Газа: Иран сеет, Турция пожинает

Если судить по последним отчетам правозащитной организации «Гиша», несмотря на ряд послаблений, введенных Израилем после инцидента с перехватом турецкой флотилии в Средиземном море, ситуация в секторе Газа не изменилась к лучшему.

«Жизнь среднестатистического палестинца в условиях блокады продолжает оставаться тяжелой и полной лишений», — сообщают составители отчета и приводят конкретные данные о том, какие ограничения были введены Израилем параллельно с послаблениями. Например, гравия в секторе стало намного больше, зато количество муки было ограничено, и поэтому в дни праздника жертвоприношения Ид эль-Адха наблюдались перебои с хлебобулочными изделиями.

Причем это не означает, что в Газе физически не хватает продуктов питания, бензина или новых автомобилей. Просто среднестатистический палестинец, который не входит в число счастливцев, получающих зарплату от ХАМАСа, не имеет никакой возможности для того, чтобы эти товары приобрести. Зато те, кто находятся у кормушки, живут совсем неплохо, и получают свою зарплату не в каких то там сионистских шекелях, а в солидной американской или европейской валюте. Странно, что не в иранских туманах – ведь Исламская республика и так немало тратится на расходы своих палестинских союзников.

Вот недавно решили в Тегеране подкинуть ХАМАСу еще деньжат, чтобы хватило не только на выплату зарплат сотрудникам министерств и силовых структур, но и на повседневные нужды обыкновенных палестинцев. Например на возведение нового жилого района на территории бывших поселений Гуш-Катифа (один из лучших участков земли в Газе).

В общей сложности ХАМАС планирует построить там 25 тысяч единиц жилья, которые предназначены для семей шахидов и заключенных. Гравий-то теперь в секторе появился, вот и до строительных проектов руки дошли. Новые микрорайоны получат красивые и звучные названия: район 72 девственниц (намек на гран-при, который ожидает героического шахида в раю), район Аль-Андалус (в память о потерянном испанском рае), район Аль-Бурак (по названию волшебного животного, которое донесло пророка Мохаммеда из Мекки в самую удаленную мечеть, под которой подразумевается Аль-Акса).

Эти квартиры будут стоить 25-40 тысяч долларов, и их обладатели смогут взять (исламскую) ссуду в местном банке. Это самый грандиозный проект правительства Исмаила Хании до сих пор, и благодарить за него палестинцы должны лично президента Ахмадинеджада.

Однако, несмотря на щедрую помощь, которую Иран оказывает Газе напрямую, в отличии от Саудовской Аравии и Катара, которые деньги переводят неохотно, и то – Абу-Мазену, а не Исмаилу Хании, самое популярное имя у новорожденных мальчиков в секторе Газа – Эрдоган! Можно было бы ожидать, что палестинцы все как один ринутся изучать фарси, чтобы отблагодарить своих благодетелй на их родном языке, но не тут то было: в секторе процветают курсы турецкого языка (в незапамятные времена такой же популярностью пользовался иврит, который практически незнаком молодому поколению палестинцев в Газе).

Иранских флагов и символики на улицах Газы днем с огнем не сыщещь, а вот турецкие полумесяцы украшают магазины, правительственные здания и частные дома, ибо любовь и признательность за деньги не купишь. Нравится палестинцам Эрдоган — и все тут! А иранцы могут хоть двадцать районов с тысячами девственниц оплатить, но популярности им это вряд ли добавит. В Газе им, шиитам, чужеземцам все равно не доверяют и не считают «естественными союзниками».

А вот в Эрдогане в Газе, и не только там, готовы видеть нового Саладина, надежду исламской, хоть и не арабской нации. После «Мави Мармары» им готовы простить даже запущение Палестины, которая во времена Оттоманской Империи была далекой и дикой провинцией, а также неарабское происхождение. По крайней мере, турки – сунниты, то есть свои, единоверцы, тогда как к шиитам здесь всегда будут относиться подозрительно.
Эта маленькая история показательна: две страны, у которых за плечами величественное имперское прошлое, начинают борьбу за гегемонию и влияние в арабских странах Ближнего Востока.

Вполне возможно, что опасаясь ядерного Ирана, арабские лидеры отдадут предпочтение Турции. Что же касается общественного мнения, то тут все очевидно: несмотря на все усилия иранцев, симпатии арабской улицы – на стороне Турции.