США и КНР борются за юго-восточную Азию

Юго-Восточная Азия всегда была объектом пристального внимания Вашингтона, поскольку без контроля над Азией, в т.ч. океанической, речи о мировой гегемонии быть не могло. Обозначить контуры новой политики к региону попыталась ещё администрация Буша-мл., собрав на тематическую конференцию «Бирма/Мьянма: значение страны для региона Бенгальского залива» в Джорджтаунском университете ведущих экспертов и политиков, в ходе которой подчёркивалось важное стратегическое значение Мьянмы (столица – Нейпьидо) для системы безопасности Соединённых Штатов в Юго-Восточной Азии (1).

Главным упущением Вашингтона в отношениях с Нейпьидо является чрезмерная сосредоточенность на правозащитной тематике в ущерб экономическому и политическому диалогу. Просчётом Белого дома воспользовался Пекин. Пока американцы критиковали руководство Мьянмы за нарушение прав человека и отступление от демократических свобод, китайцы продвигали свои интересы в регионе, взаимодействуя с властями Мьянмы на всех уровнях. В экономику и инфраструктуру вкладывались десятки миллиардов долларов, почти столько же от КНР Нейпьидо получил в виде военной помощи. Ясным подтверждением китайско-мьянманского сотрудничества стал визит президента Мьянмы Тхейн Сейна в Китай в 2011 г. Тогда китайским руководством были произнесены слова о едином стратегическом видении Пекина и Нейпьидо, насторожившие Белый дом.

Географическое положение Мьянмы обладает рядом стратегических преимуществ – общую границу с Индией, Китаем, Тайландом и Лаосом. Мьянма – удобная стратегическая площадка для давления на Пекин и контроля над Малаккским проливом, через который в год проходит около 50 тыс. кораблей (от одной пятой до одной четвёртой всего морского товарооборота). Объём ежедневных нефтеперевозок через пролив составляет примерно 11 млн. баррелей в день. Один из основных потребителей поставляемой через пролив нефти – Пекин.

Дели первым обеспокоился фактами чрезмерного проникновения Пекина в Мьянму. Индийские власти все надежды возложили на экономику, сменив прохладное отношение к мьянманским властям на готовность к продуктивному сотрудничеству. Индийцы инвестировали крупные суммы не только собственно в инфраструктуру на территории Мьянмы, но и в граничащих с ней регионах Индии, которые служат объектом территориальных аппетитов КНР. Американцы ранее уже выступили с предложениями более тесного сотрудничества между Индией и Североатлантическим альянсом, параллельно ослабив связи с Пакистаном, извечным соперником Дели. Если индийцы ответят Вашингтону взаимностью, это изменит баланс сил в регионе, и КНР столкнётся с новыми вызовами.

Сравнительно недавно из региона была вытеснена Япония. Токио опирался на власть генерала У Не Вина, сторонника ограничения внешнеполитических контактов. Иметь приязненные отношения всего лишь с некоторыми государствами, и среди них с Японией, для У Не Вина было достаточно. Он был противником усиления китайского влияния в стране и в японцах видел альтернативный полюс силы. Однако с его уходом набирающий мощь Пекин легко потеснил Токио и прочно обосновался в Мьянме, что абсолютно не устраивает Токио.

Таким образом, Мьянма в последнее время превратилась в объект геополитических вожделений сразу нескольких авторитетных игроков – Соединённых Штатов, Китая, Японии и Индии. Нейпьидо умело использует это в своих интересах. Если в 1988 г. Мьянма, тогда ещё Бирма, обладала валютным резервом в размере $30 млн., то сегодня их объём равен почти $5 млрд.(2), в основном, благодаря поставкам газа в соседний Тайланд, который является для Нейпьидо приоритетным торговым партнёром, импортирующим 52,3 % мьянманской продукции. На втором месте — Индия 12,7 %. Китай занимает соответственно третье (8,9 %), а Япония четвёртое место (4,4 %). Зато Китай занимает первую строчку рейтинга по объёмам своего экспорта в Мьянму (31,9 %). Следом идёт Тайланд (21,2 %). Далее — Сингапур (20,7 %), Малайзия (5,1 %) и Индонезия (4 %).

Недра страны богаты природными ресурсами: нефть, олово, вольфрам, цинк, свинец, медь, уголь, драгоценные камни, газ. Это позволяет властям завоёвывать благорасположение влиятельных соседей. При таких обстоятельствах дальнейшие призывы Белого дома к бойкоту Нейпьидо на международной арене будут непродуктивны. Мьянма всегда найдёт, кем заменить Вашингтон.

Понимают это и в Вашингтоне, поэтому исповедуют «эластичный подход» к странам региона. Так, США пытаются переманить к себе Камбоджу, которая пока находится под харизматичным китайским влиянием. В 2009 г. Пномпень, в знак дружбы, экстрадировал в Китай 20 уйгурских сепаратистов, за что Пекин отблагодарил Пномпень инвестициями в инфраструктуру страны в размере $ 1 млрд.(3). Вашингтон старается опередить Пекин, сосредоточившись на оказании военной помощи Пномпеню, но китайцы всегда успевают предложить камбоджийцам больше, чем на данный момент могут дать американцы. Тем не менее, американское экспертное сообщество полагает, что у США и КНР равные шансы в борьбе за контроль над Камбоджей. Правительство страны, руководствуясь чистым прагматизмом, пытается избежать чрезмерного влияния Китая. Камбоджийская экономика – одна из самых отсталых в регионе, и для её модернизации льготных кредитов от китайцев явно недостаточно. Пномпеню требуются прогрессивные технологии и ресурсы для поддержания продолжительного промышленного роста. Только такими мерами можно улучшить экономические показатели в стране. Уловили эти нюансы и в Белом доме, поэтому Камбоджа получила гарантированную квоту в экспорте одежды в США. Западные страны для Пномпеня – привилегированные экономические партнёры. Доля США в камбоджийском экспорте составляет 54 %, Германии — 8 %, Канады — 6 %. В команду премьера Камбоджи Хун Сена входят камбоджийские политики с тесными связями с Европой и США (министр труда и транспорта Сун Чантол, советник министерства иностранных дел и международного сотрудничества Сок Сифана), что открывает новые возможности перед американской дипломатией (4). Для закрепления дружбы Камбоджи и Запада сотни камбоджийских солдат участвуют в миротворческих операциях под эгидой ООН по всему миру.

Укрепляя союзнические отношения с Пномпенем, Вашингтон получает прекрасную возможность закрепиться в регионе, даже если борьба с Пекином за Мьянму закончится для американцев проигрышем. К тому же, можно не сомневаться, что в камбоджийском вопросе Вашингтон сможет заручиться поддержкой своих ключевых союзников в регионе – Новой Зеландии, Австралии, Южной Кореи и Японии.