Запад оплакивает потерю Кудрина

Зарубежные эксперты наперебой восхваляют бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина.

Памятуя о старой истине, которая гласит «скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты», раздающиеся с Запада безутешные скорбно-апологетические всхлипывания по «безвременно ушедшему» со своего поста «лучшему министру финансов 2010 года» в лице Алексея Кудрина, начинают все больше напоминать заключительную часть пресловутого «сеанса коллективной магии с последующим разоблачением». Так что любой здравомыслящий человек невольно задается вопросом, что же отставной «главбух общероссийского масштаба» успел такого натворить за годы «беззаветного служения Родине», что его так чтят заклятые западные «геополитические партнеры» и записные «доброхоты» России.

«Запевалами» в хоре западных аналитиков, поющих дифирамбы и славословия в адрес экс-министра финансов РФ, по традиции являются атлантические СМИ. Надо сказать, что подобным здравицам в исполнении британских масс-медиа мог быть позавидовать даже легендарный агент 007, если бы он в стиле «свой среди чужих» выполнил некую монетарную миссию в далекой колонии и затем вернулся на Туманный Альбион в родную метрополию на заслуженный отдых.

«Г-н Кудрин упрочил свою репутацию сильного экономиста, успешно проведя Россию сквозь глобальный экономический кризис за счет создания во времена бума цен на нефть массивного Резервного фонда, в котором накапливались нефтяные доходы страны», — восхваляет отца-основателя российской стабилизационной «кубышки» британская The Times. Хотя по этой логике пушкинскому скупому рыцарю, который как известно, «чах над златом» или гоголевскому скряге Плюшкину тогда уж и вовсе следовало бы присудить Нобелевскую премию по экономике.

Впрочем, следует иметь ввиду, что в данном случае речь, безусловно, не идет о банальном скопидомстве. Поскольку накопленные в рамках суверенных фондов РФ нефтедолларовые ресурсы отнюдь не лежали мертвым грузом, а, напротив, регулярно подпитывали финансовые институты «золотого миллиарда», будучи вложенными в казначейские облигации США. Что, само собой разумеется, не могло не заслужить самой высокой оценки и всяческого поощрения со стороны западных аналитиков. В свою очередь «монетарное кровопускание», устроенное российскими властями отечественной экономике (даже в тучные годы, не говоря уже о временах после наступления глобальной рецессии), которое полностью заблокировало ее модернизацию посредством широкомасштабных госинвестиций и переформатирование сырьевой экономической модели РФ в инновационную, с точки зрения наших западных конкурентов является не преступлением, а добродетелью. В частности, по словам инвестиционного стратега хеджевого фонда Verno Capital Роланда Неша, «именно г-н Кудрин является олицетворением макроэкономической и фискальной стабильности России. Его отставка является большим ударом». Хотя с этим высказыванием, в принципе можно было бы согласиться, если заменить определение «стабильность» на более подходящие в нашем случае «застой» и «консервация порочной экономической модели». А также напомнить, что абсолютное постоянство обычно присуще не динамично развивающимся системам, а скорее структурам типа погоста.

«Рынки испытывают огромное доверие к г-ну Кудрину, который создал Резервный фонд и которого высоко ценят за его финансовую ответственность», — грустно посетовал в интервью агентству Bloomberg глава департамента стратегий развивающихся рынков Royal Bank of Scotland Group Тим Эш. И с этим также трудно поспорить. Особенно, если иметь в виду, что речь идет о западных рынках, для которых крайне дешевые (и к тому же высокорискованные для РФ в свете последних проблем с суверенным рейтингом США) инвестиционные ресурсы из российской кубышки действительно являются очень серьезным подспорьем в нелегкую годину кризиса и всеобщей финансовой турбулентности.

Еще одно красноречивое признание по поводу истинной роли экс-министра финансов РФ в отношениях между Россией и Западом сделал представитель инвестиционного фонда Dashevsky & Partners Стивен Дашевски, который достаточно откровенно заметил, что «обычно неважно, кто председатель совета директоров, важно, кто исполнительный директор, тот человек, который отвечает за бизнес. Г-н Кудрин представляется реально дружественно настроенной к рынку фигурой, и его уход – большая потеря». В свете вышесказанного можно представить себе недовольство и раздражение со стороны западного монетарного бомонда, когда «председатель совета директоров» (если пользоваться этой терминологией) неожиданно отправляет в отставку такого «реально дружественного» «исполнительного директора» РФ.

Еще одним участником коллективного «плача западной Ярославны по Кудрину» стал управляющий директор FitchRating Эд Паркер, который, не стесняясь громких эпитетов, назвал Алексея Кудрина «столпом и поборником финансовой ответственности» страны (в лексиконе транснациональных элит и представляющих их интересы «независимых экспертов» «финансово безответственными» являются те национальные деятели, которые добровольно не отдают «белым людям» из числа «золотого миллиарда» суверенные финансовые резервы на монетарный откуп западным институтам), а его отставку «крайне неблагоприятным событием».

Хвалебные оды и величальные панегирики представителей западного истеблишмента в адрес отставного российского министра в интервью KM.RU прокомментировал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин:

— Это славословие вполне естественно, поскольку Кудрин является одним из столпов либерального клана. Это человек, который был исполнителем политики отказа от модернизации. Притом, что он конечно, совершенно не был ее вдохновителем и идеологом, потому что это был консенсус всей правящей верхушки. Но непосредственным исполнителем был он — человек, которого в декабре прошлого года Путин прямо перед телекамерами уличил в том, что он не знал величину дефицита федерального бюджета.

Ни у кого никогда не было сомнений ни в его либеральном фундаментализме, ни в его интеллектуальных способностях, ни в его профессиональном уровне. На его фоне выглядит выигрышно даже г-жа Голикова (она не более чем хороший бухгалтер). Хотя как показала история с повышением обязательных социальных взносов, она действительно не знает, что налоги нельзя повышать бесконечно, потому что с некоторого момента повышение налоговой ставки приводит к снижению собираемой суммы. Но Кудрин, насколько можно судить со стороны, не понимал даже этого. Его в свое время уже объявляли «лучшим министром финансов года».

К нему с величайшей симпатией и доверием относился Чубайс, как и собственно говоря, все либералы. Спрашивается: за что? За то, что он хранил деньги, заработанные Российской Федерацией в стабфонде? По сути дела они были таким образом направлены на поддержку западных финансовых систем. Это деньги, которые западные финансовые системы потом выдавали в качестве кредита нашим же российским корпорациям. То есть, получается, что они выдавали в кредит российским корпорациям деньги, которые те заплатили в бюджет России в качестве налогов. И которые Российская Федерация под маленький процент руками Кудрина разместила в западной финансовой системе. В Уголовном кодексе есть даже такое определение, когда говорят, что то или иное преступление совершается «с особым цинизмом». Как минимум это преступная халатность, приведшая к особо тяжким последствиям. Есть соответствующая статья в УК.

Но то, что является плохим для одного участника глобальной конкуренции, является очень даже хорошим для другого ее участника. Если вы, будучи футболистом, забиваете гол в свои ворота, то для болельщиков противостоящей вам команды вы становитесь лучшим футболистом матча. Именно поэтому г-н Кудрин был признан лучшим министром финансов. И кто бы в этом сомневался когда-нибудь. Кудрин всегда имел абсолютную репутацию.

Правда, тут же возникает другой вопрос: как же такого уважаемого нашими зарубежными «партнерами» и «доброхотами» человека сняли с поста министра финансов? Я думаю, что это был эмоциональный срыв Дмитрия Анатольевича Медведева. Я думаю, что они исправятся. Допускаю, что через некоторое время мы увидим Алексея Леонидовича, скажем, на посту председателя Банка России. А монетарный блок в правительстве может быть поручен, например, г-же Голиковой. И на самом деле это не так плохо. Потому что на посту министра финансов она принесет значительно меньше вреда, чем в качестве министра здравоохранения и социального развития.

Впрочем, дело, конечно, не в конкретном человеке, а в системе в целом. Правящей тусовке не нужна модернизация. Потому что если вы на какие-то деньги построили дорогу, то эти деньги уже нельзя украсть. Помните, как было с Кисой Воробьяниновым в «Двенадцати стульях», когда он увидел здание клуба, которое было построено на деньги, вырученные от продажи сокровищ, которые он так долго искал. Сокровище и теперь было рядом, его можно было даже потрогать. Но его уже нельзя было унести с собой, потому что оно принадлежало всем. А это недопустимо. В нашем правительстве такие вещи не позволяют. Так что кудринская политика будет продолжаться и в дальнейшем. Если бы кого-то не устраивала кудринская политика, то он был бы уволен уже давным-давно. Или Кудрин сам бы изменился и проводил другую политику. Это же не отморозок какой-то, а очень даже дисциплинированный человек.

Что касается обстоятельств его отставки, то он, наверное, не понял, что сказал Медведеву. Кудрин, судя по всему, хотел выразить простую человеческую мысль- за что же вы меня, нехорошие люди, так понижаете? Одно дело быть в подчинении у Путина, и другое — в подчинении у Медведева. Он имел ввиду, что хотел бы продолжать работать с Путиным. Типа «возьмите меня председателем Банка России весной после инаугурации. Вместо нынешнего главы Игнатьева, который при всех своих либеральных «достоинствах» лично глубоко порядочный человек. Он в наше руководство не вписывается». В принципе Кудрин не сказал ничего особенно крамольного. Просто у Медведева не выдержали нервы. Мы же не знаем, какой ценой он вместо председателя Конституционного суда (этот пост ему многие прочили) станет все-таки премьером.