Пакистан назначен «крайним» в афганских проблемах

Похоже, американская администрация всерьез решила определиться с «козлом отпущения» в провале афганской кампании.

На фоне запланированного сокращения американского и коалиционных контингентов, а также явной неспособности национальных сил безопасности контролировать ситуацию в стране («2000», от 29.08.2011), вновь делаются заявления, указывающие, кого именно США планируют назначить ответственным за возможную потерю контроля над обстановкой в Афганистане.

На днях, прослывший в США любителем «громких» заявлений глава Объединенного Комитета Начальников Штабов адмирал МакМуллен, сделал очередной выпад в сторону Пакистана. Выступая перед Комитетом американского Сената по вопросам Вооруженных сил (Senate Armed Services Committee), он обвинил спецслужбы страны в соучастии в организации недавнего вооруженного нападения боевиков террористической группировки Д. Хаккани на посольство США в Кабуле. При этом он сообщил, что при непосредственной поддержке пакистанской спецслужбы ISI данная террористическая сеть также причастна к совершению ряда других нападений на коалиционные и государственные объекты в Афганистане.

Официальный Исламабад резко отреагировал на обвиненния в свой адрес. Премьер-министр страны Ю. Гилани назвал заявление «контрпродуктивным пропагандистским актом». Представитель командования — начальник Генерального штаба Вооруженных сил Пакистана генерал А. Каяни (Ashfaq Parvez Kayani) назвал обвинения бездоказательными, а министр иностранных дел пригрозил, что если подобное не прекратится, то США могут «навсегда потерять верного союзника».

Комментируя громкое заявление представителя высшего военного руководства США, специалисты отметили два важных момента. Во-первых, озвучивая обвинения в адрес Пакистана, американский адмирал не привел никаких доказательств того, что нападавшие принадлежали именно к сети Д. Хаккани.

Во-вторых, американскую версию многие аналитики посчитали сомнительной еще потому, что группировку Д. Хаккани они по определению не считают силой, которая стала бы заниматься «мелким хулиганством», вроде нападения на американское посольство. При нынешнем крайне неудовлетворительном уровне безопасности в стране и непосредственно в столице, по их мнению, «пошуметь» сегодня в Кабуле мог «кто угодно».

По их мнению, подобные действия не соответствуют ни уровню подготовки, ни целям сети Д. Хаккани. Базирующаяся в приграничных районах афгано-пакистанской границы (северном Вазиристане), насчитывающая по разным оценкам от 10 до 15 тыс. бойцов, группировка «уважаемого пуштуна из элиты маджахедов» занята сегодня, как считают експерты, гораздо более важными и прибыльными делами. Ее основное занятие — это обогащение своих лидеров за счет «крышевания» наркотрафика в восточных приграничных провинциях Афганистана (Хост, Пактика, Пактия, Кунар), а также непосредственно на границе — в районах проживания независимых пуштунских племен вдоль «линии Дюранд», так называемой зоны федерального администрирования (FATA — Federal Administrated Tribal Area).

Справка «2000»

Зона федерального администрирования (FATA) — это полуавтономная область, регион компактного проживания пуштунских племен на северо-западе Пакистана. Территория общей площадью 27.220 км2 расположена между провинциями Хибер (Khyber), Пактункхва (Pakhtunkhwa), Балучистан (Balochistan) и соседним Афганистаном. Административно состоит из семи областей и шести приграничных районов. По последним данным, в 2000 году, население составляло около 3,5 млн. человек.

Провозгласив себя союзником США в борьбе с терроризмом, Пакистан не единожды откликался на призывы усилить приграничный контроль. В июне 2002 года 8-тысячный контингент пакистанской армии впервые пересек границу FATA с целью поиска и уничтожения талибов и боевиков «Аль-Каиды». В 2005 году, во время парламентских выборов в Афганистане, Пакистан разместил в приграничных районах группировку, которая насчитывала около 80 тыс. военнослужащих. Параллельно, была развернута работа с руководством племен с целью «завоевания сердец» путем инвестиций в развитие экономических проектов.

Несмотря на все перечисленные и не только усилия Пакистана в приграничных с Афганистаном районах, США практически не прекращали критиковать руководство страны за недостаточность прилагаемых усилий. В том числе, по отношению к группировке Д. Хаккани. В ответ на подобные обвинения, руководство Пакистана стало отвечать заявлениями, указывающими на неспособность сил НАТО справиться с группировкой с другой, афганской стороны границы.

В недавней публикации пакистанской англоязычной «The News» автор саркастически заметил: «Если на протяжении более десяти лет единственная суперсила оказалась не в состоянии усмирить представителей племен в количестве 10-15 тыс. человек, значит американская военно-разведывательная система оказалась неэффективной и может собираться домой».

Представители пакистанского военного командования, отвечая на последние обвинения Вашингтона, напомнили, что ответственность за обеспечение безопасности в Кабуле лежит не на них, а именно на американцах. Также отмечалось, чтобы добраться от восточной границы Афганистана до столицы страны, боевикам сети Д.Хаккани необходимо пройти «не через одну американскую базу». Сам нынешний лидер группировки, сын Д.Хаккани Сираджуддин Хаккани, в недавнем интервью агентству Reuters заявил, что действует исключительно на афганской территории, тем самым поддержав позицию официального Исламабада. Он также предупредил американскую сторону, что в случае начала широкомасштабной наземной операции против его войск в районе афгано-пакистанской границы «США потеряют больше солдат, чем во всем Афганистане».

Говоря об обострении американо-пакистанских отношений, западная пресса сегодня сравнивает взаимодействие между спецслужбами США и Пакистана с неудачным браком, в котором супруги давно не верят друг другу, но развестись не могут, поскольку за годы совместной жизни стали слишком взаимозависимы. С одной стороны, без содействия со стороны ISI, ЦРУ было бы не в состоянии отслеживать перемещения в регионе ключевых фигур — представителей террористических групп, включая «Аль-Каиду». С другой стороны, пакистанские спецслужбы не смогли бы эффективно противостоять своим индийским «коллегам» без финансовой поддержки США.

На прошлой неделе СМИ сообщили, что американский Сенат утвердил выделение пакистанскому специальному фонду, созданному для финансирования борьбы с терроризмом, сумму в $1 млрд. При этом отмечалось, что указанные средства должны быть направлены непосредственно на борьбу против группировки Д. Хаккани. Практически одновременно, 24 сентября, в Исламабад прибыл командующий Объединенным Центральным командованием США генерал Дж. Маттис. В тот же день он провел встречу с начальником Генерального штаба Пакистана генералом А. Каяни во время которой призывал пакистанскую сторону начать незамедлительно действовать. В конце беседы, наблюдатели отметили неопределенность, с которой генерал А. Каяни ответил на призывы собеседника. По окончании встречи, перед тем как удалиться он коротко сказал: «Мы посмотрим, что можно будет сделать».

Хорошо понимая, что США не просто географически далекий, но и уже не самый верный союзник, Пакистан стремится налаживать экономические и политические связи со своими региональными соседями. Во время недавнего визита в Иран, премьер-министр страны Ю. Гилани сообщил о «сдвиге парадигмы» во внешней политике Пакистана. Как результат, было заявлено про стремление руководства страны сфокусировать свои дальнейшие внешнеполитические усилия на углублении сотрудничества со странами-соседями. Ирану, при этом, была отведена роль соседа, с которым Пакистан стремится иметь «очень тесные отношения».

По мнению наблюдателей, сдвиг парадигмы во внешней политике Пакистана произошел не сейчас, а намного раньше. Об этом, в частности, свидетельствуют как количество так и последствия визитов руководства страны в Китай на протяжении последних трех лет. Результатом усилий пакистанских властей наблюдатели называют то, что уже сегодня на территории страны запущены и успешно работают 17 совместных с Китаем энергетических проектов («The Nation», 24.09.2011). Кроме того, активно развивается экономическое сотрудничество страны с Ираном, Казахстаном и Россией.

Большинство аналитиков считают, что громкие обвинения, прозвучавшие на днях в адрес Пакистана со стороны американского руководства, свидетельствуют об углубляющемся кризисе в Афганистане. Запланированное сокращение и последующий вывод войск Коалиции из страны, скорее всего, приведет к дальнейшей дестабилизации обстановки. К этому моменту, по мнению наблюдателей, виновный уже будет окончательно определен.

Понимая, какую роль готовит Пакистану американская администрация, руководство страны будет и в дальнейшем опровергать выдвигаемые обвинения. Вместе с тем, специалисты считают, что правительство вряд ли откажется от возможности «освоить» обещанный миллиард долларов. При этом, требуемые антитеррористические мероприятия будут проводиться так, чтобы не сильно испортить отношения с пуштунскими племенами, чему будет способствовать осенне-зимний период, начавшийся в горных районах. Ведь именно с жителями приграничных районов, отмечают специалисты, Пакистану будет необходимо договариваться после окончания «приключений американцев в Афганистане».