Эксперты: «Правое дело» закрыли из-за смены курса «ЕР»

Политические аналитики продолжают изучать итоги съезда «Единой России» и связывают с ним фактическое закрытие проекта «Правое дело».

«Правое дело» во главе с Прохоровым действительно могло составить конкуренцию единороссам, если не в Государственной думе, то на партийном поле – точно, — утверждает директор Центра политической информации Алексей Мухин в статье, опубликованной на сайте Полит.Ru. — В любом случае, рисковать кремлевские политтехнологи не стали: зачем нужна смущающая умы правая партия, когда есть «Единая Россия» с ее многочисленными клубами?» По мнению Мухина, «Правое дело» могло бы стать элементом, дестабилизирующим ситуацию вокруг «правящей партии» как раз накануне голосования 4 декабря». «Вероятно, что и фигура Прохорова могла каким-то образом повлиять на новую конфигурацию элит, в том числе и в руководстве страны, — напоминает Мухин. — Не зря Медведев в шуточной форме предположил премьерскую перспективу тогдашнего лидера «Правого дела» во время встречи с профлидерами».

«По-видимому, в августе пришли к фундаментальному решению — Медведев будет премьером и приходит в «ЕР», — отмечает, в свою очередь, в своем блоге на сайте «Эха Москвы» Леонид Радзиховский. — Но это означает и некоторую «перемену участи» самой «ЕР» – она сама оказывается «правой партией» в рамках кремлевской «идеологической геометрии». По крайней мере, из «консерваторов» она превращается в партию «модернизаторов». Шарниры повернулись, сцена развернулась – «ЕР» поехала вправо. Куда же в этом случае двинулась ПД? А – в сторону кулис …»

В любом случае действующий президент (и будущий премьер) с праволиберальными взглядами во главе партии, с 2003 года сделавшей своим знаменем идеологию социал-консерватизма, недосчитался бы многих козырей в декабре и марте, если бы в отечественном политическом раскладе была сильная и популярная правая партия, делают вывод аналитики.

Как отмечают эксперты, Медведеву, ведущему на выборы переживающую не лучшие времена «Единую Россию», придется приложить неимоверные усилия, чтобы объяснить избирателю необходимость продолжения комплексной модернизации страны. Меры по повышению инвестиционной привлекательности страны, либерализация законодательства, реформа суда и МВД, децентрализация исполнительной вертикали. Все эти позиции активно использовались (или планировались использоваться) в избирательной кампании Прохорова и его «ПД».

«Возможно, «Единой России» очень не хотелось бы превращаться из центристской силы в правую партию, — пишет, в свою очередь, политолог Вячеслав Данилов в «Аргументах и фактах». — Ведь не так просто объяснять избирателям в отсутствие акцентированного публичного предложения справа, что медведевская модернизация или, как нас уверяют – то же самое, путинская реиндустриализация – отнюдь не синоним нового витка рыночных реформ… Если либералы молчат – то либералами оказываются единороссы. Во всяком случае, стать левее левых у «ЕР» уж никак не получится. А вот стать правее правых – вполне. И, в целом, потенциал для этого у нынешней обновленной партии власти есть. Сам съезд «Единой России» 23-24 сентября, как и принятые на нем кадровые решения, позволяют заново рассмотреть логику предшествовавших ему политических событий».

Учитывая традиционно низкую явку правого избирателя, умножение партий этого крыла оказалось не только излишним, но и вредным для стабильности политсистемы. Вместо удобной мишени «Правое дело» превратилось бы для единороссов в настоящую помеху, полагают эксперты, и это не считая того, что теперь – с новой риторикой — «Единая Россия» будет более открыта для ударов слева.

При этом все эксперты сходятся во мнении, что обновленное «Правое дело» Богданова и Ко получит на декабрьских выборах результат в районе статистической погрешности, а не 7-10%, которые могла бы набрать партия во главе с Прохоровым.