ГосОхрана ФСО для Патриарха РПЦ Кирилла Гундяева

С недавних пор патриарха Русской православной церкви на законных основаниях будут охранять сотрудники Федеральной службы охраны — организации, которая занимается охраной высших должностных лиц страны. В РПЦ довольны, в ФСО весьма невнятно комментируют с какой стати её сотрудники охраняют главу не государственной организации.

По словам зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, сейчас ФСО работает в «нечетко очерченном правовом поле с большими перехлестами». Он согласен, что у президента должна быть возможность предоставлять госохрану по своему усмотрению. Однако в целом количество охраняемых лиц должно сокращаться. «Безусловно, право за президентом такое оставить можно, но у нас должно быть минимальное число людей, подлежащих госохране», — заявил он «Газете.Ru».

Депутат обращает внимание, что речь должна идти не только о лицах, охраняемых ФСО, а в целом об охране чиновников. «У нас неограниченное количество лиц охраняемых. Посмотрите на то, как ездят губернаторы. Все эти кордоны, куча милиции — что это такое?» — возмущается он.

По словам Гудкова, под настоящую государственную охрану подпадает очень ограниченный круг лиц: «Десяток человек, включая несколько министров и вице-премьеров».

«Бывают случаи, когда действительно нужна охрана», — подтверждает бывший вице-премьер Борис Немцов. […] Например, такая охрана может понадобиться для особо ценных свидетелей. «Такая возможность должна быть у президента, особенно в нашей стране, где процветает бандитизм», — замечает он.

Гудков предполагает, что присутствующее в поправках расширение круга охраняемых лиц также может иметь практическую пользу в ситуациях, аналогичных отставке спикера Совета федерации Сергея Миронова, бывшего членом Совета безопасности.

Члены Совбеза попадают под госохрану и охраняются еще в течение некоторого времени после отставки. Именно на этом основании госохрана была оставлена Миронову. Правда, ее штат сократили. «Иными лицами могут быть, например, уволившиеся из Совбеза лица, потому что его надо охранять», — говорит он, замечая, что сейчас «огромное число секретоносителей никто не охраняет».

В пришедших в Думу поправках также предлагается закрепить в законе такие направления работы ФСО, как обеспечение охраняемых лиц питанием и проверка санитарно-эпидемиологической обстановки на охраняемых объектах, однако эти возможности указаны в положении о ФСО. Изменения должны коснуться и возможности использования в оперативно-разыскной деятельности внештатных сотрудников, разработки оружия и подготовки кадров для спецслужб иностранных государств «на договорной основе». В пояснительной записке подчеркивается, что эти изменения тоже «отражают существующую практику, осуществляемую на основе соответствующих нормативных правовых актов».

«В соответствии со статьей 80 Конституции президентом принято решение о предоставлении государственной охраны патриарху Московскому и всея Руси», – сказано в письме из департамента правового обеспечения ФСО от 21 января 2011 года. В тексте не уточняется, каким именно президентом принято это решение, не указан и номер соответствующего документа. Статья 80 Конституции говорит о том, что президент является главой государства, гарантом прав и свобод и т. д.

Кроме того, авторы запроса получили отклик и от пиарщиков ФСО. Центр по связям с прессой и общественностью ответил ссылкой на закон «О государственной охране». В документе напоминается, что органы госохраны обеспечивают безопасность президента, премьера, руководителей высших судов, спикеров обеих палат парламента, главы Следственного комитета и Генпрокуратуры (также охрана может предоставляться главам иностранных государств и правительств при их пребывании на территории страны). Но оговаривается, что при необходимости охрана может быть предоставлена другим лицам. Ни о каких ограничениях в этом письме не упоминается.

По словам зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, сейчас ФСО работает в «нечетко очерченном правовом поле с большими перехлестами». Он согласен, что у президента должна быть возможность предоставлять госохрану по своему усмотрению. Однако в целом количество охраняемых лиц должно сокращаться. «Безусловно, право за президентом такое оставить можно, но у нас должно быть минимальное число людей, подлежащих госохране», – заявил он «Газете.Ru».

Депутат обращает внимание, что речь должна идти не только о лицах, охраняемых ФСО, а в целом об охране чиновников. «У нас неограниченное количество лиц охраняемых. Посмотрите на то, как ездят губернаторы. Все эти кордоны, куча милиции – что это такое?» – возмущается он.

По словам Гудкова, под настоящую государственную охрану подпадает очень ограниченный круг лиц: «Десяток человек, включая несколько министров и вице-премьеров».

Между тем охрана Патриарха стала входить в обязанности ФСО после того, как президентом России стал Владимир Путин. Так, журнал «Коммерсант Власть» в 2003 году написал, что указ о выделении главе РПЦ государственной охраны стал одним из первых решений Путина, когда он еще был в статусе исполняющего обязанности главы государства.

«До этого безопасностью Патриарха занималось ГУВД Москвы. Чем было продиктовано это решение — заботой о его здоровье или желанием присматривать за ним — можно только догадываться. Однако известно, что, помимо охраны, ФСО намеревалась сменить всю обслугу Алексия Второго вплоть до поваров и шоферов, но Алексий категорически воспротивился этому», — писало издание.

Схема включает «работу на маршруте движения, на месте пребывания, на отходе. Плюс сопровождение. Всего в охране Патриарха задействовано более 300 сотрудников», — сказал источник в службе.

По его словам, Патриарха Алексия охраняли куда скромнее, по схеме номер три — «просто наша машина плюс сопровождающие сотрудники». «Он был настоящим Патриархом, не системным человеком. Охрану ему навязали, и он просто с ней мирился. Кирилл же играет с нами, он требует увеличения охраны. Особенно это проявилось после убийства отца Даниила в Москве», — цитируют «Аргументы недели» представителя ФСО.

Так или иначе, в интернете есть множество видеозаписей, по которым можно судить о масштабе охраны Патриарха Кирилла. Например, один из блоггеров выложил видео, сделанное во время визита главы РПЦ на Украину в июле 2010 года. Там видно, какое огромное количество машин в его кортеже и каким плотным кольцом телохранителей окружены служители церкви.