Голендер: признание Палестины создаст опасный прецедент

Главное мировое событие последнего времени — подача Палестиной, вопреки позиции Израиля, заявки на вступление в Организацию Объединенных Наций. Сейчас заявку обсуждают в Генеральной ассамблее и Совете Безопасности ООН. Пока, впрочем, единственный видимый результат палестинской инициативы — это заявление так называемого миротворческого квартета по ближневосточному урегулированию (в него входят ООН, США, ЕС и Россия). В нем Израиль и Палестинскую автономию призвали возобновить двусторонние контакты в течение одного месяца. Уже к началу 2012 года, по мнению квартета, должен быть достигнут существенный прогресс по вопросам обеспечения безопасности Израиля и будущих границ палестинского государства.

Это устроило израильтян, но не устроило палестинцев. Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас заявил, что план «квартета» должен включать в себя положения о немедленном прекращении строительства еврейских поселений на территориях и возвращении Израиля к границам 1967 года. О том, как теперь будет развиваться ситуация в регионе, корреспондент «НИ» побеседовал с послом Израиля в России Дорит ГОЛЕНДЕР.

— Почему Израиль выступает против вступления Палестины в ООН? Ведь вроде бы руководство страны неоднократно заявляло, что в принципе не является противником идеи существования независимого палестинского государства.

— Как известно, для определения государства установлены четыре критерия: определенная территория, постоянное население, эффективное управление и готовность соблюдать нормы международного права. В настоящий момент палестинская ситуация не соответствует большинству критериев. Поэтому, полагаю, сегодня всерьез рассуждать о палестинской государственности преждевременно. Кроме того, признание Палестины на основании одностороннего обращения создаст опасный прецедент, чреватый сложными проблемами для многих других государств (в том числе России), у которых есть споры о границах с соседями. Израиль давно об этом предупреждает.

— С трибуны ООН президент Палестинской автономии Махмуд Аббас отверг инициативу ближневосточного «квартета». Что в этой ситуации нужно сделать, чтобы израильско-палестинский диалог возобновился?

— К нашему глубокому сожалению, речь Махмуда Аббаса, которую он произнес с трибуны ООН, была выдержана в худших традициях палестинской пропаганды. Выступление главы палестинской администрации было целиком посвящено очернению Израиля, Махмуд Аббас не погнушался даже искажением и подтасовкой фактов. Хотя он и произнес ритуальные фразы о готовности палестинцев к возобновлению переговоров с Израилем, его риторика не оставила ни малейшего проблеска надежды на мирный диалог. Тот, кто действительно стремится к соглашению о мире, не произносит столь недружелюбных и подстрекательских речей. Когда пришло время выступления премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, палестинской делегации уже не было в зале, оставался один-единственный молодой дипломат, он конспектировал тезисы. Махмуд Аббас спешно покинул Нью-Йорк, несмотря на то, что Нетаньяху призвал его встретиться там же, на месте, ничего не откладывая и никуда не переезжая. Лидер Палестинской автономии игнорировал не только обращение израильского премьера, но и заявление «квартета», призывающее стороны к возобновлению переговоров, а Израиль, кстати, приветствовал это решение международных посредников. Поступки Махмуда Аббаса создают впечатление, что его слова о намерении палестинской стороны продолжить диалог с Израилем — не более чем «изящная» фигура речи.

— Сейчас все чаще говорят о том, что заявка Палестины, поданная в ООН, приведет к скорому обострению обстановки в регионе. Мол, в ответ на действия Палестины Израиль может предпринять некоторые контрмеры.

— У Израиля нет желания предпринимать какие-либо контрмеры, напротив, мы выступаем за немедленное возобновление палестино-израильских переговоров. Тем не менее важно понять сложность ситуации. Односторонние действия палестинской стороны, предпринятые в ООН, — это прямое нарушение Промежуточного соглашения между Израилем и палестинцами, заключенного в 1995 году. В документе сказано, что никто из сторон не имеет права в одностороннем порядке менять статус сектора Газы или Западного берега реки Иордан. Поэтому теперь, если рассуждать гипотетически, нарушение нормы соглашения палестинской стороной позволяет также и Израилю выйти из этого соглашения, полностью или частично. В том числе, например, Израиль может выйти из Парижского протокола (приложение к Промежуточному соглашению), в котором собраны соглашения об экономических и таможенных договоренностях с палестинцами

— То есть, проще говоря, Израиль может отказаться дотировать палестинскую экономику? Но ведь Аббас сам пообещал, что Палестина выйдет из Парижского протокола — то есть не будет платить таможенные сборы и пошлины Израилю, и станет самостоятельно вести внешнюю торговлю, сейчас находящуюся под контролем израильских структур.

— Я думаю, если Аббас предпримет такие шаги, то в первую очередь они приведут к дестабилизации экономики Палестинской автономии, которая, так уж сложилось, зависима от израильской. Такие вопросы, как таможенные сборы, пошлины, внешняя торговля и так далее, могут и должны быть решены в ходе двусторонних переговоров. Ведь Израиль фактически поддерживает обеспечение инфраструктуры палестинской экономики.