Европа ожидаемо атаковала Газпром и лично Путина

Инспекции Еврокомиссии в рамках антимонопольного расследования, которые «Газпром» назвал «неожиданными», на самом деле являются ожидаемым продолжением противостояния России и Европы в газовой сфере. Причем спектр проблем не ограничивается ценой на российский газ, но и возможностями поставок в «старый свет» среднеазиатского топлива, которое давно и успешно блокирует Москва.

Как отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, статья которого опубликована на портале slon.ru, «Газпром» на самом деле дождался проверок. По его оценке, проведенные по инициативе Европейской комиссии «неожиданные инспекции» в офисах дочерних предприятий российской газовой монополии в Центральной и Восточной Европе едва ли можно считать неожиданными или политически мотивированными.

«Еврокомиссия начала расследование по выполнению антимонопольных законов еще в январе 2007 года. Генеральный директорат по конкуренции тогдаоткрыто изложил свое мнение, в частности, что вертикальная интеграция поставщиков энергоресурсов с электрогенерирующими и газотранспортными компаниями ухудшает конкурентную среду в энергетическом секторе», — напомнил эксперт.

Тем не менее, как отмечает Корчемкин, руководство «Газпрома» продемонстрировало полное пренебрежение новыми правилами Евросоюза и продолжало заявлять о своих намерениях получения контроля над всей цепочкой от газовой скважины до конечного потребителя в странах ЕС. В интервью интервью немецкому журналу Der Spiegel в начале этого года Алексей Миллер еще раз подтвердил, что цель «Газпрома» — построение таких цепочек на разных континентах. Наверно, последней каплей стало подписаниемеморандума о стратегическом партнерстве с RWE в сфере производства электроэнергии в Европе. Вполне ожидаемо, Европейская комиссия увидела в этих намерениях российского монополиста прямую угрозу для конкурентной среды. Опасения европейцев понятны: ведь «Газпром» заявляет, что его электростанции будут покупать не самый дешевый газ, как этот делали бы другие собственники, а свой собственный. Так что реализация планов «Газпрома» и RWE действительно привела бы к уменьшению конкуренции на газовых рынках.

Эксперт подчеркивает, что ни одна из западных компаний, работающих в газовом секторе России, не позволяет себе делать заявления, подобные тем, которые «Газпром» делает в Европе. Трудно представить иностранную компанию, анонсирующую, например, планы строительства собственного газопровода для экспорта российского газа, или просто критикующую законы Российской Федерации. Зато руководство «Газпрома» постоянно выражает недовольство законами Евросоюза.

Элемент политики в «неожиданных инспекциях», пожалуй, все же есть, добавляет Корчемкин. По его мнению, политическая составляющая проявляется в том, что расследование возможных нарушений «Газпрома» началось так поздно (отношения руководства Евросоюза к российскому газовому монополисту всегда отличались деликатной осторожностью). Крупнейшие европейские партнеры «Газпрома»: E.ON, GDF Suez, ENI, Distrigas и та же RWE — уже давно проверены, а некоторые — крупно оштрафованы. Так, неожиданные проверки офисов E.ON и GDF Suez привели к тому, что Европейская комиссия наложила на каждую компанию крупный штраф в размере 553 млн евро за сговор по разделу рынков Германии и Франции. Немецкая и французская компании совместно построили газопровод MEGAL для транспортировки российского газа и договорились, что будут продавать газ только на своих «домашних» рынках. По новым правилам ЕС эта договоренность стала незаконной.

«Штрафы за нарушение европейских антимонопольных законов очень велики. Их размер может составить до 10% от годового оборота компании-нарушителя за каждый год нарушения закона, но не более 30% годового оборота. Однако далеко не все расследования заканчиваются штрафами. Чаще всего компании-нарушители берут на себя обязательства по установлению или восстановлению условий для свободной конкуренции. Например, компания соглашается продать газотранспортные активы, как в случае с итальянской ENI, или обязуется предоставить доступ конкурентов к газопроводным мощностям, как в случае с GDF Suez. Наверно, похожие обязательства примет на себя и «Газпром», а вертикально-интегрированные газпромовские цепочки останутся только на территории Российской Федерации. Может быть, еще и в Белоруссии», — заключает эксперт.

Согласно версии колумнистов аналитического центра Reuters BreakingviewsДжейсона Буша и Александра Ершова, статья которых опубликована Reuters, Европа в очередной раз предприняла атаку на Владимира Путина, который, как известно, выступает в качестве лоббиста «Газпрома», и как стало известно совсем недавно, вернется в Кремль в качестве президента РФ.

Как отмечают авторы статьи, расследование совпало с дипломатическим противостоянием России и ЕС относительно будущих поставок в Европу энергоносителей на фоне конкуренции двух конкурирующих газопроводных проектов — европейского «Набукко» и российского «Южного потока». На кону для европейцев — диверсификация импорта за счет огромных запасов газа в Средней Азии либо усиление зависимости от российского газа.

С другой стороны, несколько дней назад стало известно о планах возвращения в Кремль из кресла премьер-министра как минимум на шесть лет бессменного лидера страны Владимира Путина. Выпад против подконтрольного премьеру «национального достояния», российской газэкспортной монополии, можно рассматривать как форму возражения лично Путину, — считают авторы статьи.

По их оценке, в последнее время Европа на удивление энергично принялась искать поставщиков для «Набукко» и сейчас ведет переговоры с Азербайджаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского газопровода, который был бы связан с «Набукко». Но есть помеха: Россия любыми способами — юридическими проволочками, декларируемой заботой об экологии и дипломатическим давлением — тормозит европейский проект, препятствуя соглашению о правовом статусе Каспия.

«Кажется, Европа начинает терять терпение», — говорится в публикации. Ее авторы не исключают, что Москва отступит, осознав опасность своей тактики «палки в колеса», и попытается извлечь выгоду из сотрудничества с ЕС, например, в вероятном управлении украинскими газопроводами, отказавшись взамен от политически мотивированного Южного потока.

Буш и Ершов напоминают, что «Газпром» и прежде не был желанным гостем в Европе, которая опасается угрозы российского энергетического шантажа, но единства в поддержке «Набукко» в Европе также не наблюдается. На этой неделе BP заявила, что, возможно, построит собственный газопровод для азербайджанских ресурсов, на которые рассчитывали акционеры «Набукко».

Как считают авторы публикации, скорее можно говорить о европейском единстве против «Газпрома», отождествляемого многими с правящим в России режимом. Путин в ранге президента заметно опекал «Газпром».

Именно Путин пригласил возглавить газпромовский проект «Северный поток» экс-канцлера Германии и своего личного друга Герхарда Шрёдера. После трагедии в Фукусиме Путин приглашал японские компании участвовать в добыче газа в РФ и предлагал увеличить экспорт топлива в Европу, чтобы высвободить объёмы для Японии.

«Газпром» смог достичь некоторого прогресса в европейской экспансии в основном в Германии и Италии — странах, где у Путина наибольшее влияние.

«Газпром» не впервые встречает жёсткое противодействие в Европе, и его мечта получить доступ к местной рознице всякий раз откладывается.

Весной 2011 концерн признал, что испытывает проблемы из-за снижения потребления газа в Европе, которой не нравится энергетическая зависимость от «Газпрома», обеспечивающего ей около четверти необходимого объёма газа.

Если противостояние продолжится, к снижению спроса может добавиться падение выручки из-за грозящих «Газпрому» штрафов, — говорится в публикации