Автопробег в никуда: о путешествии Януковича и Медведева

Можно только поражаться умению украинской власти независимо от партийных цветов попадать в интересное положение. В порыве демонстрации добрых чувств по отношению к большему по территории соседу она готова на все, даже не замечая, как этот самый сосед в братском порыве расставляет символические и настоящие ловушки. А потом рассказываем народу накануне выборов, как, в отличие от предшественников, хорошо дружим, все шире открываем границы, чтобы жилось лучше и веселее.

Неужели г-н Левочкин во время своего визита в Москву для подготовки встречи двух президентов не знал, что партнеры предложили отметить юбилей автопробега на приз Николая Кровавого, как называли последнего русского царя большевики (об этом названии так срочно забыли их нынешние украинские последователи и союзники Партии регионов)? Конечно же, руководитель администрации нашего главы государства прекрасно об этом знал, но согласился, чтобы его шеф в таком антиукраинском по существу мероприятии участвовал. Это что? Сознательная демонстрация состояния манкуртов или попытка в очередной раз угодить российским партнерам, которые к подобным символам очень чувствительны и требуют за свои деньги демонстрации уважения к ним. Наверное, и то, и другое. Ведь философия нынешней власти состоит в том, что она уверена — народу нужны подачки, особенно в преддверии 31 октября. Будет гречка или другая крупа в пакетах, гальванизация ностальгических воспоминаний и неясные намеки на нерушимую дружбу с правильной ценой на газ — и нужные голоса будут. А там хоть трава не расти, кривая как-нибудь вывезет. Чувство собственного достоинства своей страны? Так за это в Москве по плечу не похлопают и на уступки не пойдут. Нематериальное это чувство.

Когда наблюдаешь за телевизионной картинкой совместного движения президентов по дорогам двух стран, возникает странное чувство повторения пройденного. Начать с того, что для демонстрации достижений отечественного автомобилестроения выбрали явно не ту модель. Хотя автомобиль ГАЗ-М-20 Горьковского автозавода, тогда им. Молотова, и был назван «Победа», — сам вождь и учитель мирового пролетариата тов. Сталин так не считал. Осмотрев его в Кремле и посидев в его салоне он, как говорят, в задумчивости произнес: «Это далеко не победа». Автомобиль в значительной части явился подражанием уже достигнутого в мировом автомобилестроении. В первую очередь копировались германская машина «Опель капитан» и предвоенные выпуски машин фирмы «Дженерал моторс», поставленные в СССР по ленд-лизу. Однако определенные новшества советские инженеры в модель все же внесли, что и обеспечило ее успех в период последующего десятилетнего выпуска. Тем более, что альтернативы у советских автолюбителей все равно не было. Разве что первый выпуск «Москвича», практически полностью скопированного с иностранных моделей.

Просто напасть какая-то. Российские президенты все время демонстрируют приверженность отечественным ретро-автомобилям. Путин — «Волге», Медведев — «Победе». Так им это нужно для своих внутренних целей, а нашему Президенту чего впрягаться в эту колесницу?

Поиск ответов, как всегда, распадается на факторы внутренние и внешние — причем для двух участников этого действа. Рейтинг Партии регионов неуклонно падает, что в определенной степени имеет объективный характер. Рассчитывать только на административный ресурс не приходится, хотя из Киева в областные организации, как говорят, заоблачные цифры планов по поданным голосам поступают. Кое-что при подсчетах скорректировать удастся, особенно в юго-восточных областях. Тем не менее, к определенным потерям нужно готовиться. Тем более, что в тылу неуклонно увеличивает свой рейтинг Сергей Тигипко. Поэтому стоит задача, по крайней мере, их минимизации. Лучше всего, как представляется пиар-технологам бело-голубых, это сделать громкими внешнеполитическими акциями, демонстрацией того, чего на самом деле либо нет, либо присутствует в минимальном объеме.

Что же есть в активе? Пока после харьковского пакта ничего особенного. Как сказал премьер-министр Николай Азаров на телешоу Евгения Киселева, украинское правительство будет настойчиво добиваться пересмотра газовых соглашений. «Мы ставим перед собой задачу убедить россиян пересмотреть это крайне невыгодное соглашение и будем настойчиво работать с Россией», — заявил он. При этом премьер подчеркнул: «Мы не зажаты во времени, и у нас появились козыри для переговоров».

Намерение похвальное, только практически трудно выполнимое. В Москве неоднократно заявляли, что выгодные для них документы ревизовать не собираются. И не только из упрямства или желания еще больше затянуть газовую удавку, а потому что опасаются эффекта домино. Ведь и другие потребители российского газа могут потребовать того же для себя. Известно, что пересмотра требует Болгария и другие балканские страны, да и немецкие партнеры тоже высказывались неоднократно в том же духе. К тому же заявление о том, что нет для украинской стороны прессинга времени, весьма смелое. Как раз времени у наших переговорщиков в обрез: весна следующего года все ближе и повышение цен на газ неизбежно, а с ним и очевидные экономические и электоральные потери. Что-то наш министр Юрий Бойко заявлял о возможном строительстве в Одессе завода по сжиженному газу и тем самым приобретении козыря на переговорах с Газпромом, но тема как-то заглохла. А пока Румыния, Болгария и теперь Венгрия уже договорились с Азербайджаном о таком сотрудничестве и строительстве соответствующих заводов в Грузии и Болгарии. Нам же в данный период азербайджанского газа может и не хватить, другие перекупили. И козырь из наших рук в очередной раз ускользнул.

Российский президент Дмитрий Медведев объявил, что вечером после пребывания в Глухове заберет Виктора Януковича в Россию. «Мы будем говорить об экономике, социальной сфере, о гуманитарном сотрудничестве. Будем говорить, как нам сделать жизнь наших людей более спокойной, изобильной, нормальной». Со своей стороны, наш Президент в качестве примера возможного сотрудничества России и Украины привел проекты, связанные с Олимпиадой Сочи-2014 и чемпионатом Европы по футболу 2012 г. По его словам, «здесь есть очень много инфраструктурных объектов», работу над которыми можно было бы вести совместно. Вряд ли это обрадует те украинские фирмы, которые занимаются инфраструктурой чемпионата по футболу. Денег не так много, и дополнительные конкуренты им не нужны. То же самое относится и к Сочи. В России идет такая борьба за олимпийские деньги — их уже давно «распилили», и на украинских партнеров-конкурентов никто не рассчитывал. Скорее всего, заявление останется просто декларацией. А потом политики будут качать головами и рассказывать нам о потерянных возможностях двухстороннего сотрудничества.

В ноябре в Москве должно пройти заседание межгосударственной комиссии России и Украины. Дмитрий Медведев и Виктор Янукович не скрывали, что главной целью их встречи в Завидово является именно подготовка ноябрьской встречи в Москве. «Согласована уже дата в конце ноября. Мы будем готовиться к этому. Конечно, огромный спектр вопросов есть, потому что наши экономики взаимодополняют друг друга», — сказал Виктор Янукович. В чем это дополнение, остается неясным со времен Леонида Кучмы. Разговоров много, а толку никакого. Хотя при нынешней власти появилась реальная угроза поглощения важнейших украинских предприятий российскими. Неужели об этом говорил наш Президент? «По целому ряду отраслей нужно принимать серьезные решения. Мы готовы. Вопросы есть, но они зависят от нашей с вами политической воли. Мы должны, как говорится, один раз стукнуть кулаком». Это по какому столу? Вряд ли в Завидово…

И еще одна проблема, которая пока никак не решается, несмотря на декларации. Границы двух стран. Много говорилось, что они согласованы, проложены на картах, обещали приступить к демаркации на местности, но дело не идет. Неурегулированность этой проблемы мешает евроинтеграционному процессу в Украине. И Москва это прекрасно понимает, вот и тормозит его под любыми предлогами, а часто и не утруждая себя ими. К этому относится и проблема разграничения Керченского пролива. Недавно пресс-служба российского МИД обнародовала мнение министра иностранных дел Сергея Лаврова по этому вопросу. «Можно очень долго спорить, чем была та линия, которая была нанесена на картах бывшего Советского Союза посередине Керчь-Еникальского канала». Лавров сообщил, что российские архивы свидетельствуют, что она наносилась «не для того, чтобы обозначить административную границу, а исключительно для более удобного ведения хозяйственной деятельности в этой акватории». Между тем, министр отметил, что в главном позиции Киева и Москвы совпадают: «Наши позиции заключаются в том, что мы хотим, чтобы обе страны свободно пользовались Керчь-Еникальским каналом, совместно разрабатывали здесь свои инфраструктурные, экономические и другие проекты».

Как всегда, в главном есть согласие, а вот о деталях договориться не получается. Вообще словесная эквилибристика по очевидным фактам российской дипломатии даже заслуживает уважения. Как понимать, что нанесенная на советских картах разграничительная линия не была административной? Не было такого понятия в СССР. Какой бы ни была УССР, но формально у нее была административная граница, в том числе и в Керченском проливе. Бессмысленность опровержения этого факта понимают и в Москве, но продолжают делать вид, что не понимают очевидного. Вот бы и стукнул наш Президент кулаком. Не в прямом, а в переносном смысле. Занять в этом и других пограничных вопросах более твердую позицию — тогда и в Москве говорили бы по-другому. В конце концов, речь идет и территориальной целостности государства, а Президент — ее гарант. Вот бы и гарантировал. К тому же у проблемы Керченского пролива и Азовского моря есть вполне очевидный экономический аспект. О нем напомнил Сергей Лавров, когда сказал о совместной разработке проектов. Нам тоже следует подумать об интересах Крыма, Запорожской и Донецкой областей. Можно договориться о механизме, возможно льготном, прохода судов под российским флагом в азовские порты. Возможно найти взаимоприемлемое решение и для других экономических проблем, учесть в максимальной степени интересы нашего соседа. Но границы — это святое. И тут никаких уступок быть не может по определению. И чем тверже мы будем стоять на такой ясной позиции, тем быстрее найдем на переговорах решение безусловно сложной, но вполне решаемой проблемы.

И не нужно для этого участвовать в автопробегах, никуда не ведущих. Незабвенный Остап использовал к своей выгоде разгильдяйство советских чиновников и развернувшуюся в стране кампанейщину под громкими лозунгами. Чем закончился автопробег «Антилопы-Гну», известно. Идем по следу Великого комбинатора?..