Павел Данилин об отставке Кудрина: он всех достал

Решение президента Дмитрия Медведева, первого номера в списке «Единой России», об отставке Алексея Кудрина – первый и довольно успешный шаг в предвыборной гонке.

Кудрин должен был уйти еще раньше – в последнее время его работа на посту министра финансов скорее тормозила развитие российской экономики. Когда-то он вносил здравую ноту финансового консерватизма в симфонию российских властей. Однако в условиях, когда надо реализовывать бюджет развития, это, скорее, вредное качество. Уже в нынешнем правительстве злобный и скаредный бухгалтер на месте главы Минфина смотрелся анахронизмом.

На двусмысленное положение Кудрина накладывался еще и факт практически абсолютного отсутствия поддержки его монетарного курса со стороны ведущих политических сил. Тем более, что во главе правительства сегодня находится лидер «Единой России» Владимир Путин, а новое правительство, как уже точно всем понятно, будет сформировано при непосредственном участии «Единой России». С этой партией Кудрин не только не пытался в последние годы выстроить нормальные рабочие отношения, но и постоянно входил в конфликты. Результат – налицо.

Напомню, что министр финансов и вице-премьер российского правительства был в понедельник отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым по представлению премьер-министра Владимира Путина. Новость об увольнении одновременно озвучили пресс-секретарь президента Наталья Тимакова (подчеркнув, что это было именно увольнение) и сам Алексей Кудрин, который сообщил, что покинул свой пост добровольно. Однако последняя версия весьма сомнительна. Вероятность добровольной отставки исключает открытый конфликт бывшего министра с президентом на заседании комиссии по модернизации, где Кудрин позволил себе выступить с рядом неэтичных заявлений, лишь развивающих его предыдущие высказывания о несогласии с Дмитрием Медведевым.

Поскольку отставка вице-премьера возможна только по представлению главы правительства, вполне очевидно, что, так или иначе, это было именно увольнение, поскольку Владимир Путин поддержал Дмитрия Медведева. Таким образом, тандем вновь продемонстрировал единство, как и несколько дней назад, когда на съезде «Единой России» Медведев выдвинул Путина в президенты, а тот действующего главу правительства – в премьеры.

Причин отставки несколько. Во-первых, Кудрин отправлен в отставку за нарушение субординации. Он публично противоречил президенту, фактически усомнившись в его компетенции, и сам же заявлял, что не видит себя в правительстве Дмитрия Медведева после выборов. Это неэтичное поведение со всех сторон может рассматриваться как главная причина увольнения, но все же, скорее, это был повод.

Вторая причина в том, что Кудрин с его бухгалтерским подходом к российским финансам оказался настолько архаичен и неадекватен требованиям, стоящим перед Россией, что его деятельность реально противостояла уже не только модернизационным инициативам, но и самым насущным требованиям развития страны. Да, когда-то такой министр, как Кудрин, с его жестким отстаиванием бюджетных приоритетов, выплаты внешних долгов, неамбициозных трат, был необходим. Особенно для страны, которая вошла в новое тысячелетие с подорванными финансами. Но сегодня он является попросту атавизмом и тормозом для движения страны вперед. В том числе и угрозой для обеспечения безопасности страны. И это – общее мнение.

Недаром уже во вторник президент, встречаясь с командирами воинских частей, принимавших участие в учениях «Центр-2011» в Челябинской области, дал косвенный ответ на кудринскую критику в свой адрес, что, мол, у России слишком большие расходы на оборону. Президент заявил, что Россия – это «не какая-нибудь банановая республика», которая может обойтись без высоких расходов на поддержание обороны и безопасности. «В этом наша миссия, и перед нашими соседями… Как это ни печально для нашего бюджета. И я, и мои коллеги всегда будут стоять на том, чтобы расходы на оборону, на обеспечение военнослужащих всегда были высокими: это дает возможность сохраняться в виде единого государства на протяжении многих веков, иначе нашего государства уже не существовало бы», – сказал президент. И добавил: «А кто с этим не согласен, тот пусть работает в другом месте. И это императив».

В-третьих, министр финансов поплатился за то, что попытался «вбить клин» между членами правящего тандема. Все, кто пытался играть в эту опасную игру, поплатились отставками, в том числе мэр Москвы Юрий Лужков, депутат Константин Затулин, целый ряд политологов, чиновников и общественных деятелей.

В-четвертых, спикер Госдумы Борис Грызлов совершенно верно заявил, что отставка Кудрина была лишь вопросом времени. Это стало очевидно после решений, принятых на съезде «Единой России». Не секрет, что у министра финансов отношения с правящей партией не сложились. Он позволял себе критиковать «Единую Россию». Так, выступая в эфире Первого канала у Познера в 2010 году, он заявил буквально следующее: «У меня есть разногласия сейчас с «Единой Россией». В целом в «Единой России» все-таки не правоцентристский уклон, а левоцентристский уклон. И только, повторяю, благодаря некой работе правительства и Путина лично нам удается этот баланс держать. Это не совсем соответствует моим предпочтениям».

Что до социальных предпочтений Кудрина, то это сокращение госрасходов и, в частности, поднятие пенсионного возраста. Радикальные социальные предложения министра финансов вызывали у населения тревогу и постоянно служили предметом обсуждения и осуждения власти со стороны избирателей.

Как-то после очередного подобного заявления «Единая Россия» практически потребовала отставки Кудрина, заявляя, что не допустит либерального «алармизма»: «Он пытается вызвать недовольство избирателей, чтобы добиться снижения результата «Единой России» на выборах. Он не просто заявляет о своем несогласии с партией «Единая Россия», он пытается вызвать возмущение избирателей, которые, может быть, не очень разбираются в тонкостях, которые знают, что глава правительства – это глава «Единой России», и которые воспринимают заявление члена этого правительства как позицию «Единой России», – заявил по этому поводу Андрей Исаев.

Как я уже говорил выше, еще одной претензией партии большинства к министру финансов было его категорическое нежелание расставаться с деньгами на прорывные проекты. Бюджет постоянно недофинансировался, а значительная часть госконтрактов, которые Минфин из-за отсутствия средств давал лишь к концу года, выполнялась формально и в дикой спешке.

В условиях, когда будущее правительство во главе с Дмитрием Медведевым должно стать «локомотивом» модернизации страны с бюджетом развития, подход Кудрина к финансам был недопустим. Задачи, которые он ставит перед собой (хранить государеву казну и не пускать ее тратить), намного менее масштабны, чем те, которых требует от Минфина задача модернизации страны. У старых бухгалтеров, очевидно, не хватит квалификации работать в новых условиях и по новым правилам.

Итого, что мы имеем? Кудрин достал всех. По своим служебным обязанностям «лучший министр финансов мира» Кудрин оказался в ситуации неполного служебного соответствия, что усугубил нарушением субординации и критикой в адрес «Единой России», роль которой в российской политической системе после предвыборного съезда существенно возросла. Плюс ко всему – попытка вбить клин в тандеме, подвергнуть ревизии итоги предвыборного съезда «Единой России», которые продемонстрировали сохранение системы власти в ее прежней конфигурации. Все это привело к тому, что Кудрин лишился даже поддержки со стороны премьер-министра Путина. И вот на фоне начавшейся предвыборной кампании в отставку был отправлен чиновник, постоянно ратовавший за повышение пенсионного возраста, за сокращение бюджетных расходов на социальные выплаты и на оборону страны. Безусловно, это будет крайне позитивно встречено избирателями.