Образование в России: «Фурер» думает за вас

Выбор ОБЖ, «России в мире» и физкультуры в качестве единственных обязательных предметов не кажется Фурсенко странным

Представители педагогического сообщества просят руководство страны наложить вето на проект нового государственного образовательного стандарта для старшей школы, пишет газета «Коммерсантъ».

Открытое письмо педагогов было опубликовано в «Живом журнале» 28 января. По словам автора текста, учителя московской школы N 57 Сергея Волкова, за выходные свои подписи под письмом поставили более 12 тысяч человек. «Среди них около 200 докторов наук, есть академики РАН и, конечно, много учителей,- сказал Волков.- Проект стандарта был опубликован еще в ноябре прошлого года, но мало кто всерьез прочитал этот многостраничный документ. А когда я в коротком тексте указал несколько нововведений, многие схватились за голову».

Согласно проекту стандарта, разработанного Институтом стратегических исследований в образовании, обязательными останутся только четыре предмета: «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности, физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Так, в область «естественные науки» входят естествознание, физика, химия, биология и экология. Предметы также делятся по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает «основам» и лишь профильный — занимается «подготовкой к последующему профессиональному образованию». Всего школьник имеет право выбрать не больше 7 предметов, при этом «профильно» можно будет изучать максимум четыре. В Минобрнауки планируют, что новый образовательный стандарт станет обязательным с 1 сентября 2020 года. Предполагалось, что уже к 15 февраля его должен утвердить министр образования.

«Выбор ОБЖ и «России в мире» в качестве обязательных предметов вызывает недоумение,- говорит Волков.- Мы считаем, что обязательными должны быть русский язык, математика, литература и история. Эти предметы нужны государству, заботящемуся о своем будущем». По его словам, будущие биологи или физики не могут ограничиться лишь двумя предметами из цикла «естественные науки». Кроме того, выбор ограничивает ЕГЭ, из-за которого фактически обязательными становятся математика и русский язык. Соответственно» «технарям» придется отказываться от литературы, так как она находится в одной области с русским языком. Волков уверен, что принятие стандартов ощутимо снизит уровень российского образования. «Сильные школы» будут новые стандарты игнорировать, считает он: «Назовут «Россией в мире», а преподавать будут историю. С ОБЖ тоже придумаем, как выкрутиться».

Глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий заявил «Коммерсанту», что высшая школа также критически относится к проекту: «По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьезной доработки. В школе нужна довольно твердая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями,- это и математика, и химия, и русский язык».

Министр образования и науки Андрей Фурсенко уверяет, что за дискуссией следит, и разумные соображения видит в каждом из подходов. При этом он уверен, что концепция выбора школьниками предметов отвечает задачам образования: «Я не могу сказать, что однозначно поддерживаю этот подход. Но сегодня в старших классах образование и так профильное, если называть вещи своими именами». По словам Фурсенко, помогать школьникам и их родителям профориентироваться будут психологи.

Выбор четырех обязательных предметов Фурсенко не считает странным : «Это не главные предметы, а базовые,- сказал он.- Они связаны со здоровьем и безопасностью, которые важны при изучении любого предмета». «Все боятся, что «Россия в мире» превратится в краткий курс истории ВКП(б),- признал министр.- Но лучше будет, если мы ничего не будем рассказывать ребятам? Это, извините, как с половым воспитанием: если ничего не говорить, дети все узнают во дворе. Давайте вместе обсуждать этот предмет, решать, каким ему быть».

«Должна быть налажена система конструктивного обсуждения проекта стандарта,- сказал Фурсенко.- До тех пор пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа».