Путин. Возвращение. Нет, ну кто бы мог подумать, а?

Ну вот и дождались! Момент истины! Теперь мы знаем, кто будет рулить нами следующие (а сколько там сейчас у них дают?) 6…12…в вобщем, много, лет. Ну что тут скажешь, все сказано до нас: «а вы, друзья, как не садитесь — все в музыканты не годитесь!» Почему то вспоминается еще, оттуда же, про мартышку и Айфон очки, но это уже почти не актуально…

Относительно вчерашнего решения Путина идти на новый срок я не стал объяснять, почему считаю это решение ошибочным — а возможно, и роковым. Слишком оно было резким и неожиданным. Я лично ожидал его не раньше октября-ноября.

Сводить всё к персоналиям принципиально неверно. Однако персоналии отражают то целеполагание, которое и формирует курс. На мой взгляд, Путин отражает ту целевую установку, которая неизбежно приведёт страну от кризиса к катастрофе. Просто потому, что он принципиально неверно формулирует задачу выхода из кризиса.

Небольшое отступление. Кризис — абсолютно нормальный этап развития любой сложно организованной системы — живой, квазиживой или неживой. Кризис является источником развития — и в этом смысле он даже необходим. Кризис — это ответ на дисбаланс внутри системы, который возникает в процессе её функционирования.

Применительно к квазиживой социосистеме системный кризис вызывается несоответствием экономического базиса и политической управляющей надстройки. Логично решать вопрос такого соответствия настройкой более простой политической системы, которая управляет экономикой. Советский Союз, столкнувшись с системным кризисом несоответствия, попытался решить эту задачу переформатированием политической системы — собственно, перестройка Горбачёва — это и есть попытка такого переформатирования. Однако Горбачёв совершенно несистемно подошел к решению этой задачи, а главное — допустил катастрофическую ошибку, предложив на этапе реформирования вместо диктатуры аморфную демократизацию. Проще говоря — полностью утратил контроль над процессом. В итоге и без того разбалансированная надстройка не выдержала тотального раскручивания гаек и вошла в самоподдерживающийся автокаталитический резонанс (прошу прощения за не совсем адекватное употребление терминов).

После крушения СССР новая российская элита — не станем вдаваться по каким причинам — попыталась решить проблему путем не только переформатирования политической надстройки, а наоборот — на порядки более сложную задачу — оставив в максимальной неприкосновенности советскую систему управления, трансформировать экономическую систему, подогнав её к политической системе управления.

В итоге процесс совершенно объективно пошел по пути деградации — так как столь сложный организм, как советская экономика, не был ориентирован на новую этику и новый принцип «прибыль превыше всего». Советская экономика максимально жестко упрощалась и примитивизировалась — зачастую банальным закрытием предприятий и целых отраслей. На плаву оставались только те части экономики, которые соответствовали новой целевой установке. Совершенно объективно деградировала и управляющая политическая надстройка — она стала выполнять практически единственную функцию — оформления результатов банального грабежа. Если кто помнит — к концу 90 годов государство практически исчезло, в стране параллельно существовали сотни и тысячи малозависимых друг от друга центров власти — от мощных трансрегиональных банд до автономных от окружающего мира поселковых советов и ЖЭКов.

Проблема в том, что разрушение советской экономики произошло дважды, и оба раза она получала сокрушительный удар небывалой разрушительной силы. Первый раз — после распада СССР были разорваны кооперативные связи внутри и между отраслей. Второй раз советская экономика была пошла под демонтаж после изменения целевой установки — если раньше таковой была «План — закон, выполнение — долг, перевыполнение — честь», то сейчас — «Критерий эффективности — прибыль». Градообразующие предприятия сбрасывали социалку, транспорт в необъятной стране, перейдя на самоокупаемость, разорвал связность не только между регионами, но и внутри городов — мир человека сузился как в средневековье — до окружности радиусом в несколько десятков километров. Сознание людей и их потребности деградировали до такого же средневекового уровня. Новая экономическая модель пошла катком по тысячелетней ментальности, ориентированной на кооперацию, а не на конкуренцию.

Приход Путина, который сумел восстановить управление, на самом деле решил только одну задачу — он упорядочил грабеж страны, задав хаотическому броуновскому движению вектор. Однако по сути, системный кризис остался — перейдя лишь из острой стадии в хроническую. Теперь устойчивость системы определялась лишь запасом прочности остатков советской экономики. Это как при тяжелой болезни — кризис может привести к смерти, может — к излечению. А может загнать болезнь вглубь. И тогда смерть отсрочена лишь пределом прочности организма — в конечном итоге запас сил исчерпывается, происходит резкое обострение болезни и гибель.

Подводя итог этого отступления, можно сказать — последние 25 лет привели к катастрофе. При царе Николае Втором экономика России была пятой в мире. Вчера на съезде ЕР задача войти в пятерку была поставлена как приоритетная. Это означает — за 25 лет страна рухнула глубже, чем на сто лет назад. Все показатели, что жить стало лучше и веселее — ложь. Правда в том, что Россия из второй страны мира по экономической мощи за 25 лет вернулась на уровень середины 19 века. Начала реформ Александра Второго. С поправкой на ядерное оружие и космос. Но в целом — мы откатились именно туда. Говоря иначе — во имя обогащения первой тысячи семей современной элиты и пятидесяти тысяч семей их челяди страна расплатилась трудом и жертвами пяти предыдущих поколений предков.

Я полагаю, что Путин не в состоянии решить задачу возвращения страны из коматозного состояния. Его предыдущая деятельность не даёт повода для такого оптимизма. Дело не в том, что Путин какой-то монстр, предатель или агент влияния — это всё чепуха. Путин — не лидер нации. Он фронтмен выдвинувшей его узкой группы. Он не способен сформулировать целевую установку и задачу, которые требуются стране — а именно, возврата экономической модели к российским этическим установкам. Россия — одна из восьми существующих на сегодняшний день цивилизаций. И у нее есть своя система ценностей, воплощенная в этих базовых этических нормах. В эти нормы не вписывается алчность, как источник развития. Именно поэтому сейчас столь массово происходит неприятие существующей модели развития. Сегодня уже существует дисбаланс гораздо более высокого порядка, чем тот дисбаланс, который привел к крушению СССР — помимо несоответствия экономической модели и политической надстройки к этому несоответствию добавились и критические базовые этические несовпадения.

Лидером страны сможет стать тот человек — или та группа людей — которые сумеют сформулировать путь преодоления этих трех критических несоответствий. В противном случае хроническое течение болезни будет продолжаться. С вполне предсказуемым финалом.

Я не зря последние полгода упорно слежу за ситуацией в далекой от нас Ливии. Именно Каддафи для Ливии сумел стать 40 лет назад таким лидером. И очень хочется, чтобы в России тоже — в очередной раз — появился свой Каддафи.

ПС. Надеюсь, понятно, что невозможно в десяти абзацах изложить столь сложную тему без купюр и лакун. Однако я попытался это сделать.