Дугин: Россия превращается в пособника американским интересам

Эксперт комментирует возможную поддержку Москвой резолюции, вводящей санкции против Сирии.

Несмотря на неоднократные заявления России о том, что резолюцию Совбеза ООН по Сирии она не одобрит, чтобы избежать повторения в этой стране ливийского сценария, сегодня постоянный представитель нашей страны в этой международной организации Виталий Чуркин внезапно объявил, что, в принципе, санкции против режима Башара Асада могут быть и поддержаны. «Если Совет Безопасности действительно един и ему нужно найти путь, чтобы остановить насилие в Сирии, то тогда мы можем найти общую позицию», — цитирует РИА «Новости» слова дипломата. По его мнению, главное — «прекратить насилие и начать политический процесс», который должен привести к реформам и положению, устраивающему весь сирийский народ. При этом Чуркин подчеркнул, что если текст резолюции будет хорошим, то она может быть принята без промедления и в самом скором времени. Однако даже в спешке стоит стараться не допустить ошибок и добиться однозначности решения Совбеза ООН.

Любопытно, что еще накануне дипломатический источник заявлял, что содержащиеся в новом проекте резолюции санкции не могут устроить Россию ни в каком случае. Однако тогда же постпред Франции Жерар Аро заявлял, что текст документа по Сирии может быть согласован уже в эту пятницу. «Мы рассчитываем на быстрые действия, и возможно — уже в пятницу», — заявил французский дипломат.

Между тем, Россия уже также представила свой проект резолюции по Сирии, который не предусматривает ввода санкций, в отличие от европейского варианта, содержащего не только требование немедленного прекращения насилия, но и эмбарго Евросоюза на сирийскую нефть. В свою очередь Сирия приветствовала российскую резолюцию. Глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркивал, что односторонние санкции ни к чему хорошему не приведут, а лишь разрушат «партнерский подход». В то же время президент России Дмитрий Медведев за последние месяцы не был последователен в оценке сирийских событий. Если в начале августа он пророчил руководству страны «печальную участь» в случае отказа от диалога с оппозицией, то уже в начале сентября заявил, что резолюции должны быть адресованы обеим конфликтующим сторонам, «потому что там нет стерильной ситуации».

Китай также не одобряет предложенные Западом санкции в отношении режима Башара Асада, т. к. считает, что они спровоцируют события, подобные ливийским. А сами страны Запада резолюцией превышают предоставленные Совбезом ООН полномочия. Постоянный представитель Китая в ООН Ли Баодун подчеркнул, что Совбез ООН примет в отношении Сирии меры, которые будут направлены на решение проблем путем диалога между властями и оппозицией. «У нас сейчас есть два проекта резолюции, но мы должны выступить единым голосом, поэтому и идут консультации», — сказал он.

О недопустимости насильственных мер на днях говорила и официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд. «Мы не считаем, что у конфликта есть военный путь решения. Нам нужно политическое решение, мы добиваемся возможности для оппозиции принять участие в политической трансформации в направлении демократического будущего Сирии. Это то, что поддерживаем мы, и то, чего хотят они (сирийская оппозиция. — Прим. KM.RU)», — отметила она.

Между тем Евросоюз 23 сентября уже принял меры в отношении Сирии. Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон рассказала, что санкции предполагают запрет инвестиций в экономику Сирии европейским юридическим лицам, лишение компаний возможности брать кредиты, а также ввозить в страну напечатанные в Европе сирийские фунты. Еще в начале сентября Евросоюз отказался от сирийской нефти. Считается, что данные санкции навредят властям Сирии и не затронут обычных граждан.

Заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ, лидер Международного евразийского движения, кандидат философских наук Александр Дугин прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU слова Виталия Чуркина.

— Я убежден, что Чуркин и Лавров совершенно несамостоятельны не то что в декларациях, но и в каждом своем шаге. Соответственно, это позиция того, кто по нашей Конституции определяет внешнюю политику, т. е. президента Дмитрия Медведева. У нас за внешнюю политику отвечает президент, он является абсолютно свободным, суверенным в проведении этой политики. Соответственно, говорить, что заявление Чуркина принадлежит Чуркину или МИДу или Лаврову, — неточно: это заявление Медведева. Итак, он дает знак, что не против поддержать санкции против Сирии, такова на самом деле его позиция.

Я полагаю, что и отказ от фиксирования натовской агрессии в Ливии, и поддержка санкций против Сирии наносят непоправимый урон национальным интересам РФ в арабском мире, а также вредят интересам наших партнеров в других областях, например, в Иране. Запад, который имеет свои собственные планы на реорганизацию политического пространства на Ближнем Востоке и в арабском мире, получает карт-бланш, у него развязаны руки для новой агрессии.

Таким образом, Россия вместо того, чтобы быть полюсом, который балансирует гегемонию натовской политики, превращается в пособника американским интересам. Мне представляется, что поскольку внешняя американская политика империализма терпит крах, спасать ее совершенно абсурдно. Запад идет к неминуемой геополитической гибели, которая может похоронить нас под обломками этой конструкции. Соответственно, президент Медведев такой политикой наносит колоссальный ущерб национальным интересам России.

Я не слышал никаких рациональных аргументов от комментаторов, которые занимаются международными отношениями, которые бы обосновывали или оправдывали столь непоследовательную конформистскую политику в отношении США со стороны России. Логических аргументов нет, что мы получаем взамен, мы не знаем. Соответственно, мне представляется, что подобная политика деструктивна. Я надеюсь, что эта позиция будет пересмотрена, потому что, несмотря на очень серьезные и малоприятные колебания в проведении международной политики, высшее руководство страны, независимо от давления проамериканского лобби, которое чрезвычайно сильно в России и сейчас опять поднимает голову, будет руководствоваться рациональными и национальными интересами. Поддержка санкций против Сирии напрямую противоречит нашим национальным интересам.