем военнослужащих расходы возросли дополнительно почти на 200 млрд. рублей.

Именно после этого стало возможным сдержать данное четыре года назад слово по приведению армии к новому облику к началу 2012-го. С обеспечением жильём, правда, «перестарались» в обещаниях – пришлось оттянуть этот срок ещё на пару лет.

Официальные представители Минобороны пока предпочитают реагировать на отставку Кудрина молчанием. Однако отставные генералы высказались сразу. Бывший начальник советского Генштаба, а ныне председатель Общероссийской организации ветеранов Вооруженных сил генерал армии Михаил Моисеев тут же заявил, что «отставка Алексея Кудрина положительным образом скажется на вопросах, связанных с укреплением обороноспособности страны и выполнением госпрограммы вооружений на период до 2020 года». Мол, и ветераны, и действующие военнослужащие только рады, что Кудрин ушёл. Он полагает, что при выделении бюджетных средств на национальную оборону Кудрин безо веских оснований занижал эти расходы: «Он даже до последнего момента не утверждал тарифную сетку воинских окладов и воинских званий, которая составляет основу в новой системе денежного довольствия военнослужащих, которая должна быть введена с 1 января 2012 года».

Генерал-полковник Леонид Ивашов, являющийся президентом Академии геополитических проблем (АГП), куда, по его словам, сотрудники Минфина неоднократно обращались за финансовыми экспертизами, соглашаясь с такой точкой зрения, в то же время отмечает один нюанс. Он полагает, что Кудрина «не радовали» не только суммы военных расходов, но и во многом те «откаты», «распилы», коррупция и откровенное вымогательство, которые их сопровождают. «Действительно, по ряду проектов завышение смет было почти двукратное», – отметил в связи с этим президент АГП.

Проблема в том, что высшая власть, научившись выделять из бюджета крупные средства на военные расходы, пока не спешит усиливать контроль над тем, как они реализуются. Пока всё на уровне деклараций: мол, «государство должно следить» и так далее. О чём в очередной раз обмолвился и президент страны, наблюдая за учениями «Центр-2011». На фоне чего «распилы» и «откаты» продолжают процветать.

Между тем, в различных структурах тревогу по этому поводу бьют уже не первый год. Достаточно напомнить, что ещё в сентябре 2008 года эксперты Общественной палаты с фактами в руках показали, что пагубное положение дел в оборонно-промышленном комплексе России требует принятия незамедлительных мер. А в марте 2009 эта тема поднималась в Совете Федерации. Тогда было предложено срочно совершенствовать законодательную базу, в которой был бы чётко прописан механизм выполнения гособоронзаказа. Наконец, уже летом этого года весьма нелицеприятная критика звучала из уст самих оборонщиков, желающих работать честно, без многочисленных посредников и нечистых на руку госприемщиков.

Но пока всё, что делается в этом направлении, результатов не дает. А, значит, будут дальнейшие манипуляции с распределением оборонных денег. В результате, армия будет недополучать обещанную ей технику, или получать устаревшую, но выдаваемую за «не имеющую аналогов». И стагнация, наметившаяся в войсках в «нулевые» 2000-е, будет продолжаться. Не спасёт её от этого и «достойное» повышение денежного довольствия военнослужащих, которым будет просто не на чем учиться побеждать врага.