Велика ты, земля Русская…

После распада СССР геополитической реальностью стало существование трёх новых государств, чьё основное население составляют славяне. Сегодня речь идёт о выстраивании добрососедских и равноправных отношений между россиянами, украинцами и белорусами, однако далеко не все задумываются, что речь идёт о братских народах, мать которых — Русь. Публицисты и историки много размышляют на эту тему, не раз высказывая озабоченность тенденцией отчуждения братских народов, происходящей не без участия «третьей силы». «Украинский вопрос — один из самых больных в современном русском мире, — пишет, например, историк Александр Самсонов. — Но, к сожалению, не все современные русские патриоты понимают тот факт, что «украинцы» (или малороссы) — это те же русские. Присвоение им иного названия явление абсолютно искусственное, созданное внешними и внутренними врагами Руси-Русской цивилизации, которые ведут многовековую борьбу по расчленению и уничтожению Русского народа, суперэтноса руссов». Его точку зрения на происхождение понятия «украинский народ» (полный текст материала размещён на сайте http://tainy.net) мы сегодня представляем с небольшими сокращениями. Конечно, это лишь один из возможных подходов к очень сложной и щекотливой теме из тонкой сферы межнациональных отношений.

Ещё на рубеже XIX-XX столетий понятие «русский» означало принадлежность проживавших в трёх областях Российской империи восточных славян — великорусских губерниях, Малой России и Белой Руси. Но говорить о том, что в трёх частях Руси-России проживали три отдельных народа, не приходится — не было в природе «трёх ветвей» русского народа, есть один народ, проживающий в трёх исторических областях. Территории Малой, Великой и Белой Руси никогда не несли национального, этнического содержания. Это всё территории, населённые русами, Русским народом, которые в период феодальной раздробленности и развала единого Русского государства (обозначаемого абсолютно искусственным названием — Киевская Русь) оказались частью оккупированы соседями, а частью — в вассальной зависимости от Золотой Орды.

В письменных источниках и народной памяти нет упоминаний о Великой, Малой, Белой Руси ранее XIV столетия. Они появляются с XIV столетия, не неся национального значения за пределами Русских земель.

Константинопольский патриархат, управлявший русской церковью, раньше называл Русские земли словами «Русь», или Россиа(я)», но ситуация изменилась, когда значительные территории на западе и юго-западе Руси были захвачены Литвой и Польшей. В Константинополе, чтобы отличить Галицию, захваченную западными соседями Руси, от остальной Руси, которую назвали «Великой» (учитывая величину территорий), стали называть её, Галицию, «Малой Русью», «Малой Россией».

Затем в «Малую Россию» включили ещё ряд южнорусских земель. Так, Киев первоначально относился к «Великой Руси», и только с 1362 года, когда его захватил великий князь литовский Ольгерд, город вошёл в состав «Малой Руси».

Интересно и название Литвы того времени — Великое княжество Литовское и Русское, речи в документах об украинском или белорусском народах нет. Везде говорится о Русском народе, вплоть до 1697 года правительство Великого княжества Литовского и Русского использовало в официальных документах русский язык. А население людей в восточной и западной России продолжало называть себя русскими, а свою землю — Россией, Русью.

Из Византии понятия «Великая Русь», «Малая Русь» проникли в польские, литовские и русские документы. Но там не знали национальных различий, народ был один, просто проживал на территориях под разной юрисдикцией. Когда при царе Алексее Михайловиче Романове (правил в 1645-1676 годах. — Ред.) большая часть земель была объединена, а русский царь стал называться «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцем», это выражало тот факт, что был объединён весь Русский народ, проживавший на землях Древнерусского государства.

И только в XIX столетии в среде интеллигенции стали «населять» эти три территории разными народами. Простой народ об этом даже и не знал. Простые люди называли себя, как и во времена Руси Рюрика-Святослава, русскими и в Малой, и в Белой, и в Великой России.

Эта идея («конструирования» трёх народов. — Ред.) была разработана Ватиканом и воплощалась в жизнь через Польшу, а также частью русской интеллигенции, которая была сторонницей «революционных изменений», либерализма. В XIX столетии была сформирована прослойка украинской интеллигенции — её сутью стал сепаратизм и революционность. Одновременно в России насаждался такой же искусственный термин — «великорус». Стали акцентировать внимание на областных различиях в быте, обычаях, диалектах единого языка.

Но самый страшный удар по единству Рус

ского народа нанесли революционеры после 1917 года. Именно тогда была оглашена официальная концепция о «трёх братских народах», создано три отдельных народа. «Белорусы» и «малороссы» превращены в новые нации — белорусов и украинцев. Русский народ на небольшой исторический промежуток времени в численности сократили более чем на треть, создав искусственные этносы, национальные химеры. А русскими остались только бывшие «великороссы».

Советские историки быстро подвели базу под политическую концепцию: так, согласно Малой советской энциклопедии (1960 г.), Ростово-Суздальская земля, а затем Московское княжество стали политическими и культурными центрами великорусской (русской) народности, которая сложилась в XIV-XV столетиях. Таким образом, история Древнерусского государства (так называемой Киевской Руси) осталась за пределами русской истории. Её населили мифическими «восточными славянами», от которых якобы и произошли «три братских народа» — украинский, белорусский и русский… После же распада СССР русских, оставшихся за границами РФ, обозвали «русскоязычными».

* * *

Если проанализировать исторические источники Руси, Византии, арабских, персидских и иных авторов, то видно, что в них упоминаются «Русская земля», «Русь», «русские князья», «русский закон», «Русская Правда», «русский род», «русин» (отдельный русский человек), «русские», «суда русов», «Русь». Но нигде нет народа «укров», «украинцев», «малороссов», «белорусов»…

Всего несколько примеров. Летопись сообщает о походе русских на Царьград-Константинополь (907 год): «Много зла творяху русь греком»; в договоре великого князя Руси Олега Вещего с Византией от 911 года говорится о «русских князях», «русском законе», «русском роде», «русской земле»; восточный историк Масуди сообщил о походе русских на Каспийское побережье в 910-е годы: «Суда русов разбрелись по морю и совершили нападение на Гилян, Дейлем, Табаристан, Абаскун».

В 944 году великий князь Руси Игорь заключает договор с Византией, в нём есть слова: «русская земля», «русские князья», «русин», «русские», «Русь».

В летописи Гильдезгеймской (около 960 года) сказано: «К королю Оттону пришли послы Русского народа».

Великий князь Святослав представляется в Болгарии императору ромеев: «Аз Святослав, князь Русский… и иже суть под мною Русь». Перед решающей битвой Святослав обращается к своим воинам: «Не посрамим земли Русской».

В «Поучении» Владимира Мономаха сказано: «Аз, нареченный в крещении Василий, русським именем Володимер».

Галицкий князь Роман Мстиславович назван в Волынской летописи великим и «самодержцем всея Руси».

Папа Иннокентий IV в своей грамоте от 1246 года принимает под своё покровительство князя Даниила Галицкого «короля Русии», все остальные грамоты Ватикана Даниилу содержат слово «Русь». Чёрное море тогда называли «Русским морем».

И таких сообщений можно привести массу, все они, как русские, так и иностранные, в течение пяти столетий в качестве этнонимов, названия государства, используют слова: «Русская земля», «Русь», «русские», «русы», «росы», «русский род», «русский народ». Два основных ключевых слова — «Русь» и «Русский». Именно так самоопределяли себя наши пращуры в то время.

Они не называли себя «малороссами», «украинцами», «белорусами», «великороссами», «восточными славянами», «южнорусской» или «северорусской» народностями. Все эти термины — изобретения последних двух столетий и не имеют никакого права на внедрение задним числом в более ранние эпохи. Русский народ изначально самоопределял свою принадлежность к Руси и не делил себя ни на какие «ветви». Житель Киева, Минска, Новгорода, Ростова — все они были русскими и жили на Русской земле. Лишь поздние слова «Русь», «Русская земля» были вытеснены греческим эквивалентом — «Россия».

Термин «Украина» если и встречается в исторических источниках, то только как слово, обозначающее «граница», «окраина», «приграничная область». Вот, например, летописное сообщение о возвращении князем Даниилом Галицким пограничных с Польшей русских градов от 1213 года: «Даниил еха с братом и прия Берестий, и Угровеск, и Столпье, Комов и всю украину» (т. е. речь идёт об окраине Галицко-Волынской земли).

Или ещё один пример, уже с северо-западных русских украин-окраин: «И пришед тайно, и взяша с украины неколико псковских сёл».

По мнению ряда историков, после оккупации западных и южнорусских земель поляками, литовцами, венграми там началось сложение народностей — «украинцев», «белорусов», «русинов». Так, например, считал Вадим Кожинов: «Именно поэтому и именно за это долгое время в южной Руси сложился самостоятельный народ со своим языком и культурой — украинский». Но где и когда оккупация одного народа другим приводила к созданию третьего народа?! Таких примеров этногенеза просто нет!

Везде длительная, столетие за столетием оккупация ведёт к этнической деградации покорённого народа, утрате им национального самосознания, традиций, культуры, языка. А в итоге приводит к полному исчезновению и полной ассимиляции народа. Иногда остаются небольшие группы-анклавы, сохранившие часть культуры, но полностью исключённые из исторического процесса, не способные к развитию.

Так, от русов Центральной Европы практически ничего не осталось — они были полностью германизированы, онемечены. Жалкие остатки былого величия — лужицкие сербы, кашубы.

История юго-западной Руси XIV-XVI столетий вполне вписывается в эту картину: создано униатство, русский язык искажён полонизмами, русское образование, обычаи и традиции сильно потеснены польскими. Всё это результаты сознательного курса Ватикана и Польши на денационализацию Русского народа.

В XVII столетии этот процесс зашёл уже довольно далеко, особенно в среде «элиты» Малой России. Большинство знатных родов Южной Руси стали «поляками», женились на польках, говорили по-польски, приняли католицизм, дети учились в польских учебных заведениях. Решающим фактором ассимиляции становилась смена веры — переход в католическую конфессию, что приводило к ценностной переориентации на Западную цивилизацию, к решительному разрыву с Русской цивилизацией.

Но практически полная ассимиляция «элиты» не привела к ассимиляции простого народа, слишком много русских было на этих территориях, не было современных средств «промывания мозгов». Они по-прежнему считали себя русскими, хотя потери в культуре и языке также были сильными. Но в целом они сохранили русскость — веру, язык, традиции.

Это и определило победоносность национально-освободительной войны 1648-1654 годов под предводительством Богдана Хмельницкого, решения Переяславской Рады о воссоединении единого народа. Да и сам Богдан Хмельницкий, говоря о войне с поляками, «хотящими искоренити Церковь Божию, дабы и имя «Русское» не помянулось в земле нашей», предельно ясно выразил высшее понимание этой войны — борьбы Русского народа за свою независимость, войну против оккупантов. И воевали против поляков не некие мифические «украинцы», а реальные русские люди бились за будущее единой Руси, Русской земли.

«Украинская история» — это миф, как и «украинский народ», созданный усилиями Ватикана, Польши, Австро-Венгрии, внутренними врагами — либеральной, революционной интеллигенцией XIX-XX столетий. Закреплённый искусственно созданными революционерами-интернационалистами Украинской, Белорусской ССР, РСФСР, всей мощью советской идеологии…

От редакции. Уже более 10 лет существует Союзное государство России и Белоруссии», которое некоторые мыслители рассматривают как возможное ядро нового мощного государственного образования в Северо-Восточной Евразии. Ещё ранее Нурсултан Назарбаев выдвигал идею создания на обломках ССС Евразийского союза — конфедерации со своей собственной столицей, но его не услышали…

Между тем планы создания конфедеративных государств выдвигались и ранее. После Второй мировой войны Сталин планировал создать к 1954 году Славянское союзное конфедеративное государство (ССКГ). В его состав планировалось включить СССР, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Югославию. По второму варианту в конфедерацию самостоятельно входили также Украина и Белоруссия. В качестве столицы рассматривались Белград, Минск, София или Варшава. Вступление Украины и Белоруссии в ООН в 1945-м стало первым практическим шагом в формировании ССКГ.

Этот замысел созрел у советского лидера, видимо, ещё до начала войны с Германией. В апреле 1941 года он обсуждал с новым югославским руководством идею союза славянских государств независимо от их политико-идеологических систем. Генерал Душан Симович не возражал, но немцы вскоре оккупировали Югославию. А 28 марта 1945 года на приёме в Кремле в честь президента Чехословакии Эдуарда Бенеша Иосиф Виссарионович предложил тост «За новых славянофилов, которые стоят за союз независимых славянских государств!».

Но Сталин столкнулся со скрытым противодействием не только Запада, но и ряда своих влиятельных соратников. Согласно архивным данным, Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев, А. Микоян убеждали Сталина в преждевременности такого проекта, ссылаясь на опасность дальнейшего ухудшения и без того напряжённых отношений со странами НАТО. Идею создания славянской конфедерации поддерживал только «второй человек» в партии — секретарь ЦК Андрей Жданов, но в 1948 году при до конца не выясненных обстоятельствах у него «не выдержало сердце».