Итоги 20 лет правления Назарбаева

20 лет назад мы верили, что нормальная жизнь на горизонте, но сейчас нам приходится начинать даже не с горбачевский времен, а с брежневских. Такое впечатление, что на дворе где-то 1980, до смены эпох осталось совсем чуть-чуть, но маразм и разложение в стране на самом пике.

Как всё начиналось

Фактически Назарбаев у власти больше, чем 20 лет, он стал главой Республики в 1989 году, а премьер-министром и вовсе в 1984, но президентом он себя назначил 24 апреля 1990 года. А в 12 июня того же года Россия провозгласила Государственный суверенитет, с этого момента существования СССР стало нелегитимным, а, соответственно, главы Республик стали самостоятельными полновластными руководителями.

Но начать рассказ о правлении Назарбаева стоит, конечно, с декабря 1986 года. Тогда пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана должен был, как созревшее яблоко, упасть к ногам Нурсултана Абишевича, но Горбачев хотел взять под контроль союзные республики, и поэтому расставлял людей не связанных с местными элитами.

(Хотя сам Горбачев (книга «Жизнь и реформы») свой выбор обосновывал мнением тогдашнего руководителя Казахстана Динмухамеда Кунаева:

«…осложнение обстановки в Бюро ЦК связано с интригами премьер-министра Нурсултана Назарбаева, который рвется к власти. Динмухамед Кунаев крайне негативно характеризовал его, все время повторял:

— Это опасный человек. Его надо остановить

…Естественно, возник разговор о возможном преемнике. Динмухамед Кунаев не назвал ни Камалиденова, ни Ауельбекова, ни тем более Назарбаева.

— Михаил Сергеевич, — сказал он, — сейчас некого ставить, тем более из местных казахов. В этой сложной ситуации на посту первого секретаря должен быть русский»

Но сам Кунаев утверждал (книга «О моем времени»), что Горбачев сказал ему: «Позвольте это решить нам самим». Я не верю в искренность, как первого, так и второго, потому что не могу представить, что у Кунаева не было фаворита — человека, на которого бы он надеялся, как на гаранта его благополучной пенсии и неприкосновенности его семьи, поэтому уверен, что какая-то фамилия произносилась. Но, очевидно, это был не Назарбаев, иначе бы Кунаев это упомянул, также как, очевидно, что этот человек не устроил Горбачева).

Руководителем Казахстана был назначен ранее неработавший в республике Геннадий Колбин. Реакцией на это стало выступления казахской молодежи в Алма-Ате, которое, как считают многие наблюдатели, было организовано людьми близкими к Назарбаеву. Во всяком случае, поверить в стихийный характер выступления абсолютно невозможно. В Казахстане не было тогда оппозиции — альтернативного общественного центра, чтобы вывести людей на площадь, а стихийно люди восстают только, когда на них самих нападают — отнимают что-либо — жилье или пищу, или убивают, калечат, насилуют или сажают родных людей, ничего подобного не было, поэтому организовать эти события могли только официальные структуры. Но если утверждать, что людей на протест поднял Назарбаев абсолютно уверенно нельзя, то, что он со всей решимостью поддержал репрессии в отношении протестующих неоспоримый факт:

«Не случайно же экстремистски настроенные молодчики смогли в декабре прошлого года увлечь за собой социально нездоровую часть студенческой молодежи, не знающей жизни, не имеющей ни иммунитета к провокационным слухам и лозунгам, ни трудовой закалки» (журнал «Дружба народов», 1987 год, № 9);

«Какие трагические события? Самое настоящее хулиганство было 18 числа» (газета «Экспресс-хроника», декабрь 1990 года).

Но неужели Назарбаев мог серьезно рассчитывать повлиять на решение Кремля, с помощью людей на площади? Нет, конечно, ему протест нужен был, чтобы его жестоко подавить, чтобы показать московским хозяевам своё верноподданничество, свою готовность по воли Империи и её руководителей топтать собственный народ. Впрочем, сатрапы всегда были безжалостнее захватчиков, потому что другого способа кроме, как отличится особой жестокостью к соплеменникам, выиграть в конкуренции у наместников из метрополии, в рамках государственной системы, установленной чужой властью, у сатрапов просто не было.

Таков и был план Назарбаева, показать центру, что только он способен подавить протест, а чтобы протест подавить, его надо было вначале вызвать. Так что именно подавлением выступления казахов он сохранил пост премьер-министра, против чего, очевидно, выступал Кунаев, и обеспечил в дальнейшем занятие главной должности в Казахстане. А уход Колбина, после таких событий было делом предопределенным. Именно той кровью (про конкретные жертвы говорить не буду, потому что, по понятным причинам, расследования тех событий так и не случилось, а все фигурирующие в печати имена и цифры не носят достоверного характера) он расчистил себе дорогу к власти.

К 1989 году в СССР из-за падения цен на нефть, расточительной бюджетной политики, репрессий в отношения представителей реальной экономики и антиалкогольной кампании начался тяжелейший экономический кризис, из-за чего Горбачеву пришлось просить деньги у Запада. Запад деньги дал на условиях демократизации Советского Союза, что фактически привело к становлению национальных государств в Прибалтике и в Закавказье. Но в Центральной Азии у власти остались местные партэлиты, здесь не было сколько-нибудь мощного национального движения, потому что отсутствовала многочисленная авторитетная национально-ориентированная интеллигенция, которая всегда становится ядром такого движения. В этих условиях, фактически не имея влиятельной оппозиции (демократические силы тогда уже поднимали голову, но они боролись против коммунистической системы, а не за самоопределение Казахстана и, соответственно, за власть в Казахстане, а националистические силы носили более декоративный, а часто и, откровенно, марионеточный (со стороны КГБ) характер), Назарбаев без какого-либо сопротивления был назначен руководителем Казахстана. При этом из-за того, что СССР уже де факто из унитарного государства превратился в конгломерат государств, власть главы республики сравнялась по возможностям с властью президента СССР.

Но притом, что все рычаги управления оказались в руках у президентов союзных республик, Назарбаев не помышлял о независимости Казахстана. С одной стороны, это легко объяснить теми разговорами, которые тогда ходили, что Назарбаев станет премьер-министром СССР, очевидно, с прицелом на президентство, но, с другой стороны, трудно понять, зачем может понадобиться становиться руководителем фактически уже развалившейся страны. Скорее всего, Назарбаев просто лишен лидерских задатков, он может быть только проводником чужой власти, что и объясняет проводимую им впоследствии политику. Во всяком случае, Назарбаев предпочел спрятаться в дни Августовского путча, хотя мог с легкостью воспользовался этим событием для провозглашения Независимости Казахстана, он предпочел выждать, чем всё закончиться, что ничем кроме трусости объяснить невозможно.

Также как он не поехал в Вискули, где юридически окончательно была оформлена ликвидация Советского Союза. Более того, СССР закончился 8 декабря 1991 года, а Независимость Казахстана была провозглашена только 16 декабря. От кого была провозглашена независимость, представит практически невозможно — с политической, юридической и исторической точек зрения Казахстан с тем же успехом мог бы провозгласить Независимость от Золотой Орды. Фактически Независимость Казахстану подарил Ельцин — его и следует считать отцом современного Казахстанского государства, а Назарбаев в этом процессе скорее был тормозом. Потому что несколько раз отказывался поддержать российское руководство, взявшее курс на демонтаж Советской империи.

Назарбаев, девяностые (дешевая нефть)

Если в других странах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, был некий ориентир для развития, условно говоря, на Запад. То в Казахстане, где не только остался у власти старый партийный руководитель, но даже во власть не пришли новые продемократически или пронационально настроенные люди, фактически ничего не менялось. Но кризис усугублялся — советские предприятия разваливались, в бюджете не было денег, поэтому Назарбаев был вынужден обратиться за помощью к новым силам, к тем, кто знал, как руководить в новых условиях — к бизнесу. А точнее к лидеру бизнес-сообщества Казахстана — к Акежану Кажегильдину. Именно благодаря ему в казахстанскую политику пришло новое поколение и произошло становление системных демократических сил в Казахстане, от которых Назарбаев, как только почувствовал, что падение остановлено, попытался избавиться. Но в целом 90-ые это были годами падения старой экономики, и прихода западных инвестиций, которые и определили некую европеизацию Казахстана, потому что инвесторы, из-за давления общественного мнения у себя на родине, требовали соответствия некоторым приличиям от тех стран, в которые вкладывали деньги.

Премьер №1. Сергей Терещенко

Терещенко на самом деле и не был премьером. Скорее Назарбаев его выбрал, чтобы он не мог его подсидеть, но так как Назарбаев сам управлять тоже не мог, то из числа своих старых знакомых нашел «серого» премьера — Олега Сосковца.

Сосковец это, пожалуй, самая уникальная личность не только в постсоветской, но и мировой истории. Кто ещё успел побывать так высоко в правительствах двух стран? А Сосковец был и первым (экономическим) вице-премьером Казахстана, и ровно таким же сановником в правительстве Черномырдина. Причем в России он дорос, чуть ли, не до приемника Ельцина (об этом абсолютно серьезно в те времена говорили), пока силовую группировку в окружении российского президента (Коржакова, Барсукова), которую он возглавлял, не раздавил Чубайс.

Чем прославился Сосковец? Да, пожалуй, ничем, кроме коррупции, как в Казахстане, так и в России. Точнее становлением олигархических кланов в обеих странах. Достаточно только сказать, что выходцем из Карагандинского металлургического комбината, где началась партийная карьера нашего президента, является Владимир Лисин, богатейший на данный момент, по данным журнала «Финанс», человек России. В 1989, когда директором КМК был, очевидно, выдвинутый Назарбаевым, Сосковец, Лисин был его заместителем и руководителем компании, которая экспортировала «лом черных металлов». Потом было банкротство КМК, но это уже произошло в 1994 году, когда оба обитали уже в России.

Какие достижения первого «суверенного» правительства Назарбаева? Лично я ничего, кроме гиперинфляции, остановки заводов и полной растерянности не помню. Но, впрочем, всё это результаты развала СССР — экономика, наполненная обесцененными советскими рублями, и ВПК, которое с прекращением Холодной войны и падением цен на нефть, продажи которой и финансировало оборонку, вдруг оказалось ненужным. Просто у власти оказались советские чиновники, которые не умели управлять в кризис.

Премьер №2. Акежан Кажегельдин

Пожалуй, Кажегельдин меня сразу подкупил тем, что в устах казахстанского чиновника я впервые услышал интеллигентную речь, это было так непривычно на фоне кондовых советских функционеров назарбаевского призыва. Впрочем, очень скоро стало понятно, что различия носят не только стилистический характер, впервые в истории Казахстана мы увидели государственного деятеля, который берет на себя ответственность за экономическую политику. Он не боялся действовать жестоко и, что главное открыто и честно, он резко начал сокращать бюджетные расходы и проводить массовую приватизацию, а главное насаждать тотальную финансовую дисциплину. Как результат, Казахстан сравнительно легко прошел катастрофический для России 1998 год, когда цена на нефть упала до 7 долларов за баррель. Тогда в соседней стране был объявлен дефолт и одновременно резкая девальвация. Казахстан обошелся без дефолта (что позволило ему в нулевые годы занять огромные средства, благодаря которым и случился строительный бум), и сравнительно легкой девальвацией, без которой совсем уж нельзя было обойтись, из-за необходимости выронить внешнеторговый баланс.

Но при том, что благодаря Кажегельдину Казахстан обрел самую твердую валюту и самую устойчивую банковскую систему в СНГ, до промышленной политики дело так и не дошло. Впрочем, ему это и не дали сделать, сначала он разгребал авгиевы конюшни, потом начался конфликт с Назарбаевым. Конфликт, который, лично для меня, не стал неожиданностью — я был уверен, что личность такого уровня неминуемо столкнется с Назарбаевым, вернее со всей советской номенклатурой, и с Назарбаевым лично, как с гарантом сохранения её власти и привилегий. В этом невероятная ирония судьбы, благодаря реформам Кажегельдина, Назарбаев остался у власти, а благодаря тому, что Нурсултан Абишевич не потерял власти, реформы так и не были закончены.

В 1998 году Кажегельдин заявляет об участии в президентских выборах, его под надуманным предлогом, впоследствии под давлением ОБСЕ признанным незаконным, снимают с выборов, а затем возбуждают уголовное дело, Кажегельдин вынужден бежать из Казахстана.

Но даже не допустив до выборов своего главного, а если, честно сказать, то своего единственного серьезного оппонента, Назарбаев умудряется проиграть президентские выборы своему спойлер-конкуренту Серикболсыну Абдильдину. Но на то он и спойлер, чтобы не смочь защитить свою победу.
Не стоит переоценивать вклад Кажегельдина в экономическое развитие Казахстана, потому что никакого развития не при нем, не в результате его политики не произошло, не произошло даже восстановления на докризисный (советский) уровень. Но главная его заслуга в том, что он привел в казахстанскую политическую элиту новое поколение, тех, кто в конце 2001 года восстал против назарбаевского режима.

Премьер №3. Нурлан Балгимбаев

Если Акежан Кажегельдин мало повлиял на экономику Казахстана, все его достижения были в последствие разбазарены, то Нурлан Балгимбаев предопределил вектор движения Казахстана на целое десятилетий вперед. При нем Казахстан превратился в колонию компании «Шеврон». Но думается, Назарбаеву это нравилось гораздо больше — не стабилизация и развитие какой-то экономики, а деньги, принесенные на блюдечке ему лично, как говориться, эффективность на лицо. Да и Балгимбаев не обладал харизмой Кажегельдина, а поэтому не был опасен для Назарбаева.

Балгимбаев тоже, навряд ли, можно назвать полноценным премьером, он был посредникам Назарбаева в заключение сделок с западными нефтяными компаниями. А вмести с приходом их инвестиций, успокоилась социальная ситуация (люди получили работу или хотя бы надежду её получить) в самом взрывоопасном западном регионе Казахстана, а затем на Казахстан полился дождь нефтедолларов. После чего беспокоится о развитии реальной экономики, было ненужно — Назарбаев богател, а народ стал получать постоянную пайку, которая со временем даже росла.

Премьер №4. Касым-Жомарт Токаев

Если Балгимбаев обеспечил финансовое благополучие Назарбаева, при этом вляпавшись в Казахгейт (за что и задвинутый подальше с глаз публики), то, как опора режима, он не подходил, а в Казахстане тем временем нарастала политическая активность. Поэтому нужен был человек достаточно безмозглый, чтобы его можно было бросить на амбразуру, просто за почет и государственные награды. Больше о Токаеве сказать нечего, он отразил наступление оппозиции, и был отправлен в отставку, как овца на закланье. Убрав Токаева, Назарбаев сделал вид, что пошел на уступки оппозиции — слишком сильной (широкой) оказалась коалиция, выступившая против его режима.

Поэтому нужно было раскалывать оппозиционную коалицию и искать сильного управленца-соратника. Понятно, что новому поколению доверять было нельзя, а в поколении Назарбаева сильных управленцев просто не было.

Девяностые годы начинались с надежд на быстрые перемены — на построение демократического правового государства, но в Казахстане некому было возглавить этот процесс, а к тому моменту, когда в политику пришло новое поколение, Назарбаев уже успел заложить фундамент авторитарного государства. А благодаря тому, что оппозиция в основном носила не идеологический, а конъектурный характер и не имела сильных корней в широких слоях населения, Назарбаев, с помощью построенной им коррупционной системы, обильно сдобренной нефтедолларами, смог фактически восстановить советскую систему, где выборы были пустой формальностью, а вся власть бессменно находилась в руках одного человека. При этом о восстановлении экономики на уровень, на котором она находилась до Назарбаева, речь даже не поднималось, так же, как никто не помышлял о сохранении социально-культурных достижений предыдущих десятилетий.

Назарбаев, нулевые (дорогая нефть)

В нулевые годы в Казахстане и в России развернулись довольно похожие процессы. Что и понятно, на первых порах Путин старательно копировал Назарбаева. Ведь его целью было построение авторитарного государства, а в Казахстане такое государство было построено, но в отличие от других стран Центральной Азии, в Казахстане уже появилась системная демократическая оппозиция, с которой Назарбаев смог справиться, вот Путин и перенимал опыт. Но если в России пропаганда в падении 90-ых обвинила Ельцина, а за рост в 00-ых пела осанну Путину, то в Казахстане просто предпочли забыть про 90-ые, и представить, что был один сплошной рост. Но ни в той, ни в другой стране руководители не в коей мере не влияли на происходящие — цена на нефть падала, падал и уровень жизни, росла цена на нефть, рос и уровень жизни, при этом ни модернизации (реиндустриализации) не проводилось, ни инвестировалось развитие общественной инфраструктуры и образования, поэтому к концу жирных лет обе страны оказались у разбитого корыта. Но при этом в отличие от России, где Путин пытается придать своей абсолютной власти и несменяемости хоть какие-то приличия, то в Казахстане Назарбаев не стесняется провозглашать себя «лидером нации».

Премьер №5. Имангали Тасмагамбетов

Имангали Тасмагамбетов по-своему уникальная личность, потому что человек снискавший имидж крепкого хозяйственника и даже популярность в народе, редко ведет себя со столь подчеркнутым подобострастием перед тем, кто по всем статьям ему проигрывает. Но, очевидно, он серьезно верит, что Назарбаев может сделать его своим приемником, скорее всего, именно это Назарбаев ему обещал в условиях политического кризиса начало нулевых.

Но, в принципе, с оппозицией ему воевать не пришлось, от него только требовалось удержать экономику. Что оказалось проще, чем можно было ожидать, цены на нефть стали быстро расти, и его можно было поменять на слабого управленца, который не сможет воспользоваться положением для создания собственной партии, и с которым не надо договариваться и что-то ему обещать.

Премьер №6. Даниал Ахметов

Пожалуй, сей деятель ничем, кроме коррупционного скандала связанного с продажей оружия, не прославился. Но Назарбаеву пришлось его убрать, чтоб избавиться от начавшего борзеть старшего зятя, в такой схватке потребовался сильный союзник, который не перейдет на сторону врага.

Премьер №7. Карим Масимов

На мой взгляд, самый крепкий со времен Кажегельдина премьер-министр Казахстана. Но если Кажегельдин был личностью, которая подкупала своей открытостью, и готовностью брать на себя ответственность, то Масимов прежде всего мастер закулисной игры, и человек, который берет на себя ответственность за огрехи Назарбаева. При этом он самый сильный менеджер и экономист во главе Кабинета министров после премьера-реформатора. Но не личными достоинствами он войдет в историю Казахстана, а тем, что при нем наша страна попала в сферу влияния Китая.

Понятно, что этот процесс начался не при Масимове, но именно при нем Казахстан фактически переориентировался на Китай. Что, кроме прочего, привело к окончательному отказу от демократических декораций, если американские и европейские инвесторы требовали от Казахстана соблюдения приличий, то китайцы ничего не требуют, им нужно только казахстанское сырье, а это гораздо удобнее для Назарбаева, можно в своё удовольствие ханствовать, а быть под чужой империей ему не привыкать.

Нулевые годы стали повторением семидесятых годов 20 века, правда до того уровня жизни 70-ых дотянутся не удалось, потому что он был во многом достигнут благодаря экономическому и технологическому взрыву, который переживал СССР в шестидесятые годы. И если допустить, что из 70-ых и последующего краха 80-ых Назарбаевым и был сделан какой-то вывод, то уж точно не тот, что надо развивать образование, науку и технологию, чтобы, когда нефтяное ралли закончиться, можно было бы положиться на новую экономику. Он предпочел действовать проще, откладывая деньги на черный день себе лично.

Итоги

В 1990 году, в котором Назарбаев провозгласил себя президентом, продолжительность жизни в Казахстане была выше среднемировой, и составляла 68,3 лет, ныне она ниже среднемировой, и ниже той, что была 20 лет назад, и составляет 68,19 лет. Двадцать лет назад в Казахстане была такая же продолжительность жизни, как в Кыргызстане, который у нас пропагандой принято приводить, как пример неблагополучия, сейчас продолжительность жизни в Кыргызстане выше, чем в Казахстане, и более того выше, чем она была 20 лет назад, и составляет 69,74 лет. Казахстан по продолжительности жизни занимает 152 место в мире, вот оно честное место Казахстана по уровню жизни. А не ВВП на душу населения, рост которого достигнут только за счет роста цен на нефть, и большую часть которого среднестатистическая казахстанская душа населения не видит и не может воспользоваться её плодами.

Казахстан занимает 163 место в мире по расходам на образования от ВВП. Для сравнения Израиль, который находится в состоянии перманентной войны последние лет пятьдесят, и вынужден тратить огромные средства на оборону, по расходам на образование занимает 25 место. С кем мы воюем? Тем более Назарбаев с легкостью меняет московских хозяев на американских, а американских на китайских.

У Вас ещё есть вопросы, какое нас ждёт будущие с Назарбаевым?