Власть легкого чтива

Встреча Путина с писателями, конечно, подразумевает под собой давнюю традицию: от аналогичных встреч Сталина, до недавних посиделок Медведева резидентами «Соmedy club». Когда власть встречается с художниками ей это зачем-то это нужно.

Встреча Путина с писателями, конечно, подразумевает под собой давнюю традицию: от аналогичных встреч Сталина, до недавних посиделок Медведева с рокерами и резидентами «Соmedy club». Власть и искусство — сюжет такой же древний как сами эти явления и, думается, что не так уж трудно представить себе общение вождя первобытного племени с безымянным художником накануне разрисовавшим мамонтами и бизонами всю пещеру.

Очевидно, что каждый раз, когда власть встречается с художниками ей это зачем-то это нужно, помимо, собственно желания того или иного руководителя поговорить с «умными людьми». В свою очередь, и работники искусства используют подобные контакты для своих целей. У власти можно что-то попросить для себя и своих соратников по цеху, задать ее представителю напрямую какой-то давно интересующий тебя вопрос или просто пропиарится на фоне сильных мира сего, в конце концов.

Однако в этот раз можно было наблюдать существенные отличия от обычной ситуации. Было совершенно очевидно, что Путин не очень интересовали обычные цели, которые представители власти преследуют в таких случаях и, что не менее важно, не очень интересовали собравшиеся писатели как авторы конкретных книг. Вряд ли, например, он в общении с Донцовой и Марининой желал получить ответ на сакраментальный вопрос «с кем вы мастера культуры», так как, в общем-то, Путину это, скорее всего, без разницы. Общественная значимость мнения приглашенных «кудесников пера», по большому счету, нулевая, за исключением, возможно, Прилепина, но и тот, при всем к нему уважении, по степени своего влияния на умы современников не может сравнится даже с Шевчуком, не говоря уже о «Первом канале».

Также, очевидно, что не могло быть целью Путина и желание за счет публичного общения с популярными людьми поднять свой предвыборный рейтинг, в чем,несколько наивно, попыталась уличить его Дарья Донцова. Тут нельзя согласится с нашим премьер-президентом, с рейтингом у него и так все хорошо, а если станет хуже — нарисуют и без помощи писателей.

Пожалуй главная цель Путина на этой встрече была символическая. В последние годы подобные мероприятия проводил Медведев, что вполне логично выписывалось в исторический контекст, исходя из которого встречи с творческой интеллигенцией всегда были прерогативой первого лица государства. Формально не будучи таким несколько последних лет Путин, в соответствии с традицией не мог проводить такие встречи. Правда здесь следует отметить, что встречи Медведева имели несколько пародийный, по отношению к традиции, характер, но, ведь, и сам был скорее пародийным президентом, чем реальным лидером.

Характерно, что единственная подобного рода встреча Путина с деятелями культуры в качестве «просто премьера» в мае 2010 года закончилась знаменитым конфузом, известным в интернете под кодовым названием «Юра-музыкант».

Теперь же, после субботнего съезда «Единой России», Путин снова для всех стал безоговорочно стал первым человеком в стране, что и было закреплено символическим жестом в виде встречи с писателями. Действительно, на этот раз все прошло как положено. Писатели вели себя так как и должны, в соответствии с жанром вести себя на подобных мероприятиях: просили поддержки, рассказывали о своих проблемах, немного спорили, а Дарья Донцова даже кокетливо обиделась на пока еще премьера за пренебрежительное отношение к «легкому чтиву», за что Путин великодушно извинился. Даже провокационные вопросы Захара Прилепина про бизнесмена Тимченко и аферы в «Транснефти», вполне укладывались в традиционную канву, играя роль необходимой интеллигентской фронды и придавая инфоповоду необходимую для раскрутки в интернете остроту. В общем, все выглядело так как и должно выглядеть общение безоговорочного лидера страны с ее писателями.

И все это, конечно, было абсолютной имитацией. Ведь сколько бы не обижалась Дарья Донцова на определение «легкое чтиво», назвать собравшихся вокруг Путина писателей властителями дум, тем паче «совестью нации» или хотя бы цветом современной русской литературы рука не поднимается. В большинстве своем они такие же представители шоу-бизнеса как резиденты «Comedy», с которыми встречался Медведев. Забавно, что Путин и сам признался, что даже не читает тех писателей с которыми общался, предпочитая более серьезную литературу.

Не важно правду он говорил или нет, важно другое. Как уже говорилось вначале такими встречами Путин отсылает к очень старой и серьезной, особенно для России, традиции общения власти и искусства. Так вот, царь Николай I читал Пушкина, с которым он потом общался на светских мероприятиях, а Сталин читал тех писателей, с которыми после встречался и даже Хрущева, устраивавшего публичные разносы будущим шестидесятникам волновало, что они там пишут в своих книгах. Всех этих властителей действительно интересовало, что их писатели думают о них, об их деятельности и о жизни вообще.

Путина это не интересует совершенно, у него в данном случае совсем другая задача — исполнить исторический ритуал, совершить необходимый символический жест и тем самым вписать себя определенный контекст. Во встрече с писателями Путин ищет не их мнения, а символически- исторической легитимности: цари встречались с писателями, Ленин спорил Горьким, Сталин встречался и вот теперь -Путин. Ну а то, что писатели какие-то не такие, ну так еще до Путина было сказано: «нэт у меня других писателей».

Власть и писатели использовали друг друга во все времена, но только сейчас они стали это делать на то достаточном друг для друга основании, что одни просто называют сами себя писателями, а другие просто называют сами себя властью. И ни одна из сторон даже не пытается проверить насколько заслуженно присвоены эти звания. Неудивительно поэтому, что в России все меньше читают и все меньше голосуют и сколько бы раз Путин, по просьбе Донцовой, не появлялся бы в эфире с книгой в руках это ничего не изменит, до тех пор пока и те и другие не докажут, что тем, что они делают вообще зачем-то надо интересоваться.