Возвращение Путина осложняет политику США

Возвращение Владимира Путина на пост российского президента в будущем году осложнит попытки администрации Обамы, нацеленные на дальнейшее продвижение соглашений в области контроля за вооружениями и торговли, и лишь добавит лишних подозрений американским политикам (а они у них уже весьма глубоки) относительно намерений страны и ее направления движения.

После того как две страны в прошлом году достигли договоренности по крупному договору в области сокращения ядерных вооружений, переговоры по будущим шагам в плане уменьшения арсенала тактического ядерного оружия Москвы провалились, к тому же не удается преодолеть и возражения России против новой системы противоракетной обороны для членов Североатлантического альянса — и во всех этих областях Путин время от времени публично брал на себя роль ведущего скептика.

Президент Барак Обама добился тесных рабочих отношений с президентом Дмитрием Медведевым, чье сделанное в выходные дни объявление ясно показало, что он уступает место г-ну Путину с тем, чтобы тот вернулся на высший пост в государстве. Чиновники в Вашингтоне надеялись, что г-н Медведев станет противовесом тому, что они описывали в ряде депеш Госдепартамента, опубликованных проектом WikiLeaks как «фактически мафиозное государство», управляемое Путиным. И то внимание, которое Вашингтон расточал г-ну Медведеву, заставило людей, близких к г-ну Путину почувствовать, что к премьер-министру относятся с пренебрежением, говорят сами эти люди.

Г-н Путин объявил о своей кандидатуре на пост президента на съезде прокремлевской партии в Москве в субботу. Он фактически уверен в победе на тщательно контролируемых выборах в марте.

Новости об ожидаемой перестановке наверху, благодаря которой г-н Путин может вернуться на пост президента сразу на два срока, или на 12 лет, подтверждают, что Россия продолжает скатываться к тому состоянию, которое многие готовы назвать полицейским государством.

Белый дом стремился преуменьшить воздействие возвращения г-на Путина и то, что это означает для обамовской «перезагрузки» в отношениях с Москвой.

«Перезагрузка всегда касалась наших национальных интересов, а не была связана с конкретными личностями», — отметил Томми Вьетор (Tommy Vietor), представитель Совета по национальной безопасности Белого дома.

Как добавил высокопоставленный представитель администрации Обамы, «мы тут здравомыслящие и трезвые люди». «Это не изменение политической системы, потому что мы всегда знали, какова была политическая система».

Тем не менее, словно в подтверждение того, что переход не будет проходить столь мягко, как ожидал премьер Путин, давний российский министр финансов заявил, что не будет работать в новом правительстве.

Министр финансов Алексей Кудрин завоевал уважение инвесторов, добившись серии профицитных бюджетов в годы экономического бума, которые пришлись на первые два президентских срока г-на Путина. Инвестиционные управляющие говорят, что у них нет уверенности в том, что сможет ли г-н Путин эффективно продолжать программу г-на Медведева по модернизации экономики.

Г-н Медведев явно рассматривается в США как умиротворяющее-примирительное лицо России в ее диалоге с внешним миром, в отличие от конфронтационного стиля г-на Путина. Законодатели в конгрессе с особой осторожностью относятся к г-ну Путину и могут осложнить попытки администрации Обамы добиваться соглашений по контролю за вооружениями и в области торговли с Россией.

Белый дом пытается помочь России добиться вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), подбивая конгресс отменить давнюю поправку Джексона-Вэника, закон времен холодной войны, вводивший торговые санкции в отношении стран, ограничивающих эмиграцию, и призванный оказать давление на Советы с целью вынудить его разрешить исход советских евреев в Израиль.

Хотя Россия давным давно сняла эти ограничения на выезд, закон на бумаге остается.

Дэвид Крэмер (David Kramer), глава американской неправительственной группы Freedom House, заявил, что отношение конгресса может измениться с официальным возвращением г-на Путина. «В американском конгрессе невысокого мнения о Путине», — заявил г-н Крэмер. «Это явно не будет способствовать решению вопроса с поправкой Джексона-Вэника». Он добавил, что эта последняя важная новость из России представляла собой «большой шаг назад» для двусторонних отношений.

В то время как г-н Медведев активно добивался членства в ВТО для России, г-н Путин гораздо более скептически настроен по этому вопросу, ставя под вопрос ценность самого вступления в эту организацию. Г-н Путин, напротив, ратовал за бОльший протекционизм и за создание торгового блока бывших советских республик.

Представители администрации, которые были осведомлены о том, что г-н Путин может вернуться в президенты, говорят, что они специально пытались избежать намеков на то, что больше симпатизируют кому-то из двух лидеров.

По протокольным причинам г-н Обама проводил больше времени с г-ном Медведевым, потому что они оба главы государств. Они также видятся на многосторонних встречах, в которых участвует г-н Медведев, а не г-н Путин.

Но когда г-н Обама приезжал в Россию в 2009 году, он виделся с обоими лидерами, а когда вице-президент Джо Байден посещал Россию ранее в текущем году, он также встречался с ними обоими по отдельности.

Г-н Обама заявлял конгрессу, что перезагрузка в отношениях с Россией — в интересах Соединенных Штатов. На фоне некоторых признаков потепления, Россия даже оказала некоторое давление на Иран с целью побудить его отказаться от программы ядерных вооружений, а недавно позволила США возить военные грузы через Россию в Афганистан.

Сенат в декабре ратифицировал крупный договор в области сокращения ядерных вооружений с Россией. Но переговоры о дальнейших сокращениях провалились.

Грег Тильманн (Greg Thielmann), старший научный сотрудник в Ассоциации по контролю за вооружениями (Arms Control Association), вашингтонском исследовательском центре, который способствует продвижению политики контроля над вооружениями, заявил, что переход власти в России предвещает переключение в другой режим скорее российского стиля, нежели сущности ее позиции в этих ключевых политических вопросах. «Но стиль и восприятие могут со временем влиять на суть», — добавил он.

Возможно, самой чувствительной темой в отношениях между двумя странами остается вопрос о поддерживаемой США системе противоракетной обороны, которая имеет целью помочь союзникам США по НАТО обеспечить защиту от угрозы баллистических ракет из Ирана. Россия заявляет, что она уверена, что система может нанести вред ее собственной системе ядерного сдерживания.

Г-н Путин озвучивал больше скептицизма, чем г-н Медведев по этому вопросу, а представитель премьер-министра Дмитрий Песков отметил спор по вопросу о противоракетной обороне как критически важную проверку того, серьезно ли говорит г-н Обама про перезагрузку в отношениях.

«Мы должны подтвердить, доказать факт перезагрузки конкретными делами, а не словами», — сказал г-н Песков в воскресенье.

Американские и российские официальные лица признали, что мало прогресса было достигнуто в попытке выработать какую-либо договоренность, которая сможет снизить опасения Москвы. Россия предложила объединить натовскую и российскую противоракетные системы и создать объединенную структуру командования и контроля. США отклонили эту идею, заявив, что должны быть «координирующие усилия между собой», но раздельные системы.

Депеши Госдепартамента, опубликованные антиправительственной тайной группой WikiLeaks, проливают особенно резкий свет на то, что американские чиновники частным образом думают по поводу динамичного равновесия сил в игре в Москве.

В этих депешах представители американского посольства описывают г-на Путина как «альфа-самца», который всем заправляет и командует, принимает решения, а г-на Медведева как колеблющуюся, нерешительную фигуру, которая «изображает Робина при Бэтмене-Путине». В другой депеше приводится цитата тогдашнего министра обороны Роберта Гейтса, который заявил, что «российская демократия исчезла», и что правительство является «олигархией, управляемой спецслужбами».