Путин и Медведев вспомнили о народе

Будущий президент наобещал столько, сколько будущий премьер не сможет выполнить

Владимир Путин возвращается на президентский пост. Соответствующее предложение выдвинул Дмитрий Медведев на съезде «Единой России». Путин же предложил сделать Медведева лидером партии на думских выборах, а затем утвердить его главой правительства. Решение Медведева и Путина, разрешившее ключевую интригу в российской политике, делегаты съезда встречали восторженными аплодисментами.

А потом Путин обратился к народу. Лидер «Единой России» и без пяти минут президент выступил, по сути, с предвыборной программой, в которой беспрецедентно щедро раздал обещания россиянам. Кратко путинские обещания выглядят так:

— в ближайшие пять-десять лет полностью перевооружить армию и флот;

— довести темпы экономического роста до 6-7% в год и за пять лет ввести Россию в пятерку крупнейших экономик мира;

— за ближайшие 10 лет в два раза увеличить объемы дорожного строительства;

— в ближайшие 20 лет создать или обновить не менее 25 миллионов современных рабочих мест;

— в ближайшие годы ставки по ипотеке снизить до 6,5-7%;

— к 2016 году удвоить объем жилищного строительства;

— врачам, которые приедут работать на село, выделить до 1 миллиона рублей в качестве подъемных;

— установить социальную норму потребления коммунальных ресурсов, в пределах которой цены на коммуналку не будут расти выше инфляции;

— Госдума шестого созыва решит вопрос о передаче свободных федеральных земель под строительство жилья для врачей, учителей, работников соцсферы;

— зарплаты работников бюджетной сферы с 1 октября текущего года увеличатся на 6,5%;

— за ближайшие два года зарплата в сфере здравоохранения вырастет на 30%;

— уже в будущем году зарплаты школьных учителей сравняются или превысят среднюю зарплату по экономике во всех без исключения регионах России;

— перед ветеранами ВОВ полностью выполнят обязательства по обеспечению их жильем;

— за два ближайших года все очередники в вооруженных силах и внутренних войсках МВД получат постоянное жилье;

— военнослужащие смогут получить квартиры в плановом порядке, без многолетних ожиданий, как это было до сих пор;

— военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов получат полный пакет социальных гарантий для себя и своей семьи;

— за пять лет построить в России не менее 1000 школ, за эти же пять лет не останется ни одной школы в аварийном состоянии;

— к 2014 году все школы оснастят современным спортивным инвентарем;

— в ближайшие несколько лет регионы России снимут проблему нехватки мест в детских садах.

Когда Россия слушала Путина, вспомнились известные строчки: жаль, что в это время чудесное жить не придется ни мне, ни тебе. Словно предупреждая критику в адрес шефа, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что члены правительства, не согласные с политикой «тандема», должны уйти из команд. Буквально на следующий день стало известно: на предложение уйти откликнулся едва ли не самый компетентный человек в нынешнем кабинете – глава Минфина Алексей Кудрин.

«Я не вижу себя в новом правительстве, — сказал он журналистам в Вашингтоне, где находится на заседании Международного валютно-финансового комитета. — Дело не только в том, что мне никто и не предлагал, но, я думаю, что те разногласия, которые у меня есть, они не позволяют мне идти в это правительство».

Кудрин, грубо говоря, считает, что денег на исполнение путинских обещаний нет. Он напомнил, что принятые решения по вопросам оборонного заказа для оснащения армии, денежного довольствия, пенсий военнослужащим в 2012 году увеличивают расходы бюджета примерно на 1,3% ВВП, а с учетом роста этих расходов в ближайшие годы, в 2014 году по сравнению с 2011-м прирост будет в 3% ВВП, или 2,1 трлн рублей. «Это финансирование в 2011 году всей системы образования включая все вузы, все средние школы, все специальные учебные заведения. То есть за три года мы сумму, равную объему финансирования всего образования, передаем дополнительно на военные расходы», — пояснил Кудрин.

Он также напомнил, что до кризиса сбалансированность бюджета достигалась при цене на нефть 90 долларов за баррель, в 2011 году — около 109 за баррель, в 2012 — около 112. «И такая зависимость сохраняется, что для нашей экономики является рискованным. Это уменьшает возможности для финансирования других отраслей».

Так выполнит Путин, что обещает, или нет? Об этом рассуждает ведущий эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.

«СП»: – Николай Владимирович, вас впечатлили обещания Путина?

– В наборе обещаний Владимира Путина, действительно, большом и впечатляющем, видна предвыборная риторика. Речь Путина была, конечно, речью лидера крупнейшей партии. Он говорит, с одной стороны, как замечательно партия поработала, с другой – сулит крупным слоям избирателей те или иные, достаточно конкретные, вещи.

В речи видны и посулы человека, который уходит с поста премьера (на котором он обязан был бы данные обещания выполнять), и передает этот пост другому. На посту президента Путин будет отвечать за другие вещи.

Поэтому, если многие обещания окажутся невыполненными, это будет не вина Путина. По сути, он дает обещания за кого-то другого. И факт, что обещания не выполнимы в полном объеме и одновременно, видимо, не очень его беспокоит.

«СП»: – Обещания выполнят косметически, или просто спустят на тормозах?

– Думаю, популистская политика – именно ее продолжением являются обещания – будет резко свернута в марте 2012 года. То, что делает Путин сейчас – попытка поддержать высокие ожидания, которые были связаны с ним и с правительством, которое заявило, что кризис нас не слишком затронет. Мне кажется, это достаточно опасная вещь – давать заведомо невыполнимые обязательства, чтобы решить сегодняшнюю задачу.

«СП»: – В чем эта задача?

– Чтобы граждане слитными рядами вышли и проголосовали за Путина и за партию «Единая Россия». Но при этом очевидно – думаю, Путину это ясно, как никому другому – что в марте 2012 года придется выходить с совершенно другими, очень жесткими заявлениями. И чем выше общественные ожидания, надутые обещаниями, тем тяжелее и контрастнее будет выглядеть то, с чем новому премьеру придется столкнуться в начале следующего года.

«СП»: – Этим новым премьером будет Дмитрий Медведев. Почему он согласился на «расстрельную должность»?

– Медведев давно, когда только начиналось обсуждение, кем он будет дальше, хотел занять позицию премьера. Его можно понять: даже если изначально он не имел политических амбиций, он постепенно вырастил их, находясь на посту президента – формально, очень влиятельном. Насколько он отдает отчет, что начало следующего премьерского срока – не столько огромная власть и возможности, сколько ответственность за решения, принятые другими, – большой вопрос.

В этом смысле, демарш Кудрина можно понимать не только как позиционирование себя как перспективного политика, который может стать премьером через год, когда правительство будет заглаживать впечатление от принятых непопулярных мер. Я бы расценил этот демарш и как прекрасное понимание, что обещания Путина абсолютно не реалистичны. Соответственно, у премьера и министра, который будет отвечать за финансы, положение будет крайне тяжелое.

«СП»: – Вы считаете, Медведев недолго просидит премьером, ему уготована роль мальчика для битья?

– Не думаю, что Медведев станет премьером без корректировок обещаний Путина – в этом случае он, действительно, оказывается мальчиком для битья. Я бы, скорее, ожидал, что сразу после выборов в Госдуму, Путин или Медведев обратятся к народу: мол, мы получили 60-процентный кредит доверия, и должны сказать, что нам предстоят сложные и непопулярные решения.

Об этом, кстати, заставляет думать и тот факт, что к 1 декабря экспертные группы, которые работают над ревизией «Стратегии-2020», должны представить окончательный вариант своих предложений. На основе этих предложений (часть из них – либеральные реформы, затрагивающие интересы многих социальных групп), возможно, Путин выдвинет программу действий следующего президента – с тем, чтобы в марте-2012 было голосование не только за конкретную персону, но и за программу, которая будет предъявлена.

«СП»: – Насколько ощутим пропагандистский эффект от обещаний Владимира Путина? Это поднимет рейтинг «Единой России» на выборах?

– Факт, что во главе списка «Единой России» оказывается не Путин, а Медведев, независимо от путинских обещаний, скорее, снижает рейтинг «ЕдРа». Другое дело, Путин возглавляет «Народный фронт». Думаю, будет объявлено, что «Народный фронт» получает 60 с чем-то процентов голосов. В этом случае проблемой для власти становится ее легитимность. Проблема в ощущениях граждан от разницы между реальными результатами голосования за «Единую Россию», и процентом всенародной поддержки «Фронта», который будет в итоге объявлен.

«СП»: – Чем это чревато?

– Легитимность сейчас приобретает особое значение. Правительство планирует реализацию целого ряда болезненных и непопулярных реформ. Без легитимности делать это практически невозможно. Первый же шаг правительства в сторону – и начинаются волнения. У нас нет политических партий, по которым протест направляется в парламентское русло, а не выливается в бунты.