США рассчитывают купить Узбекистан по скромной цене

С тех пор, как летом прошлого года высокопоставленные американские военные и гражданские чины зачастили в Ташкент, отношения двух стран вновь стали обретать партнерские очертания. Впрочем, надо отдать должное американцам: даже после кровавых событий в Андижане в 2005 году, когда вся западная пресса пестрела гневными тирадами в адрес узбекского президента Ислама Каримова, они не стали юридически замораживать свои отношения с ташкентским режимом, хотя и протолкнули через своих восточноевропейских сателлитов резолюцию Евросоюза о введении эмбарго на отношения с Узбекистаном. Сами же они сохранили для себя руки развязанными.

Свою позицию американцы объясняли ключевым значением Узбекистана для проведения военных операций в Афганистане. И хотя по требованию Ташкента после 2005 года американцы были вынуждены прикрыть в республике свою военную базу, через Узбекистан по-прежнему проходит основной транзит американских грузов в Афганистан. Однако американцы пытались развивать партнерские отношения с узбекской элитой и по вопросам, выходящим за рамки афганского транзита. Так, в декабре 2009 года главами США и Узбекистана был подписан план действий по укреплению двустороннего сотрудничества на 2010 год. В первую очередь речь шла о развитии военно-технического сотрудничества, но обсуждались и инвестиции в гражданские отрасли экономики Узбекистана.

Как объявил на днях помощник государственного секретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, США инвестировали в республику $500 млн, и, по его мнению, имеются хорошие возможности для увеличения инвестиций. «Узбекистан уже играет жизненно важную роль в осуществлении международных усилий по борьбе с воинствующими экстремистами в Афганистане. Республика обеспечивает Афганистан столь необходимой электроэнергией, реализовывает инфраструктурные проекты, такие, как строительство железной дороги в Мазари-Шарифе, а также оказывает содействие в транспортировке невоенных грузов в Афганистан через «Северную сеть поставок», – заявил Блейк на недавно завершившемся в Ташкенте американо-узбекском бизнес-форуме.

«За прошедшее время Узбекистан доказал, что открыт для бизнеса. В этом году Узбекистан провел у себя ежегодное заседание Совета управляющих Азиатского банка развития (АБР) и заседание рабочей группы Рамочного соглашения о торговле и инвестициях между США и Центральной Азией (TIFA). Данные мероприятия помогли показать потенциал Узбекистана и Центрально-Азиатского региона как моста между Востоком и Западом и Севером и Югом, как это было во время существования Шелкового пути», – отметил Роберт Блейк. По его мнению, администрация Обамы уделяет большое внимание созданию партнерства в Центральной Азии, что помогло бы региону стать новым перекрестком для торговли и идей.

«Как помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии, я поставил себе приоритеты по углублению двухсторонних отношений с каждой страной в Центральной Азии и сотрудничеству в продвижении мира, демократии, экономической стабильности и устойчивого развития в регионе, а также поддержанию международных усилий по стабилизации Афганистана. Частный сектор играет важную роль в наших усилиях по достижению этих целей через торговлю и инвестиции. Как отметил президент Обама, мы сделаем все возможное, чтобы помочь американским компаниям увеличивать экспорт и расширять их бизнес за пределами страны. Если у бизнеса есть интерес, они могли бы участвовать в двухсторонних ежегодных консультациях, которые пройдут в Ташкенте этой зимой», – подчеркнул высокопоставленный чиновник Госдепа США.

Он также напомнил, что нынешняя встреча стала возможной в результате возобновившегося в прошлом году диалога между Вашингтоном и Ташкентом. На форуме посол Узбекистана в США Ильхом Нематов и замминистра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Шавкат Туляганов предложили США инвестиционное участие в различных отраслях экономики своей страны – в нефтегазовой, энергетической, химической, автомобилестроительной сферах. Также прозвучал призыв вкладывать деньги в свободную индустриально-экономическую зону (СЭЗ) «Навои», которая является главным логистическим центром для поставок грузов в Афганистан.

Инвестировать в Навои, по утверждению американского посла в Ташкенте Ричарда Нордланда, США собираются с масштабом и прицелом на дальнюю перспективу. Как надеется Нордланд, со временем Навои преобразуется в трансконтинентальный транспортно-экспедиционный авиаузел и свяжет Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Европу.

О том, что США уделяют Узбекистану особое внимание, говорит тот факт, что Вашингтон намерен в ходе кадровой ротации назначить на пост посла США в Ташкенте – заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джорджа Крола. На днях его кандидатуру предложил президент США Барак Обама. В ближайшее время, по сообщению агентства Regnum, кандидатура Крола будет обсуждаться в Сенате США.

Усиливая узбекское направление, США планируют расширить присутствие во всей Центральной Азии. На сайте Federal Business Opportunities сообщается, что Министерство обороны США собирается простроить ряд военных объектов как в Афганистане, так и в странах региона. В частности, недалеко от афганского города Мазари-Шариф и в 50 км от узбекской границы США намерены разместить оперативную военную базу. В Туркмении, Узбекистане и Киргизии американские военные планируют построить тренировочные центры, где американские войска будут осуществлять подготовку местных сил безопасности. Об этом также сообщает сайт Eurasianet.оrg.

Кроме того, американцы хотели бы снова получить военную базу в Узбекистане. База им нужна как сама по себе, так и на тот случай, если киргизское правительство все же прикроет «Манас», считают аналитики.

Ситуацию для КМ.RU комментирует заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

– Разумеется, американцам хотелось бы контролировать Узбекистан, но пока здесь больше желаемого, чем действительного. Серьезных американских инвестиций в узбекскую экономику нет: те $500 млн, о которых говорил Блейк, вложены не за последний год, а за все время существования независимого Узбекистана. Даже вложения российского капитала в этом регионе, несмотря ни на что, на порядок выше. В этом регионе американцы (как, впрочем, и в других постсоветских республиках) хотели бы просто купить местную элиту и не тратиться на серьезные инфраструктурные проекты и крупные вложения в местную экономику.

Сам Узбекистан, как и весь Среднеазиатский регион, их интересует в первую очередь с точки зрения афганской войны. Отсюда – и озвученные планы размещения своих баз. Ну, конечно, вторым эшелоном присутствует политика сдерживания российского и китайского влияния в этих странах. Но пока серьезно вкладываться в эти страны США не хотят. Местные режимы, в т. ч. режим Каримова, тоже побаиваются слишком уж тесной дружбы с американцами. Андижанские события Каримову очень памятны. И он понимает, что тот же Блейк, который сегодня расточает ему дифирамбы, завтра при случае заклеймит его «кровавым палачом» и потребует судить, как Саддама Хусейна.

Каримов вынужден лавировать – причем сразу между Вашингтоном, Москвой и Пекином. Его влияния он тоже побаивается. Хотя Китай и не граничит напрямую с Узбекистаном, его экономическое влияние ощутимо. При этом Каримов с момента провозглашения независимости пытается позиционировать Узбекистан как региональный центр силы, чуть ли не гегемона в Средней Азии. Но тут, разумеется, его амбиции сталкиваются с амбициями Астаны, а последняя (по крайней мере, экономически) гораздо сильнее.

Каримов не раз пытался давить на правительства этих стран, которые к тому же экономически и политически его несравненно слабее. Правда, поэтому и Бишкек, и Душанбе так готовы идти на все формы сотрудничества с Москвой – вплоть до расширения ее военного присутствия в регионе. А это, опять-таки, бьет по региональным амбициям Каримова.

И с учетом всех этих факторов, их переплетения, Каримов пытается выстраивать собственную, очень тонкую игру. Он налаживает сотрудничество с американцами – но, полагаю, до определенного предела, и никакой новой базы он не допустит. Он против усиления российского присутствия – хотя бы потому, что из всех среднеазиатских лидеров он наиболее негативно отзывается об «имперском прошлом» XIX–XX вв. Но всерьез ссориться с Москвой он не хочет. А последние события в Оше и Джелалабаде вообще очень серьезно подорвали его престиж среди собственного узбекского населения. Эти события ему еще аукнутся. Хотя он проявил государственную мудрость: если бы он ввел свои войска в зону конфликта, вспыхнула бы масштабная война, которая поставила бы на грань катастрофы всю Среднюю Азию.

Справка KM.RU

Андижанские события – по официальной версии, инцидент в узбекском городе Андижане 12 мая 2005 года, переросший в вооруженный мятеж. По заявлениям Генерального прокурора Узбекистана Рашида Кадырова, в результате массовых беспорядков в Андижане погибло в общей сложности около 170 человек, около 500 человек получили ранения. По данным правозащитных организаций, число жертв может достигать 500 человек, причем среди убитых есть дети и женщины. США и другие западные страны сразу же потребовали независимого расследования событий в Андижане и обвинили узбекские власти в «неразборчивом применении силы» при подавлении вооруженного мятежа. Официальные лица Узбекистана назвали это вмешательством во внутренние дела страны. Евросоюз и Конгресс США ввели санкции против Узбекистана.