«Мослифт» приватизируют вместе со всеми лифтами

Одно из ключевых предприятий городского хозяйства Москвы – МГУП «Мослифт» – в ближайшее время может быть раздроблено и продано по частям. Как передает корреспондент «НР», предпродажная подготовка уже началась.

26 сентября агентство «Интерфакс» сообщило, что на должность первого заместителя генерального директора МГУП «Мослифт» назначен экс-заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» владелец завода тротуарной плитки Андрей Истомин. По версии столичных экспертов, это кадровое назначение – очень тревожный звонок для муниципального предприятия.

Электронная газета «Маркер» еще в июле этого года писала о том, как успешное и высокотехнологичное предприятие неожиданным образом стало для города «непрофильным активом», который в то же время почему-то является лакомым куском для потенциальных покупателей. Издание прогнозировало, что, скорее всего, «Мослифт» раздробят на куски и распродадут с молотка, словно запчасти угнанной иномарки: кого-то интересует земля, которую занимало предприятия, кого-то – производственные помещения, а кого-то – исчезновение с рынка мощного отечественного конкурента, который сдерживал поток импортного лифтового оборудования, хлынувший в последние годы нашу страну. Что при этом будет с лифтами и безопасностью горожан, эксперты даже не берутся предсказывать.

Всем этим планам мешал генеральный директор «Мослифта» Анатолий Золкин, который возглавлял предприятие последние 10 лет. Именно при нем «Мослифт» сумел выкарабкаться из той экономической катастрофы, в которую погрузилась страна двадцать лет назад. Если к началу перестройки главное столичное лифтовое предприятие представляло собой мощную структуру, которая занималась монтажом и обслуживанием всего лифтового хозяйства города (почти 90 тысяч кабин!), то к середине 90-х предприятие начало трещать по швам.

Согласно трендам того времени, в 1993-м «Мослифт» насильно, так сказать, «демонополизировали». По решению правительства Москвы, в городе было создано совместное с американцами предприятие «МосОтис», которому передали почти треть московских лифтов (более 30 тысяч), шесть управлений вместе с двухэтажными хозблоками, а также Механический завод на Кирпичной улице, где в это время заканчивалось строительство нового производственного корпуса.

Лишенный производственной базы, «Мослифт» оказался в жутком положении. К концу 90-х предприятие едва сводило концы с концами: некогда мощная и эффективная структура деградировала на глазах. Именно в эти годы в новостных потоках все чаще появлялась информация о ЧП в лифтах – кабины ломались, застревали, горели, особо активизировались вандалы, которые раскурочивали кабинки и выводили из строя оборудование.

Став гендиректором «Мослифта» в 2001 году, Золкин совершил невозможное – практически с нуля в здании бывшего Центрального склада, находившегося в Марьино, он создал настоящий Сервисный центр, который потихоньку превратился в самый настоящий завод по выпуску и ремонту необходимых узлов и деталей. При нем началась масштабная программа по восстановлению лифтов – «ветеранов»: к началу нынешнего века из ста тысяч кабин более 30 процентов уже прошли установленный стандартом срок – 25 лет, и их надо было срочно заменять.

Специалисты «Мослифта» разработали уникальную программу восстановления изношенных лифтов. Эта программа не только помогла сэкономить деньги городского бюджета, но и серьезно поднять качество модернизированных лифтов – в них использовались новые антивандальные материалы, обновился дизайн, уменьшились шум и вибрация во время движения. Стоимость модернизации лифта при этом выходила в два раза ниже, чем его замена, а срок его работы увеличивался ещё на 25 лет.

А самое главное, Золкин проявил себя эффективным кадровиком, который даже в наше жесткое время вернул в практику человеческое отношение к сотрудникам. Когда он принимал предприятие, из «Мослифта» шел массовый исход специалистов, уставших от безденежья и бесперспективности. Вместе с сохранившимся на предприятии «костяком» из старых опытных кадров он начал тяжёлые, но необходимые реформы.

«Мослифт» возвратил шефство над профильными ПТУ, организовал бесплатное обучение талантливых сотрудников в Электромеханическом техникуме и в Московском государственном строительном университете (МГСУ), где действовала единственная в стране кафедра для лифтовиков. Усилились меры по безопасности труда – кстати, с 2003 года предприятие работает без травм и аварий. Начала развиваться собственная Аварийная Служба спасения.

Все эти меры очень быстро привели к заметным результатам. Сократились аварийные простои лифтов, реже стали поломки. Уже в 2003-м «Мослифт» получил высокое звание «Лидер Российской экономики». В самый разгар капиталистических перемен в стране на предприятие вернулись такие давно забытые понятия, как соревнование, чествование ветеранов, спортивные соревнования, художественная самодеятельность. У «Мослифта» появилась возможность давать сотрудникам служебное жильё и беспроцентные кредиты. За работу в МГУП люди стали держаться обеими руками – на фоне постоянно повышающейся зарплаты достижений в социальной сфере резко уменьшилась текучесть кадров.

Все эти факторы «сработали» 25 мая 2005 года в день печально известного «блэкаута», когда в Москве из-за пожара на Чагинской подстанции почти половина города оказалась отключенной от электричества. В одно мгновение в районах, поражённых техногенной катастрофой замерли почти 32 тысячи лифтов. В 2730 кабинах оказались запертыми около трёх тысяч человек. Благодаря профессионализму, выучке и четкой организации, специалисты «Мослифта» освободили всех «пленников» уже через полтора часа, а к вечеру следующего дня все остановленные кабины после восстановления электропитания снова заработали в нормальном режиме.

К 2011 году МГУП «Мослифт» стало по-настоящему успешным предприятием, которое не только ремонтирует и эксплуатирует лифты, но и само разрабатывает и производит собственные модели лифтов. Сервисный центр в Марьино превратился в гигантскую мастерскую по выпуску запчастей и узлов, которые поставляются и московским лифтовикам, и коллегам по всей России и СНГ. В «Мослифте» даже вызрел проект строительства на этом месте полноценного завода, однако после экспертизы проекта среди некоторых городских чиновников появилось мнение, что строительство завода…нецелесообразно. Почему – несложно догадаться: зачем развивать собственное лифтостроение, которое ничего не приносит заинтересованному чиновнику, куда заманчивее давать отмашку на закупку импортной техники, ведь даже ребенку ясно – где закупка, там и «откаты»…

​Тучи над «Мослифтом» начали сгущаться в июле этого года, когда закончился очередной трудовой контракт между городом и генеральным директором предприятия Анатолием Золкиным. Обычно этот контракт продлялся «автоматом» – уже 10 лет к Анатолию Алексеевичу, заслуженному работнику ЖКХ России, не было никаких претензий – только похвалы и награды. Но в этом году словно перемкнуло: предприятие продолжало работать, а его руководитель как будто перестал существовать для московских властей – лично Золкину никто не позвонил и ничего не объяснил, его просто перестали замечать в больших кабинетах.

При этом ни один из высокопоставленных чиновников в городском хозяйстве даже не попытался объяснить, чем вдруг стал неугоден человек, отдавший столько сил и здоровья одной из самых важных систем городского хозяйства, услугами которой ежедневно пользуются почти 7 миллионов человек. По логике, если крупный руководитель вдруг приходится «не ко двору», ему что-то должны предъявлять – напоминают про возраст, допущенные «косяки», намекают о «несоответствии» или, как это нынче модно, об «утрате доверия»… Гендиректор «Мослифта» не дождался даже этого. Обо всей этой странной и не очень красивой истории газета «Совершенно секретно» даже провела собственное журналистское расследование,которое привело к неутешительным для «Мослифта» выводам.

​Обеспокоенный коллектив предприятия, на котором трудятся почти 4 тысячи человек, написал коллективное письмо новому мэру Сергею Собянину. В этом письме, под которым стоят 1528 подписей, сотрудники «Мослифта» просили разобраться с тем, что происходит вокруг их предприятия, почему не продляют контракт с человеком, под руководством которого оно добилось таких внушительных успехов?

Аналогичные письма в приемную мэра, в Мосгордуму, в Департамент ЖКХ и благоустройства пришли из самых разных мест – от директоров подшефных колледжей, декана факультета Механизации и автоматизации строительства МГСУ, руководителя «Национальной Лиги предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры» и Московского управления Ростехнадзора, от ветеранов труда и профсоюзных работников… Но в ответ были лишь отписки из аппарата руководителя городского комплекса Петра Бирюкова и руководителя Департамента ЖКХ и благоустройства Андрея Цыбина о том, что вопрос о кандидатуре на пост руководства «Мослифта» рассматривается, и мнение коллектива будет учтено…

Отправители писем так и не узнали, дошли ли они до адресата. Зная работу нашего бюрократического аппарата, несложно предположить, что городского главу просто блокировали от нежелательной информации. Время шло, пауза неприлично затягивалась, а на «Мослифте» потихоньку начиналась паника: народ нынче грамотный, очень быстро нашел в Интернете материалы о предстоящей приватизации и очень быстросмекнул, что в наших условиях «приватизация» как правило – это синоним слова «развал», а Золкин не из тех, кто способен развалить собственное детище. Отсюда вывод – «Мослифт» обречен…

Так оно и вышло. 23 сентября руководитель Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы Андрей Цыбин подписал приказ №86-к/гуп «о назначении Истомина Андрея Михайловича исполняющим обязанности генерального директора МГУП «Мослифт». А 26 сентября в «Интерфаксе» появилась заметка о том, что Андрей Истомин стал первым замом гендиректора «Мослифта».

Что дальше будет с предприятием, можно только гадать. Но самое главное – теперь совершенно непонятно, кто будет отвечать за безопасность и модернизацию десятков тысяч лифтов в многомиллионном сложном городе.

По версии столичных экспертов, история со сменой гендиректора «Мослифта» может оказаться весьма показательной для других руководителей города. Урок из ситуации очень простой: никакие заслуги никого ни к чему не обязывают, и если ты оказался на ответственной должности, не растрачивай силы и время на модернизацию, а немедленно займись укреплением собственного благополучия. И тогда, случись какой начальственный катаклизм, при тебе всегда останется свой собственный свечной или, скажем, плиточный заводик…