Какими будут выборы на Украине

31 октября на Украине пройдут выборы в местные органы власти. Новациями станут: отмена регистрации блоков политпартий, усиленный админресурс Партии регионов, «ручная» оппозиция в виде «Фронта перемен» Арсения Яценюка и (отчасти) «Сильной Украины» Сергея Тигипко.

С другой стороны, Юлия Тимошенко уже который месяц силится сплотить все западноукраинские силы против Партии регионов и лично — президента Виктора Януковича. Каковы будут особенности будущей предвыборной кампании, «Политком.Ру» поинтересовался у украинских и российских экспертов.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинги (Киев):

На сами выборы влияние админресурса ПР будет, скорее всего, умеренным. Речь идет несколько о другом. С одной стороны, ПР сейчас подгребает под себя всех сколько-нибудь авторитетных и перспективных местных хозяйственных деятелей. В результате, она получает проходных кандидатов там, где их не имела, а сами кандидаты получают возможность практически гарантированного прохождения на свои посты (к их популярности подключаются ресурсы ПР) и дальнейшей эффективной работы на своих постах (в рамках строящейся сейчас вертикали исполнительной власти). Классический пример такого взаимовыгодного сотрудничества — вступление в ПР мэра Днепропетровска Ивана Куличенко.

С другой стороны, после выборов у ПР будут возможности влиять на тех депутатов и мэров, которые по каким-то причинам не могли быть включены в «обойму» ПР перед выборами (прежде всего — на Западной Украине). Собственно, это наблюдается сейчас в областных советах Галичины (избранных еще по партийным спискам, с высокой идеологической мотивацией). Ни один из них не смог провести голосование по отставке назначенного из Киева губернатора! Мажоритарщики будут еще более уязвимы, чем списочники.

Запрет на участие блоков в выборах — это механизм, облегчающий переход популярных хозяйственников в ПР. Тот же Куличенко пошел бы на выборы от своего именного блока и со своим именным блоком, а ПР пришлось бы либо противостоять ему (что, при отсутствии своего сильного кандидата, малоперспективно), либо довольствоваться ролью младшего партнера.

В большинстве случаев список Тигипко либо не сможет принять участие в выборах (хотя его положение и не столь бедственное, как у Фронта перемен), либо окажется неконкурентоспособным. Причин последнего две. Во-первых, авторитет самого Тигипко изрядно упал. Голосовали ведь не за него, а за «картинку» «нового лица». Сейчас лицо не столь новое и, главное, он уже показал, чем и как он занимается. Либеральные реформаторы СПИДом не болеют, потому что их никто не любит…

Во-вторых, качество списков СУ будет очень низким. Собственно, в СУ и «Фронт перемен» вступили те деятели, которых до этого не приняли даже в БЮТ (а качество списков БЮТ, по общему убеждению, крайне низкое).

Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Москва):

На Украине не будет ничего принципиально нового, пока там не появятся принципиально новые политики первого ряда, которых там нет уже как минимум десять лет. Поэтому октябрьские выборы в местные органы власти пройдут по давно известной схеме. «Особенность» будет состоять лишь в том, что вместо прежнего административного ресурса Ющенко будет задействован административный ресурс Януковича и его Партии регионов.

Запрет на участие в выборах избирательных блоков — из того же серого ряда, когда доминирующая политическая сила всеми нудными, юридическими путями пытается заблокировать — пусть даже чисто гипотетическое — усиление своих конкурентов.

Конкуренция Партии регионов с такими бюрократическими, но при этом профинансированными, «лейблами» как «Сильная Украина» будет постепенно усиливаться, т.к. бухгалтерский профессионализм Тигипко не позволит ему долго мириться с выбросом собственных денег в пустоту. Но в целом, конкуренцией это назвать сложно. Конкуренция — это когда Гитлер против Гинденбурга. Ни Тигипко, ни подобные ему администраторы не смогут составить — ни вместе, ни врозь — серьёзную конкуренцию Януковичу и его правящей партии, потому что сами из той же линейки.

Алексей Мартынов, историк, Центр политологического анализа и технологий (Донецк):

Предстоящие выборы в местные советы Украины впервые за последние годы пройдут в условиях государственной монополии со стороны Партии регионов, которая очевидно будет использовать свои нынешние возможности для получения максимума депутатских мандатов в региональных советах. Особенностями данной выборной кампании являются: 1) в первую очередь, дискриминационные нормы о недопустимости политическим блокам участвовать в выборах, что объективно выгодно ПР и сильно ослабляет возможности Блока Юлии Тимошенко; 2) участие в выборах партии Сергея Тигипко «Сильная Украина», которая является компромиссным образованием между «оранжевыми» и «бело-синими» и имеет некоторые шансы получить 10-15% голосов избирателя, разочарованного позицией ПР или Компартии, но неготового поддержать самих «оранжевых». Конкуренция между ПР и Тигипко, конечно, будет, но «регионалы» явно заинтересованы в сотрудничестве с Тигипко, чем с Тимошенко. Возможен «нейтралитет» между ПР и Тигипко в части регионов, но, скорее всего, при условии, что Тигипко не будет «мешать» ПР в таких стратегических регионах, как Донбасс.

Наконец, немаловажной особенностью данных выборов является то, что ПР как «партия власти» должна будет отвечать за оппортунистическую политику последних месяцев в гуманитарной сфере, за последние заигрывания с «оранжевыми» (яркий пример — недавнее назначение на высокий государственный пост «командира Майдана» Владислава Каськива), за повышение тарифов на газ и т.д. Невыполнение президентско-правительственной командой обещаний в гуманитарной сферой, отдельные антироссийские высказывания е ё представителей (Анна Герман, Валентин Ландик, Владимир Зубанов), показушная «украинскость» русскоязычного премьера Азарова могут негативно повлиять на поддержку ПР на Юго-Востоке. ПР совершают грубую идеологическую ошибку, идя по пути 2004 г. (примат экономического популизма над гуманитарной политикой), и это может дорого стоить «регионалам».

Альтернативу на выборах могут составить такие партии, как «Русский блок» и им подобные, но организации российских соотечественников еще слабы финансово и организационно, чтобы полноценно конкурировать с ПР.

Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований (г. Киев):

Сценарий и ход избирательной кампании еще не ясны и пока просматриваются лишь с большой натяжкой. Страна находится в так называемой «предварительной фазе» избирательной кампании, которая, однако, вполне может стать прологом нового политического сезона.

Президент подписал закон о выборах 27 июля, уже после завершения парламентской сессии. Тот факт, что администрация президента не высказала замечаний к закону и воздержалась от требований его коррекции, свидетельствует о том, что концепция закона пересматриваться уже не будет. Выборы в местные советы пройдут по мажоритарно-пропорциональной системе без участия блоков политических партий.

Вопрос об пресловутом админресурсе сам по себе любопытен, поскольку в последние годы его применение было скорее темой для спекуляций, чем успешной реальной практикой. В этом смысле нужно все же уточнить, о чем идет речь, и какие формы административного и организационного влияния власти на проведение выборов имеют или могут иметь место быть.

Как представляется, главной формой админресурса можно считать ангажирование к переходу или прямое перетягивание в Партию регионов политически влиятельных мэров крупных городов. Это явление приобрело весьма широкий, если не массовый характер.

Вторая форма административного влияния — фактическая дифференциация политических партий по их отношению к новой концепции государственной политики. В этом плане Партия регионов фактически приобретает статус правящей. Особую роль играют прямые союзники и партнеры ПР по правительственной коалиции — Народная партия В.Литвина, «Сильная Украина» Тигипко, коммунисты и социалисты. Кроме этого, ряд партий и групп могут претендовать на роль попутчиков или региональных союзников. Далее следуют нейтралы, конструктивная оппозиция, и, наконец, непримиримые оппоненты и маргинальные идеологические соперники.

Похоже, отношение властных структур ко всем этим подотрядам будет различным. Одним из важных элементов взаимоотношений может стать создание достаточно свободных условий для конкуренции представителей ПР, «Сильной Украины», группировки В.Литвина и КПУ. В то же время, в отношении БЮТ уже применяются различные формы давления с использованием правоохранительных органов. Причем поводом для обысков в политических офисах служит переплетение бизнеса и политики, включая совместное использование одних и тех же помещений политическими штабами и коммерческими фирмами, которые имеют юридический адрес в помещениях, используемых штабами партийных организаций или общественными приемными депутатов, являющихся их фактическими владельцами.

Третей, впрочем, косвенной формой административного влияния можно считать приток значительной части бизнесменов, собирающихся участвовать в местных выборах в мажоритарных округах, в партийные структуры ПР и провластных партий. Тем не менее, в этом плане ситуация пока не выглядит однозначной. Ожидающееся осенью повышение коммунальных тарифов может создать существенные проблемы для власти, что может усилить популярность «промежуточных» групп, непосредственно не ассоциируемых ни с властью, ни c радикальной оппозицией. Разумеется, если у них хватит интеллекта на проработку качественных агитационных подходов и денег для доведения своей позиции до избирателя.

Четвертым потенциально возможным элементом административного влияния можно считать прямое вмешательство местных администраций в процесс переговоров между провластными политическими группировками в тех случаях, если им не удастся определить основного проходного кандидата, и если конкуренция между ними сможет создать угрозу для победы кандидата от оппозиции.

Разумеется, применяться такое вмешательство может крайне осторожно. Например, в регионах, где у оппозиции нет шансов на успех, административное вмешательство может лишь спровоцировать конфликты между коалиционными союзниками. К примеру, в Симферополе потенциальными кандидатами на пост мэра считаются В.Баженов (КПУ), Л.Савенко (партия «Сильная Украина»), В.Попов ( «Русский блок») и В.Клычников (Партия регионов). Судя по всему, выборы могут пройти в форме свободной конкуренции. Однако если конкуренция между потенциальными союзниками создает условия для прохождения радикальных оппозиционных кандидатов, вмешательство со стороны власти может существенно откорректировать ситуацию, включая определение основной кандидатуры и снятие с выборов кандидатур непроходных конкурентов.

Запрет на участие в выборах многопартийных или лидерских блоков будет иметь крайне значительное влияние, как на ход, так и на результаты выборов. Такой формат избирательной кампании крайне выгоден Партии регионов, которая сознательно отказалась от блоковой формулы еще накануне парламентских выборов 2006 г. Взамен за основу были принципы поглощения мелких партий родственного направления или кооптирования их лидеров.

К партийному формату достаточно легко могут приспособиться блок В.Литвина, основанный на базе Народной партии (ранее — Аграрная партия) и Коммунистическая партия Украины, которая в последнее время апробировала формулу блока левых сил. В этом случае в списки КПУ будут введены представители других участников левого блока.

Формально запрет на участие в выборах политических блоков направлен против БЮТ, «НУ-НС» и различных местных инициативных проектов, ориентированных на региональных лидеров или же на использование современных политических технологий «вовлечения электората».

Тем не менее, БЮТ (в форме партии «Батькивщина» во главе с Ю.Тимошенко) эти барьеры сможет обойти достаточно легко. По крайней мере, до сих пор для традиционных избирателей Ю.Тимошенко не было важным, кто именно входит в списки. Главное — чтобы в рекламе присутствовал ее портрет, и чтобы целлулоидные кандидаты выступали «от ЕЕ имени». Впрочем, учитывая мобилизационный эффект, на выборах штабы Тимошенко могут попытаться привлечь в свои списки ряд знаковых фигур, а также выставить в качестве мажоритарных кандидатов известных в своих округах лиц из размытого и разрозненного национал-демократического и национал-радикального спектра. В то же время, запрет блоков может вызвать грызню среди оппозиции на местном уровне, что в принципе неизбежно, и на что явно рассчитывали инициаторы принятого законопроекта.

Что касается «НУ-НС», распад этого блока состоялся уже давно. Из этого пестрого депутатского конгломерата относительную жизнеспособность сохраняют лишь две-три партии, включая «Единый Центр» В.Балоги и «Нашу Украину» В.Ульянченко, вероятным новым лидером которой называли экс-главу СБУ В.Наливайченко. Впрочем, потенциал «НУ-НС» может в какой-то мере использовать и А.Яценюк с его пока еще безликим «Фронтом перемен».

Что касается отношений между ПР и партией С.Тигипко, как можно ожидать, позиция власти в отношении «Сильной Украины» будет достаточно осторожной. Ситуативно можно прогнозировать хороший результат С.Тигипко в Днепропетровске (с областью), Харькове и Киеве. Губернаторы и штабы ПР вряд ли допустят существенное усиление «Сильной Украины» в Донбассе. Что касается Центральной Украины, многое будет зависеть от способности различных провластных партий избежать конкуренции и использовать синергетический эффект. Можно ожидать появления людей, связанных с «Сильной Украиной» в списках ПР, партии В.Литвина или «спящих» центристских партий, или же совместного выдвижения кандидатов на пост мэров городов, которые будут пользоваться поддержкой сразу нескольких избирательных штабов.

Сам С.Тигипко (23 июля) отметил, что партия «Сильная Украина» не будет испытывать существенных проблем с выдвижением кандидатов. «Более 350 представительств у нас были зарегистрированы более чем за год». Возможно, будем договариваться с теми партиями, которые имеют зарегистрированные отделения, но не могут рассчитывать на серьезные результаты, «будем заключать с ними какие-то соглашения». (Возможно, будем их людей приглашать к себе в партию или в наш блок в местной власти и таким образом будем продвигать своих людей).

Звучит сбивчиво, но с политтехнологической точки зрения понятно — там, где у «Сильной Украины» нет своевременно зарегистрированных партийных организаций, ее представители пойдут по спискам других партий или будут выдвигаться от их имени. В свою очередь, там, где у союзников «Сильной Украины» нет шансов при самостоятельном выдвижении, их представители будут включены в списки партии С.Тигипко. При этом будут предприняты меры по предотвращению неоправданных электоральных потерь.

Сложнее выглядит ситуация с «Единым Центром». Успех этой партии на дополнительных выборах в местные органы власти весной 2009 г. можно считать ситуативным. Ведь тогда В.Балога возглавлял секретариат президента, имел неограниченный финансовый ресурс и непосредственно контактировал с губернаторами. Теперь, после длительной спячки, для реинкарнации «Единого Центра» нужны иные способы и усилия. Прежде всего, потребуется уточнить целевую нишу этого проекта. Разумеется, базами ЕЦ вряд ли станут Кременчуг, Североднецк или Ильичевск. Однако в областях западной и, возможно, отчасти центральной Украины ЕЦ может проявить себя достаточно активно. Если ЕЦ сможет стать региональным антиподом БЮТ (партия «Батькивщина»), его деятельность встретит явное расположение со стороны власти.

Что касается претензий «Единого Центра» на роль «третей силы» в общенациональном масштабе, такие потуги вряд ли можно воспринимать всерьез. По крайней мере, приняв в свой состав депутата из «Народной самообороны» (блок «НУ-НС») К.Куликова и пару политологов, ЕЦ потерял мэра промышленного города Кременчуг (Полтавская область) Н.Глухова, который 27 июля перешел в Партию регионов. Само это событие и его дата (день, когда В.Янукович подписал закон о выборах) символичны. И хотя усиление «Единого Центра» в украинских регионах к западу Тернополя и Хмельницкого представляется потенциально выгодным для власти, чтобы стать реальной альтернативой Тимошенко и разрозненному спектру национал-демократов и националистов руководству ЕЦ и его политтехнологам придется изрядно попотеть, не говоря уже о солидной денежной поддержке предвыборной агитации.

При всех перечисленных обстоятельствах, главной интригой избирательной кампании пока можно считать позиционирование самой власти, его формы и содержательное наполнение.

Если власть не сможет внятно объяснить и аргументировать свои действия в сфере экономики и внутренней политики, административный ресурс, который будет иметь в основном косвенный характер, ей вряд ли поможет. В таком случае спасение может быть обеспечено лишь бездарностью и неэффективностью действий оппозиции, которые симметричны неумению (или нежеланию) правительства объяснять и аргументировать проведение вынужденных болезненных и непопулярных реформ.

Виктор Пироженко, член Экспертного совета Фонда стратегической культуры (Киев):

На предвыборную кампанию в местные органы власти осенью будут влиять ряд факторов:

Прежде всего, это тяжёлое экономическое положение Украины, которое по-прежнему проявляется в очень медленном восстановлении объёмов производства. Кризисные явления, особо чувствительные для населения в виде высокой безработицы, галопирующего роста цен на потребительские товары на фоне замороженных зарплат, многократно умножаться к осени повышением цен на газ для населения, что снова приведёт к росту цен на услуги ЖКХ. Намерение правительства повышать цены на газ для населения с определённой периодичностью (два раза в год), о ч ём уже объявлено, видимо подтолкнёт граждан Украины критичнее отнестись к оценке действий властей.

Кроме экономического аспекта, местные выборы поднимут вопрос о выполнении обещаний новой власти в лице Партии регионов в отношении гуманитарных проблем. Ведь именно на места, в регионы ПР перенесла решение проблем гуманитарной политики, связанных с сохранением и развитием близких населению тех или иных регионов культурно-исторических традиций. В этой связи особо станет вопрос о том, что сделала новая власть в целом и партии коалиции, в частности, в местных органах власти (областях, районах и пр.) для решения вопроса для восстановления прав русскоязычных граждан Украины, исходя из Европейской языковой хартии, в пределах конкретных областей.

Ошибочно думать, что социально-экономические проблемы полностью оттеснят гуманитарные вопросы в сознании избирателей на второй план. Они, возможно, не будут главными, но их решение/нерешение, именно в силу лёгкости и минимальных финансовых затрат неизбежно будет показателем реальных намерений ПР в отношении других обещаний.

В целом, если ПР не сможет до момента выборов продемонстрировать населению улучшение позиций в социально-экономической области хотя бы по некоторым позициям, то в условиях действия сильной оппозиции (а БЮТ пока силён), шансы сохранить представительство в местных органах власти хотя бы на нынешнем уровне, невелики.

В этой ситуации ПР, чтобы добиться приемлемого результата (улучшить представительство в местной власти) может пойти (уже ид ёт) на нейтрализацию оппозиции пут ём — 1) использования политического и административного доминирования для создания более выгодных условий при проведении агитации, и — 2) существенного ослабления оппозиции судебными преследованиями по уголовным делам в отношении министров Кабмина Тимошенко — членов БЮТ и, не исключено, в отношении её самой. Тем более что реальных фактов творившихся под её началом безобразий более чем достаточно.

Реализация первого варианта будет опираться на установленную чёткую вертикаль президентской власти и доминирование в парламенте. Об этом свидетельствует изменение закона о выборах, которое ухудшает условия участия в выборах БЮТ — основного конкурента ПР и ряд иных нововведений, например, в отношении формирования окружных избирательных комиссий.

Второй вариант реализуется через судебные преследования в отношении бывших должностных лиц «Нафтогаза» и работников Таможенной службы, принимавших участие в растаможивании газа РУЭ. Перед выборами, осень можно ожидать новой волны уголовных дел и судебных преследований лиц из правительственного окружения Тимошенко.

В отношении «Сильной Украины» (СУ) ясности вероятно нет и среди самих регионалов. Тигипко будет держаться особняком в любой ситуации, стремясь набрать как можно больше голосов самостоятельно, т.е. через проведение агитации своими силами, дабы не впасть в зависимость от ПР. Тигипко уже обмолвился о том, что в процессе выборов возможны соглашения на уровне регионов и с БЮТ.

Показав хороший результат на выборах, ПР не зависимо от своего желания вынуждена будет договариваться с Тигипко и учитывать его интересы. Партия Тигипко на юго-востоке будет отбирать голоса у партии Тимошенко, особенно, в Днепропетровской обл. Поэтому, объективно любой его успех в принципе играет в пользу ПР. Исходя из этого, вряд ли между ПР и СУ возможна сколь-нибудь серьёзная конкуренция.