Поднимается новая волна борьбы за Антарктиду

Австралия и Новая Зеландия выражают обеспокоенность по поводу возросшей активностью в Антарктиде других стран, особенно азиатских.

Подобные действия фактически показывают, что борьба за природные богатства Южного материка началась. Несмотря на наличие международных соглашений, которые запрещают хозяйственную деятельность в этом уникальном регионе планеты, кое-кто уже начал ее вести, правда, пока в ограниченных масштабах. К примеру, некоторые энергетические концерны, в том числе норвежские, проводили геологоразведку.

Справка. Международный статус Антарктиды. В соответствии с конвенцией об Антарктике, которую подписали 1 декабря 1959 года, она вступила в силу 23 июня 1961 года, континент не принадлежит ни одной стране. Первоначально договор подписали 12 государств, на январь 2010 года в число участников входило 46 стран, из них 28 с правом голоса. Действие договора заканчивается в 2048 году, будет ли продлено его действие неизвестно, особенно, если учесть усилении борьбы за ресурсы. Согласно соглашению регион демилитаризован, превращён в безъядерную зону, запрещена добыча полезных ископаемых. Разрешена только научная деятельность. Но, это не значит, что у ряда стран нет территориальных претензий. Так, в 20 столетии несколько стран высказались о своих «сферах влияния». Франция претендует на Землю Адели (район Французских Южных и Антарктических Территорий); Чили на часть региона Магеллания и Чилийскую Антарктику, Аргентина на Аргентинскую Антарктику; Австралия на Австралийскую антарктическую территорию; Великобритания на Британскую антарктическую территорию; Норвегия на Землю Королевы Мод, остров Петра I; Новая Зеландия на территорию Росса. Кроме того, Третий рейх претендовал на территории т. н. Новой Швабии (между 10°западной долготы и 20° восточной долготы), нынешняя Германия пока не подтверждала этой заявки. В 1986 году Бразилия включила антарктический сектор между 28° и 53° западной долготы в свою «зону интересов». Особую позицию заняли США и СССР-Россия, они заявили, что в принципе могут выдвинуть свои территориальные претензии в регионе, который является зоной их стратегических интересов, хотя пока этого и не делают. Притом обе державы не признают претензии других государств.

Сами новозеландцы имеют свои территориальные претензии в Антарктиде и не скрывают, что их главной опорной базой в освоении южного континента является самый большой город на Южном острове Новой Зеландии — Крайстчерч. Именно отсюда идет снабжение одной из самых больших постоянно действующих антарктических станции Скотт-Бейс.

Долгое время Антарктида была «вотчиной» европейцев и американцев, но в настоящее время ситуация стала меняться. У них в Антарктиде появились серьезные конкуренты — КНР и Южная Корея. Особенно волнуют новозеландцев амбициозные планы Сеула.

С 2012 года южнокорейцы планируют начать строительство постоянно действующей полярной базы в заливе Терра Нова. Станция «Чан Бого» площадью 4000 квадратных метров, будет рассчитана на 15 — 60 человек персонала, её стоимость оценивают в 120 млн. долларов. Это определённый вызов Новой Зеландии, т. к. южнокорейская станция будет расположена всего в 300 км к северу от новозеландской станции Скотт-Бейс, а она расположена в центре «сферы влияния» Новой Зеландии. Кроме того, новозеландцев раздражает тот факт, что Южная Корея для строительства своей базы будет использовать Крайтсчерч и порт Литтелтон, куда необходимые материалы будут доставлять из южнокорейского Пусана. У новозеландцев есть опасения, что Сеул будет расширять своё присутствие, а затем может оспорить заявку Новой Зеландии на территории Антарктиды.

Антарктические спорные территории.

Хотя, сами новозеландцы планируют расширить своё присутствие на южном материке. На берегу моря Росса обещают выстроить новую базу, которая сыграет положительную роль в развитии страны. В Веллингтоне не скрывают, что их интересуют запасы углеводородов. Кроме того, антарктический регион в правительственных документах по вопросам обороны Новой Зеландии упоминается как «ключевая зона ответственности новозеландских вооруженных сил».

Фактически в 21 столетии набирает силу «вторая волна» борьбы за Антарктиду — первая наблюдалась в 20 веке. Надо учесть и фактор таяния льдов, который облегчает доступ к природным ресурсам материка. А бороться есть за что — это и углеводороды, примерно 80% пресной воды планеты, железная руда, руды цветных металлов, каменный уголь и т. д. Антарктида является последним, незатронутым человеческой деятельностью, ресурсным резервом для человечества на планете. Особенно правительства и энергетические концерны интересуют шельфы континента.

В Австралии, как и в Новой Зеландии, считают, что освоение Антарктиды напрямую связано с национальной безопасностью их страны. И не удивительно — эти две страны претендуют практически на половину континента.