Таможенный союз истощил Беларусь и Казахстан

Общеизвестна мудрость, глупый учится на собственных ошибках, а умный — на чужих. Этот подход верен и для государств — ситуация в странах Таможенного союза (ТС), куда настойчиво приглашает Украину российское руководство, и является этом ярким примером.

Беларусь на вывоз

Кажется, будто Беларусь вернулась в начало 90-х: из магазинов почти исчезли колбасы, за мясом стоят огромные очереди, а стоимость этих товаров на рынках теперь недостижима для обычных граждан. Так, цена на сырокопченые и сыровяленые колбасы только в течение одной недели в сентябре поднялась почти вдвое. Зато, девальвация белорусского рубля вызвала незаурядный рост популярности белорусских продуктов питания в российских потребителей. Действительно, лишь 1 тысячу российских рублей можно обменять на 300 тысяч белорусских и купить 6 кг хорошей свиной вырезки.

В белорусских СМИ сегодня темой номер один являются рассказы о русскиом продовольственном десанте в приграничных областях. Ситуация приобрела такую остроту, что в соседней республике уже зафиксированы единичные случаи «рукопашных» в продуктовых магазинах между русскими и белорусами. В местной блогосфере особого резонанса получил конфликт, произошедший в городе Мстиславле в очереди за молоком. Автор рассказа утверждает, что драка началась после того, как российские покупатели в грубой и оскорбительной форме отказали местной жительнице в возможности купить литр молока без очереди.

В Беларуси продовольственный рынок жестко регулируется административными рычагами, и для внутреннего потребления продукты должны продаваться по так называемой социальной цене — а экспорт, в первую очередь в Россию, ограничивался. Сейчас в рамках Таможенного союза товары должны перемещаться без ограничений. А это значит, что более сильная российская экономика словно пылесос высасывает ресурсы «союзников».

Даже представители белорусских властей признают, что продовольствие массово вывозится в Россию. Недавно заместитель министра сельского хозяйства Василий Павловский отметил, что мониторинг специалистов министерства показал: 70% приграничной торговли в России приходится на белорусские молочные и мясные продукты. А глава комитета госконтроля Александр Якобсон пожаловался, что «границ и таможенных препятствий на пути этого бизнеса нет, а с продуктами вывозится бюджет страны, ведь производство мяса и молока в Беларуси дотируется из бюджета».

Кроме того, вследствие ухудшения торгового баланса из Беларуси быстро вымывается иностранная валюта. Только за три весенних месяца белорусские банки недосчитались $1 млрд., которые были на счетах граждан — именно так в стране разразилась «валютная паника». Первым шагом к ней стали слухи через возможный принудительный обмен валюты вкладчиков на белорусские рубли. Ситуацию так и не удалось обуздать, а обмен валюты осуществляется только при наличии паспорта и в очень ограниченном объеме.

Экспорт российских товаров увеличивается, а импорт из Беларуси в целом уменьшается не только в РФ, но и в страны ЕС, которые наложили санкции на основные экспортно-ориентированные предприятия республики. Россия не спешит покупать у Беларуси промышленные товары, что ухудшает платежный баланс — в то время как российские граждане скупают продукты, что способствует товарному дефициту и усиливает панику среди населения. Страдает и экономическая безопасность: Беларусь контролирует все меньшую долю своей экономики. Президент Лукашенко уже пообещал «Газпрому» не только ту половину акций «Белтрансгаза», которая пока остается в собственности страны, но и акции других предприятий, в частности нефтеперерабатывающих. Вероятно, что именно акциями предприятий придется возвращать кредит в $3 млрд., который Лукашенко выпросил у россиян для преодоления кризиса.

Конечно, Беларусь имела весьма специфическую экономическую модель, которая начала трещать по швам еще с конца прошлого года. Однако у другого участника Таможенного союза, Казахстана, происходят очень подобные белорусским процессы — хотя и структура экономики, и ее сила существенно отличаются от белорусской модели.

Приторможенный взлет

Сегодня Казахстан вынужден прибегать почти к белорусским приемам: замораживать цены на социально значимые товары, вводить государственное регулирование цен — для урегулирования ситуации на казахстанском потребительском рынке пришлось создать ценовую комиссию под руководством первого вице-премьера Умирзака Шукеева. А ситуация действительно сложная — во всяком случае непривычная для благополучного Казахстана. Так, едва ли не в два раза подорожали сахар, растительное масло, крупы, мясо-молочная продукция. Например, гречка по сравнению с прошлым годом повысилась в цене в 2,5 раза, говядина стала дороже на 40%, баранина на 33%. А фактическая покупательная способность населения резко снизилась. Рост на основные продукты питания и увеличение цен на коммунальные услуги бьют в первую очередь по малообеспеченным слоям: пенсионерам, студентам и мелким предпринимателям.

Казахские эксперты и чиновники прямо связывают экономические трудности с вхождением страны в Таможенный союз. Как отмечают даже российские СМИ, предприимчивые российские бизнесмены закупают выращиваемую в Казахстане гречку, упаковывают ее в российскую обертку и продают в Казахстан как российский продукт вдвое дороже. Такой же фокус, по мнению казахстанских чиновников, русские сделали с горюче-смазочными материалами — цены на топливо уже несоизмеримы с доходами казахстанцев. Президент Казахстана уже получил ряд обращений и открытых писем за подписью общественных деятелей, политиков, представителей СМИ с требованием денонсировать соглашение о присоединении страны к Таможенному союзу. Авторы не просто отмечают те потери, которые несет государство от участия в объединении, но и открыто угрожают постановкой вопроса об отставке руководства страны, включая президента. И это в стране, которая кичилась стабильным ростом экономики и приличными социальными стандартами, могла привлекать иностранные инвестиции и с оптимизмом смотрела в будущее. Однако, пойдя на дружбу с РФ на российских условиях, Казахстан ограничил возможности для дальнейшего взлета.

Результаты объединения

И в Белоруссии, и в Казахстане эксперты предсказывают массовые акции протеста, которые угрожают социальным взрывом. Кроме этого, стоит отметить еще две принципиальные проблемы, о которых открыто говорят уже в самой России, и которые могут стать актуальными и для Украины.
Во-первых, речь идет о начавшихся торговые войны ТС против соседей и отдельных номенклатур товаров из так называемого дальнего зарубежья. Возможно, такой протекционизм на время позволит обеспечить определенное промышленный рост и отрапортовать об очередных успехах Таможенного союза. Однако такой подход ставит большой и жирный крест на планах модернизации всех участников Таможенного союза. Ибо трудно спорить, что российские комбайны, компьютеры, электроника и т.д. существенно отличаются от своих японских, европейских или американских аналогов. Итак, Таможенный союз может не просто законсервировать технологическое отставание указанных стран от всего передового мира, он сделает этот разрыв буквально непреодолимым. Следовательно, гарантировано и навсегда прописывает своих участников в гетто под названием «третий мир».

Во-вторых, бедой Таможенного союза может стать цунами контрафакта. И эта проблема ударит и по государствам, и по рядовым потребителям. По сообщениям Пограничной службы ФСБ, 43% задержанной контрабанды приходится на границу с Казахстаном. Последствия исчезновения этого рубежа прогнозировать никто не берется. И здесь встает ряд серьезных вызовов. Это и чрезвычайно низкое качество контрабанды, что ударит по безопасности граждан. И большой объем, который ударит по производству в странах Таможенного союза. Что делать с этим — никто пока не знает.
Поэтому у Украины есть шанс досконально изучить опыт участников Таможенного союза, сделать надлежащие выводы и не импортировать лишних проблем — когда своих накопилось — хоть продавай.