Политика Москвы превратила Кыргызстана в территорию наркотрафика

Ситуация с наркотрафиком из Афганистана в Россию через Среднеазиатский регион уже давно, что называется, стала общим местом в разного рода геополитических разговорах. Т. е. проблема есть как факт, решается, но чем дальше, тем, похоже, больше видится нерешаемой. Другое дело, насколько это заблуждение добросовестно.

И вот кто-то уже «не смог смолчать». Некая Ассоциация свободных журналистов и блогеров Киргизии распространила открытое письмо к российскому премьер-министру Владимиру Путину. Документ можно назвать если не сенсационным, то уж однозначно скандальным, поскольку в нем содержится прямое обвинение действующих киргизских властей в потворстве наркотрафику на самом высшем уровне (с полным текстом письма можно ознакомиться на страницах ИА Regnum).

«Очевидно, что нынешнее руководство Кыргызстана превратило страну в территорию наркотрафика, получая от транзита «белой смерти» сотни миллионов долларов ежегодно. Все попытки поднять эту тему со стороны журналистов, блогеров и общественности блокируются. Отважившиеся освещать эту тему журналисты запугиваются», — сетуют авторы письма российскому премьеру. И тут же бьют лихо и наотмашь: «К трафику героина причастно высшее руководство Кыргызстана, которое не заинтересовано в уничтожении этого прибыльного «бизнеса».

Разумеется, письмо-компромат должно отличаться от стенограммы кухонной сплетни, согласно жанру, хотя бы намеком на наличие неких компетентных источников, что в указанном письме и имеется. «В наших руках имеется информация о фактах связи высших должностных лиц Кыргызстана, вплоть до премьер-министра Алмазбека Атамбаева, с наркотрафиком. В бизнесе по распространению и транзиту «белой смерти» задействованы высшие чины правоохранительных органов, а также верхушка таможенных органов Кыргызстана», — отмечают авторы и тут же несколькими строками ниже раскрывают примерную схему: «В своей политической деятельности премьер Алмазбек Атамбаев заручился материальной поддержкой владельца холдинга M-Set Group Бозулана Мамазаирова. Именно эта компания оплачивает благотворительные взносы в МВД республики, предоставляет землю под строительство шикарного особняка для Атамбаева».

Звучит до боли знакомо, если забыть, что речь все-таки идет о высших должностных лицах, включая верхушку МВД. А если вспомнить ряд совместных российско-киргизских мероприятий, которые осуществлялись как раз на уровне органов внутренних дел, то и вовсе остается лишь поражаться то ли изворотливости киргизской правоохранительной вертикали, то ли прочной изоляции (в т. ч. и финансовой) главы киргизского МВД от своих подчиненных, которые добросовестно, совместно с российскими коллегами выявляли и пресекали. Так или иначе, данное открытое письмо как минимум должно, по идее, заставить задуматься определенных очень ответственных лиц на предмет действительной эффективности помощи киргизских коллег. Быть может, в каких-то случаях стоит решать отдельные же вопросы и без «помощников»?

Финал письма выглядит так, что не оставляет никаких сомнений: Ассоциация независимых журналистов и блогеров Киргизии представляет собой крепкое «комьюнити» весьма отчаянных единомышленников, которым, не исключено, терять нечего: «Ассоциация свободных журналистов и блогеров Кыргызстана решила обратиться к Вам как премьеру и, нет сомнения, будущему президенту Российской Федерации и передать списки подозреваемых в наркотрафике лиц, а также факты причастности этих лиц к этим преступлениям».

Лестно, нет слов, но все же преждевременно. Покуда Владимир Путин находится на формальных позициях «второго» и курирует вопросы внутренней политики, возложенные киргизами чаяния не отвечают его полномочиям. А к марту 2011-го сдохнет либо ишак, либо падишах.

Главное, чтобы авторы письма к тому моменту остались на родине живы-здоровы. Эти ребята, похоже, действительно неравнодушны и, похоже, знают действительно на порядок больше, чем нужно для спокойной жизни в стране-транзитере.

Сам факт открытого письма киргизских активистов и его содержание в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный политолог, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов:

— То, что Киргизия, к сожалению, стала, по сути, территорией наркокартелей в Центральной Азии, — это уже медицинский факт, и авторы письма, поднимая эту тему, абсолютно правы. Российская Федерация, действуя в интересах своих и Киргизии, проводит активную антинаркотическую политику. Достаточно указать на то, что в марте этого года вообще впервые в истории российских финансов выделена значительная сумма в размере $ 6 млн на три года для обеспечения деятельности местного киргизского комитета по антинаркотической борьбе. И предпринимаются другие усилия, в т. ч. специального характера.

Т. е. можно видеть, что в рамках узкой антинаркотической борьбы сейчас ведется очень серьезная работа по пресечению киргизского наркотрафика. Осуществляется анализ и выявляются реальные наркокартели, проведены совместные операции, в т. ч. с киргизскими полицейскими, по проработке каналов доставки и их уничтожению: в частности, можно вспомнить операцию «Осьминог», которая была проведена месяц назад.

Но при этом сама по себе узкая антинаркотическая борьба не может решить ситуацию, поскольку существующие в Киргизии наркокартели и наркотрафик — это отражение общеполитической, государственной, экономической ситуации в регионе. Если учесть, что бюджет Киргизии в два раза меньше, чем, по минимальным оценкам, составляет оборот всего наркотрафика, проходящего через страну, то становится понятно, что одной ей никак не справиться с этим злом, что вопрос идет вообще о принципиальном подъеме государства, экономики и политики в Центральной Азии в целом.

В этой связи приходится констатировать, что политика Российской Федерации, если брать аспекты российского присутствия в Центральной Азии, по сути, отсутствует и в целом провалена. В то же время мы видим, что со стороны США, которые открыто используют Афганистан как плацдарм, по сути, создается Большая Центральная Азия, или, если брать аналогию с «АфПаком» (Афганистан-Пакистан), создается «АфЦА» (Афганистан — Центральная Азия) — регион, который полностью структурируется Соединенными Штатами Америки. Достаточно обратить внимание на выступление 23 сентября помощника госсекретаря США Роберта Блейка, который с удовольствием поведал об этом миру.

Да, Россия начала как-то решать вопросы наркотрафика, и это очень важно, но все равно предпринимаемых мер пока недостаточно. К тому же действительно есть очень болезненная проблема: с прошлого лета наркокартели начали очень активно влезать в большую политику. Уже наблюдается такой феномен, как «партия-наркокартель», когда политической формой является партия, а фактической экономической базой — наркокартель. Подобные политические структуры активно начали создаваться или усиливаться перед парламентскими выборами в ноябре прошлого года.

Это — принципиально новое явление, на которое должен быть дан не только узкий полицейский ответ, что очень важно само по себе: должна стать принципиально иной центральноазиатская политика Москвы. По сути, в России сейчас просто нет такого человека, который отвечал бы за такую политику, да и ее самой, по сути своей, просто нет. А я напомню, что Афганистан расположен так, что, например, Москва попадает в зону поражения гиперзвуковых ракет, которые будут ставиться на вооружение в 2015 году. В Афганистане уже более 40 военных баз, время полета ракет до Москвы составляет не более 20 минут. Более того, активная экспансия США и НАТО в государства Центральной Азии, активное сотрудничество в т. ч. с Казахстаном заставляет в определенной мере беспокоиться о более серьезной защите месторождений базовых углеводородов России, за счет которых она еще как-то выживает.

Поэтому тот факт, что в нашем Генштабе, по сути, не видят очевидных угроз, что наш посол в НАТО Дмитрий Рогозин постоянно благодарит США и Североатлантический альянс за то, что они нас «защищают от страшных талибов», что у нас, по сути, не проводится серьезной политики в Средней Азии — все это означает то, что регион нами брошен. Отсюда и истоки не только взрывного роста наркотрафика, но и образования сверхорганизованных преступных группировок в виде картелей.

По сути, Киргизия превращается в своего рода Мексику, где уже много лет идут настоящие бои между полицией и наркокартелями. В последние пять лет там на этой почве погибло порядка 40 000 человек. И чтобы Киргизия не превратилась в арену нарковойн, которые будут дестабилизировать не только государственную власть, но и весь регион, для этого и нужна новая центральноазиатская российская политика.

Эти проблемы не решит ОДКБ. Эта структура пока очень слаба. И к тому же главными направлениями в российско-центральноазиатском сотрудничестве должны стать на сегодняшний момент гуманитарное и экономическое. А все эти совместные батальоны хороши тогда, когда деваться уже некуда. Сейчас же для пресечения наркотрафика нужны массированные инвестиции и гуманитарное сотрудничество. Ну ладно еще с инвестициями: будут опять кричать, мол, деньги наши жалко отдавать непонятно кому… Но гуманитарное-то сотрудничество разве сложно должным образом наладить? Те же пророссийские ученые и аналитики в государствах Центральной Азии, в т. ч. в Киргизии, не только не имеют какой-либо финансовой поддержки со стороны России, но лишены и хотя бы минимальной информационно-аналитической поддержки. Поэтому речь должна идти о том, что государство, переставшее серьезно заниматься геополитикой, скоро оказывается без нефти и трубы.