Первый этап ливийской войны можно считать завершенным

И хотя еще остаются очаги сопротивления сторонников Муаммара Каддафи, да и местонахождение его самого по-прежнему неизвестно, но Переходный национальный совет (ПНС) как правящий орган власти в Ливии признали почти 60 стран, включая Россию и Китай, а в штаб-квартире ООН подняли новый ливийский флаг. В общем, настало то самое время, когда надо подводить итоги, делать выводы и извлекать уроки.

Ливийская война и впрямь – важный урок для всего мира, чтобы показать инвесторам новые мировые тенденции, о которых не принято говорить вслух, но они становятся устойчивым трендом, считают эксперты Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V. Каковы наиболее значимые из этих уроков?

1-й урок. Международное право может быть нарушено и превратиться в новый Закон, если его целесообразность утвердит восьмерка ведущих стран мира.

Пессимисты уверенны, что ливийские события обрушили мир в пропасть полного краха международного права. Оптимисты же ограничиваются замечанием, что в очередной раз за последние десятилетия (Югославия, Ирак, Ливия) Запад напал на суверенное иностранное государство, не имея на то никаких юридических оснований, недаром Уильям Энгдаль, эксперт по международным отношениям, назвал ливийскую войну одним из самых вопиющих нарушений права национального суверенитета в истории международного права после Второй мировой войны.

Новый тренд: кто сегодня определяет легитимность власти? Инвесторам не стоит думать, что это делает народ на всеобщих выборах, согласно Конституции страны. Решение об утрате легитимности власти (форс-мажор для инвесторов) принимается Советом Безопасности ООН, G-8 или мятежниками, если они поддержаны хотя бы двумя участниками «Большой восьмерки».
Вы скажете, что в отличие от натовских бомбардировок Сербии в 1999 году, иностранное вмешательство в дела Ливии было санкционировано Совбезом ООН. Так-то оно так, да не совсем так. Как известно, в резолюции СБ ООН № 1973 речь шла о создании над Ливией режима бесполетной зоны, но:
— очень скоро целью иностранного вмешательства стала… смена режима, да чего там, убийство главы суверенного государства;
— из силы для защиты мирных граждан, как это определено мандатом ООН, иностранная коалиция быстро превратилась в воздушную поддержку мятежников, одной из сторон конфликта. Известно, что только Франция отправила 40 тонн различного вооружения ливийским повстанцам. Ах да, это было исключительно «оружие для самообороны». Правда, с этим оружием они установили власть почти над всей Ливией. Но в конце концов, чего не бывает;
— резолюцией абсолютно не предполагалось использование иностранных коммандос, секретных диверсионных служб НАТО, тайных сотрудников, которые обучали и возглавляли повстанцев (если верить СМИ, Триполи брали то ли катарские, то ли британские наемники, а то и бойцы французского «Иностранного легиона»). То есть, несмотря на прямой запрет СБ ООН, сухопутное вторжение в Ливию все-таки состоялось. А политики нам с упоением рассказывали как ливийский народ героически сам себя освободил;
— ни в одном пункте резолюции № 1973 не предусматривались бомбардировки жилых домов (даже, если это дом сына и внуков Каддафи), больниц, школ, телевизионного передатчика и т.д.

В целом, в очередной раз в международных отношениях восторжествовала сила над нормами права. Так что сила явно не в правде, заблуждался герой Сергея Бодрова. «В деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше». А ведь долгое время принцип невмешательства во внутренние дела суверенного государства, несмотря на все его несовершенство, доминировал в системе международных отношений. В этом было нечто близкое к медицинской заповеди «Не навреди». Он позволял сохранять хоть какой-то международный порядок, пусть и худой, но порядок. Но, как известно, если джентльмены не могут выиграть по правилам, они меняют правила.

Ливия2-й урок. В международной политике стали правилом двойные стандарты. Где запретная грань для государства на примере Ливии, когда к ней будет применен данный «двойной стандарт»?

Исходя из последних событий в мире, отмечают аналитики ICM Brokers:
■ мир четко разделен на «своих» и «чужих». Следуя принципу, сформулированному еще Франклином Рузвельтом, – «Самоса (никарагуанский диктатор) – сукин сын, но это наш сукин сын», Каддафи, после нескольких лет всяческого ублажения Западом (к примеру, несколько лет назад он получил место за столом саммита G8 в Италии);
■ какую недозволенную грань перешел Кадаффи? Он был признан «не нашим» (пустил в страну китайские и российские нефтяные компании – у Китая в Ливии было 50 крупномасштабных проектов, 30 тысяч китайцев трудились в этой стране; задумал отказаться от доллара в международных операциях; национализировал нефтедобывающую отрасль и оставил иностранным компаниям только около 20% всей нефтедобычи и пр.), следовательно, повстанцы – безвинные жертвы кровавого тирана. И мировое сообщество охотно закрыло глаза на то, что повстанцы обстреливают города, казнят военнопленных, бьют по мирному населению из установок «Град» и пр. Последствия двойных стандартов очевидны:
— внешний арбитр стал на одну из сторон конфликта (а там безвинных не было) и перестал быть арбитром;
— односторонняя поддержка привела к перевесу сил одной из конфликтующих сторон, что лишь усилило гражданское противостояние и унесло еще большее количество жизней.

Подтверждение «двойного стандарта» для «своих» и «чужих» — Бахрейн, где в ходе аналогичных протестных акций были убиты десятки людей, западные демократии лишь погрозили пальчиком (поместили в список нарушителей прав человека), т.к. там находится американская военно-морская база. Скажете, что Запад поддержал свержение политически близких ему Бен Али в Тунисе и Хосни Мубарака в Египте. Так и есть. Вот только из-за массовых выступлений, охвативших весь Алжир и Тунис, выхода у них просто не было.

Вывод для инвесторов очевиден: только то правительство малой страны может спать спокойно, которое отвечает стратегическим интересам США, европейских стран и, конечно, их крупнейшим нефтяным и газовым компаниям. А еще – не мешает Николя Саркози повторно занять пост президента Франции.

Еще лучше избавиться от нефти и других полезных ископаемых – главная гарантия того, что о тебе напрочь забудут сильные мира сего.

3-й урок. Стало правилом наказывать народ за неугодных правителей

Как недавно признал министр здравоохранения в НПС Ливии, в ходе гражданской войны с обеих сторон погибли не менее 30 тысяч человек (по другим оценкам, 50 тысяч), свыше 50 тысяч были ранены, около 4 тысяч считаются пропавшими без вести. Все эти цифры весьма приблизительные, корректироваться они будут, разумеется, в сторону увеличения. Воистину, для «защиты мирного населения» Ливии – не пожалеем ливийцев.

Вот только они никогда не забудут, кто бомбил их дома и убивал их близких и родных, соответственно, еще в одном уголке планеты заложена рассада для «выращивания» вполне идейных и бескомпромиссных будущих террористов.

Ливия4-й урок. Начнется новый виток гонки новейших и дорогостоящих вооружений у «малых стран» мира

Нависшая над малыми странами угроза вмешательства извне и наказания путем «гуманитарных интервенций» – «экспорта демократии», ведет к новому витку гонки вооружения, прежде всего:
— атомного, как средства сдерживания (здесь можно вспомнить ядерную программу Ирана). Фактически малым странам дан отчетливый сигнал: если не дураки, запасайтесь атомной бомбой. По этому поводу Christian Science Monitor разразилась статьей Реза Санати под красноречивым названием «Тревожный урок Ливии – не отказывайтесь от ядерного оружия». Автор задается риторическим вопросом, если бы Каддафи не свернул свою ядерную программу в 2003 году, не отказался от своих запасов химического и бактериологического оружия, бомбила бы его страну НАТО? Явно поостереглись бы, считает автор;
— средств ПВО. Уже на днях министр обороны Ирана настойчиво призвал Россию выполнить обязательства по поставке его стране зенитно-ракетных комплексов С-300, способных сдержать авиацию США, НАТО и Израиля. Эксперты прогнозируют, что в последнем квартале этого года поставки оружия на Ближний Восток и в Северную Африку значительно увеличатся. А ведь у малых стран деньги эти не лишние. Увы, логика решения международных проблем проста как швабра: ты слаб, отстал – значит, ты не прав, тебя можно и поработить, ты силен, значит, ты прав, и с тобой придется считаться.

5-й урок. Провокационная роль современных СМИ

С 90-х годов прошлого века с концентрацией СМИ в руках нескольких медийных групп, они быстро превратились из каналов информации и отражения общественного мнения в каналы зомбирования и манипуляции. И не так уж важно, чем они при этом руководствуются – выполняют социальный заказ, элементарно зарабатывают на хлеб с маслом, делают это по недомыслию или в силу своего идеализма, объективно они раскачивают ситуацию и ослабляют общество.

Из тех же 90-х можно вспомнить югославскую войну. Классикой не чистого на руку жанра стал, например, репортаж об истощенных мусульманах за сербской колючей проволокой, правда, его британские тележурналисты снимали изнутри огороженного участка. Или знаменитый «инцидент в Рачаке», ставший поводом для обвинения сербов в этнических чистках албанского населения Косово. Финские патологоанатомы позже обнаружат порох на руках этих «безвинных жертв». Данный пункт, кстати, был вычеркнут из обвинения Международного трибунала по бывшей Югославии. Не пройдет и 10 лет как западные СМИ вынуждены были признать, что албанские боевики вели охоту на сербов. Прежде говорить об этом было политически нецелесообразно.

Журналисты утратили даже видимость объективности и в ливийских событиях. В связи с этим Бенджамин Барбер из Huffington Post задался вопросом – «Западные СМИ в Ливии – журналисты или пропагандистский инструмент восстания?», и вообще, что произошло с журналистикой? Помните, что стало поводом для начала агрессии НАТО против законной власти Ливии (как бы мы не относились к такой противоречивой фигуре как Каддафи)? Правильно, «бомбардировки ливийской авиацией демонстрантов», об этом глобальные СМИ трезвонили несколько дней. Между тем Amnesty International и Human Rights Watch свидетельствуют, что до начала бомбардировок НАТО в восточной Ливии никаких массовых изнасилований (помните, якобы под воздействием «Виагры»), никаких вертолетных атак или бомбежек мирных демонстрантов не было со стороны сил Каддафи. Что точно было, так это 110 погибших с обеих сторон в ходе беспорядков в Бенгази. Как видим все эти истории были сфабрикованными, но именно они стали поводом для установления бесполетной зоны и нападения НАТО на Ливию.

Вывод для инвесторов: если мировые СМИ единодушны в освещении какого-то массового преступления — значит это кому-то выгодно и является цепочкой к последующим событиям.

Ливия6-й урок. Новая военная тактика стран НАТО

Сегодня очевидно, что НАТО в Ливии использовало новую тактику: войну вели «аборигены», а альянс ограничился воздушными операциями. Что по поводу этого «гениального» изобретения можно сказать?

Конечно, любая армия должна беречь жизни своих солдат -это как раз нормально. Но когда смерть несут пилоты, находящиеся в абсолютной безопасности, а боевые действия носят стерильный характер, впору вспомнить о морали. В самом деле:
— против африканской страны выступили 15 наиболее развитых европейских стран и США. В прессе (к примеру, Джеймс Джойнер из «The National Interest») справедливо обращали внимание на тот факт, что Ливия занимает 63-е место в мире по ВВП, тогда как 6-ть стран НАТО входят в десятку крупнейших экономик планеты;
— задействовали против страны, 90% которой занимают пустыни, около 100 боевых самолетов и дюжину ударных вертолет, бомбы с обедненным ураном, совершили 19 тысяч самолетовылетов и т.д. Долбили и долбили доблестные французские и британские воздушные ассы полгода страну, у которой практически не было противовоздушной обороны. А какие победные здравицы раздавались в Париже по окончанию первой стадии войны. Еще немного и – «кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали»;
— сознательно бомбили объекты жизнеобеспечения населения, разрушали школы, больницы, жилые дома и т.д. Все это, между прочим, действия, запрещенные международным гуманитарным правом. Как тут не вспомнить одного из героев романа Эрнеста Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев», который призывал, если у человека есть совесть, призадуматься, что такое военная авиация.

Очевидно, что ливийская кампания нанесла сокрушительный удар по старому доброму европейскому порядку, когда были живы представления о верности и чести.

7-й урок. Успешно править можно, только прислушиваясь к собственному народу, зная свои слабые стороны

Понятно, что власть в любой стране стремится избегать недовольства собственного народа. Казалось бы, в этом отношении Каддафи мог быть спокойным. Известно, что Ливия была (теперь и впрямь – была) единственной африканской страной, в которой показатели гуманитарного развития были сравнимы со многими странами Европы:
— ВВП на душу населения составлял $13,800, у большинства ливийских семей есть дом и автомобиль (к слову, бензин был бесплатный),
— при рождении ребенка семья получала беспроцентный кредит на жилье,
— средняя продолжительность жизни составляла почти 77,5 лет, это самая большая продолжительность жизни в арабском мире,
— самая лучшая бесплатная система здравоохранения среди арабских стран. По смертности Ливия занимала 217-е место в мире,
— показатель бедности был менее 5%,
— самая лучшая бесплатная система образования в арабском мире. Уровень грамотности в стране достигал 83% и т.д.

Только этого мало, как оказалось. Ахиллесовой пятой режима Каддафи стали:
— демографический фактор: пожилых людей (65 лет и старше) в стране лишь 4,4%, а вот в возрасте до 16 лет находится почти ⅓ населения, более половины – до 30 лет. Если не занять их делом, социальный взрыв неизбежен;
— высокая безработица. По данным на 2009 год (более свежих цифр нет) она составляла 20,7%. Работа в стране, конечно, была, но грязная и низкооплачиваемая, вот и отдавали ее ливийцы египтянам и тунисцам, которые тысячами мигрировали в Ливию;
— межплеменные противоречия (говорят о 850 племенах), вожди некоторых из них были недовольны распределением средств и власти в стране, на чем и сыграли противники режима Каддафи.

Итак, о конце войны в Ливии говорить, судя по всему, еще рано. Любое внешнее вмешательство, как правило, дает результат, но он носит временный и ненадежный характер. Ливийцы уже выражают недовольство новыми властями, задержками с выплатами зарплат, отключениями электроэнергии, нехваткой воды. Увы, но уроки жизни не прогуляешь, и за них приходится платить жизнью.