Плюсы и минусы вступления Украины в Таможенный союз

Все-таки мы живем в интересное время. Спустя почти двадцать лет после окончательной дезинтеграции, на Евразийском пространстве проклевываются первые ростки объединительных процессов.

Собственно сами страны шли к этому шагу не много не мало – более девяти лет. В 2000 году создано ЕврАзЭС, главной целью которого и есть создание общего рынка товаров и услуг. В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято решение о создании Таможенного союза в составе трёх государств, готовых к этому, — Беларуси, России и Казахстана. А первого июля сего года казахстанско-российскую границу пересекла первая партия зерна по новым правилам, открыв новый этап в развитии ЕврАзЭС. Чуть позже присоединилась Беларусь. Грубо говоря, если мы решили жить вместе и строить общий дом, то забор вокруг предполагаемого участка мы уже сделали.

Прошло три месяца, как вступил в силу Таможенный кодекс, а, следовательно, заработал и сам Таможенный союз. Можно подвести некоторые промежуточные итоги.

Первое, Таможенный кодекс реален и он действует уже сейчас. Все-таки складывается стойкое впечатление, что некоторые страны, до конца не верили в реальность его принятия. В этом плане порадовала позиция России, которая первого июля решилась организовывать единое таможенное пространство без Беларуси, с единственным на тот момент желающим Казахстаном. А выход Узбекистана в 2008 году из ЕврАзЭС «из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности этого межгосударственного объединения» только подстегнул процесс, лед тронулся.

Второе, интеграция идет по примеру ЕС: размеренно, планомерно и стабильно. Обо всех существенных изменениях связанных с созданием единого рынка принимается решение, которое вступает в силу только по прошествии некоторого временного периода. Что «морально готовит» население, бизнес и государственные элиты стран к грядущим новшествам. В этой связи примечательно, что запрет на экспорт зерна в России не коснулся ее партнеров по Союзу. То есть никто внутри Союза намеренно не будет идти на конфликты, каждый двигается по мере возможности и целесообразности для экономики своей страны.

Третье, опасений по поводу будущего самого Таможенного союза и его влияния на реальный сектор экономики стран в него входящих, с принятием Таможенного кодекса только прибавилось. Проблем достаточно, и не надуманных «западными злопыхателями», а вполне реальных. Но, как говорит Карим Максимов, премьер-министр Казахстана, «в организации такого большого масштаба это неизбежный процесс». Никто из вменяемых аналитиков на «легкую прогулку» и не рассчитывал.

Список можно продолжать, но мы на этом, пожалуй, сейчас остановимся. В целом, от функционирующего Таможенного союза выигрывают, прежде всего, предприятия Беларуси и Казахстана, особенно в приграничных с Россией областях. Открытие крупного российского рынка для бизнеса как Беларуси, так и Казахстана – однозначно позитивный момент.

Казахстан строит амбициозные планы по возрождению Великого Шелкового Пути, определяя себе роль ключевой страны этого пути. Мелкие предприятия, уставшие соперничать с китайскими конкурентами, наконец, смогут выйти на приемлемый уровень прибыли. Крупные сырьевые экспортеры проката, железной руды, цветных металлов, угля, урана тоже сильно выиграют от объединения рынков. Однозначно пострадает население Казахстана. Прежде всего от подъема цен на товары бытового потребления: обувь, одежда, продукты питания… Также проблемно теперь будет казахам с дешевыми подержанными иномарками. Придется пересаживаться на «Калины», «Приоры» и «Нивы». Хотя в краткосрочном периоде казахи в целом проиграют от неизбежного повышения уровня инфляции, но в долгосрочном периоде выиграют. Кроме стимула для заполнения освободившихся от импорта ниш в экономике отечественными товарами, можно рассчитывать на инвестиции. Более либеральное, чем у партнеров по союзу, налоговое законодательство будет стимулировать как российский, так и любой другой бизнес, открывать предприятия в Казахстане и сбывать продукцию на емкий российский рынок.

Для Беларуси на данный момент главная цель интеграции – это доступ к энергоресурсам по внутрироссийским ценам. Кроме того, белорусское правительство заявило о том, что к 2015 году доходы Беларуси от транзита могут вырасти в 1,6 раза. Развитие Таможенного союза трех стран, как предполагается, приведет к увеличению грузопотока через территорию Беларуси и повысит спрос на объекты транспортно-логистической инфраструктуры. Заместитель председателя белорусского Государственного Таможенного Комитета, Сергей Борисюк отмечает: «все показатели, характеризующие деятельность таможенной службы Беларуси, находятся на уровне, который был спрогнозирован, запланирован на 2010 год. Ни спада, ни резкого роста активности в части внешнеэкономической деятельности мы на сегодня не наблюдаем», т.е. идет стабильная работа, позволяющая, кстати, белорусам планировать поступательное развитие сервисной инфраструктуры. По большому счету, первый шаг к оформлению полноценного Таможенного союза для Беларуси не принесет ничего сверхнового. Дело в том, что этот этап интеграции с Россией она уже прошла еще в 90-х.

Парадокс, но о выгодах и недостатках Таможенного союза для России в прессе вспоминать не принято. Опасения больше всего вызывают дешевые товары из стран-партнеров по Союзу, которые смогут «отнять копейку» у предпринимателей из приграничных с Беларусью и Казахстаном областей. К тому же, денег от экспорта энергоносителей поубавится, да и бюджет недосчитается крупных сумм от таможенных пошлин. Если говорить о выгодах, то, прежде всего это развитие российского машиностроения вообще и автомобилестроения в частности путем выхода на рынки партнеров по союзу. Во-вторых, выиграют перерабатывающие отрасли, т.к. сырье из Казахстана и Беларуси будет более доступным. В-третьих, российским крупным компаниям станет легче работать, т.к. ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) теперь рассматривает рынок трех стран как единый. И, наконец, основное, это то, что Россия получает объединение, которое граничит с одной стороны с Китаем, а с другой – с Евросоюзом, что при правильном подходе сможет принести немалые дивиденды.

Словом, Союз живет, имеет проблемы, перспективы и старается решить текущие и стратегические вопросы, как и любое нормальное межгосударственное объединение.

19 февраля сего года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил Федеральной таможенной службе проработать вопрос подключения Украины к процессу формирования Таможенного союза. «Такая работа велась, ее надо продолжить при наличии, естественно, политической воли украинского руководства», — заявил Медведев на встрече с руководителем ФТС Андреем Бельяминовым. В то же время посол Украины в России, Владимир Ельченко, говоря о перспективах присоединения Украины к Таможенному союзу, заявил: «Мне кажется, в серьезной плоскости сегодня этот вопрос не стоит. Эта тема если не из области фантазий, то на теоретическом уровне». Стоит подчеркнуть, что отвечал господин посол на этот вопрос в начале сентября нынешнего года, т.е. в то время, когда Таможенный кодекс уже был принят и две трети сухопутной границы Украины проходит со странами, где «теоретический уровень» сотрудничества работает на практике. Дипломат пояснил, что приоритетным на сегодняшний день остается участие Украины в ВТО, а также переговоры по созданию зоны свободной торговли в ЕС. Что, в целом, кое-что поясняет. Хотя не до конца понятно почему Ельченко решил, что присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС более реально, чем к Таможенному союзу…

Впрочем, замеченным в желании присоединится к Таможенному союзу, не был ни один высокопоставленный украинский чиновник. Подобную инициативу со стороны России отвергли все, от Президента до посла. Более того, эффект для Украины от возможного вступления в Таможенный союз не просчитывался никем с украинской стороны, если не считать журналистов, мало разбирающихся в экономических реалиях. Зато со страниц всех СМИ на Украине обрушился шквал негативной информации о Таможенном союзе, настраивающий население соответственно. А между тем Таможенный союз может быть интересен Украине не только с точки зрения цен на энергоносители. Зря украинские аналитики так скептически относятся к собственной экономике и считают, что ей нечего предложить на рынок России, Беларуси и Казахстана. Черные и цветные металлы, продукция машиностроения, продукция химической промышленности, нерудные материалы, пищевые продукты, список можно продолжать. Все производители перечисленной продукции значительно бы выиграли от присоединения Украины к тройке. Россия – бессменный главный торговый партнер Украины и создание совместного рынка именно с ней выглядело бы более логичным, чем мечты о зоне свободной торговли с ЕС. К тому же ни для кого не секрет, что Евросоюзу нужно украинское сырье и рынок сбыта для продуктов, производимых из этого сырья. И манит Украину перспектива сырьевого придатка именно из политических, а не экономических причин, как бы ни парадоксально это звучало после смены власти в Киеве.

В мире есть опыт построения Таможенных союзов. Например, ЕС – классический Таможенный союз. Только дело в том, что любому экономическому объединению предшествовала военно-политическая интеграция. В случае с Европейским союзом это был Североатлантический альянс. В нашем же случае военно-политическим зонтиком может стать ОДКБ. К тому же, свет клином на Украине не сошелся, караван уже пошел без нее…