Турция меняет конституцию, чтобы вступить в Евросоюз

Турция меняет конституцию, чтобы все-таки попытаться вступить в Евросоюз. Премьер-министр Реджеп Эрдоган поручил парламенту завершить разработку нового основного закона к концу первой половины 2012 года. Эксперт уверен, что новый основной закон будет либеральным и демократическим, но позволит исламистам укрепить свои позиции.

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган призвал парламентариев разработать проект новой конституции в течение первой половины следующего года.

«С началом новой парламентской сессии мы сосредоточимся непосредственно на новой конституции. Я очень надеюсь, что мы успеем закончить ее за первую половину 2012 года», — сказал Эрдоган.

Турецкий премьер отметил, что сейчас идут активные консультации с парламентскими партиями, чтобы новая конституция отражала интересы всех политических и общественных сил страны.

В субботу в Турции пройдет первое заседание парламента — меджлиса. Победившая на выборах умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет Эрдоган, получила 49,9% голосов. Для получения абсолютного большинства в парламенте, которое давало бы возможность принятия новой конституции, умеренным исламистам не хватило всего пяти голосов.

Принятие новой конституции — одно из требований по вступлению Турции в Евросоюз.

Необходимость выработки новой конституции признается практически всеми политическими силами страны, но оппоненты ПСР опасаются, что после ее принятия умеренные исламисты могут добиться политической монополии. Кроме того, оппозиция возражает против перехода от парламентской к президентской республике. Эрдоган неоднократно заявлял, что считает президентскую форму правления более эффективной.

Действующая конституция Турции была принята на референдуме в 1982 году, спустя два года после военного переворота, который был совершен группой офицеров во главе с Кенаном Эвреном. Находившиеся у власти военные оказали значительное влияние на принятие конституции, армия стала фактическим гарантом сохранения в Турции светского государства. В случае нарушения основополагающих принципов турецкого государства, в том числе попытке использовать ислам в политической борьбе, армия имела право на вмешательство и запрещение неугодных политиков, чем военные воспользовались в 1997 году. Тогда в ответ на инициативу премьер-министра Неджметтина Эрбакана создания «исламской восьмерки» и на курс по сближению с мусульманскими странами военные предъявили главе правительства ультиматум, и он был вынужден уйти в отставку. Партия благоденствия, которую он возглавлял, была распущена как раз по обвинению в использовании ислама в политике.

В «эвреновскую конституцию» неоднократно вносились поправки, последний раз это произошло после сентябрьского референдума 2010 года. Полномочия армии, судейского корпуса и силовиков были значительно сокращены.

Сейчас проект конституции разрабатывается экспертами, в том числе европейскими, объясняет ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнему Востока Александр Сотниченко.

«Конституция будет максимально европеизированная и либеральная. Она, безусловно, будет светской», — считает эксперт.

Поскольку ПСР, для которой принятие новой конституции было одним из главных предвыборных обещаний, не удалось получить большинства для самостоятельного принятия проекта конституции в парламенте, партии Эрдогана придется идти на компромисс с другими политическими силами. Ими вполне могут стать курды, получившие в парламенте более 30 мест. Одной из причин, по которой ПСР не удалось получить большинство в парламенте, было поражение в районах турецкого Курдистана. Курды, получившие в качестве независимых депутатов 36 голосов в меджлисе, первоначально были намерены бойкотировать заседания парламента. Но на этой неделе депутаты от прокурдской Партии мира и демократии изменили свое решение и заявили о намерении 1 октября принять присягу в качестве парламентариев. Ожидается, что они также примут участие в консультациях с представителями партии Эрдогана.

«Курды, скорее всего, поддержат новую конституцию. Сейчас все граждане страны считаются турками. Согласно новой конституции, Турция станет многонациональным государством», — полагает Сотниченко.

Принятие демократической и либеральной конституции, как ни странно, усилит влияние ислама, отмечает эксперт. «В Турции мусульман большинство. А в любой демократической системе побеждает именно большинство. Так что в условиях демократической конституции у Эрдогана будет явное преимущество», — полагает Сотниченко. Именно поэтому другие политические силы, прежде всего кемалисты, будут всячески препятствовать принятию новой конституции.

В последнее время Турция прилагает усилия, чтобы стать одним из лидеров исламского мира. Анкара играла важную роль в попытке урегулирования конфликта в Ливии, в последнее время резко обострились турецко-израильские отношения, дело дошло до отзыва посла из Тель-Авива.

Турция хочет показать своим мусульманским соседям, что принятие либеральной конституции не ослабляет, а, наоборот, укрепляет влияние ислама, уверен Сотниченко.

«Тем самым Турция подает пример странам

«арабской весны», — отмечает эксперт. По его словам, ситуация в Турции в значительной мере похожа на ту, которая сложилась в регионе. «Но в Турции смена элит, которая сейчас происходит на Ближнем Востоке, произошла мирно и неконфликтно, после прихода к власти правительства Эрдогана. Они отстранили от власти националистов-кемалистов, время которых прошло. Точно так же на Ближнем Востоке, в Египте, Ливии, были свергнуты режимы, пришедшие к власти в 1950-1960-е годы под националистическими лозунгами», — отмечает Сотниченко.