Что изменит смена председателей? Венгрия в ЕС, Франция в G20

Изменится ли политика ЕС при председательстве Венгрии в Евросоюзе и Франции в G20?

1 января 2010 года председательство в Евросоюзе на полгода перешло от Бельгии к Венгрии. В это же время Франция является главной в другом престижном клубе — Большой двадцатке (G20) и в ближайшем будущем будет принимать у себя и саммит G8. Таким образом, два очень важных центра мировой политики и экономики одновременно оказались в Европе. С одной стороны, это значительно поднимает авторитет Старого света в мире. С другой, — между Францией и Венгрией могут возникнуть разногласия по самым важным вопросам. Какие противоречия, по прогнозам аналитиков и экспертов, может вызвать расхождение трендов интересов Франции и Венгрии в наступившем году?

Какие же задачи ставят перед собой страны-председатели?

Эксперты отмечают, что Франция предлагает провести серию глобальных реформ чуть ли планетарного масштаба:

• кардинальную реформу международной валютной системы;

• учреждение твердого регулирования экономической и валютной политики в мире;

• более жесткие меры контроля над передвижением капиталов во всем мире;

• принять меры по стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию.

Одним словом, официальный Париж собирается инициировать и возглавить реализацию довольно глобальных мировых реформ, которые необязательно будут в интересах объединенной Европы.

Эксперты обращают внимание на то, что Венгрия ставит перед собой тактические задачи по развитию Евросоюза:

• поддержание экономического роста в странах ЕС;

• максимальное выравнивание уровней социального развития среди государств-участников Союза;

• поиск решения демографической проблемы в Европе, в которой средний возраст населения (значит и нагрузки на пенсионный фонд) неукоснительно растут каждый год;

• обеспечение энергетической безопасности континента, прежде всего, чтобы снять зависимость от поставок газа из России;

• расширение Шенгенской зоны (к ней планируется присоединить Румынию и Болгарию);

• расширение зоны евро;

• проведение саммита Евросоюза в рамках программы «Восточное партнерство»;

• долгожданное и явно запоздалое вступление в Евросоюз Турции.

Многие из этих амбициозных планов Будапешта могут быть не по вкусу официальному Парижу и даже идти в разрез с его не менее грандиозными намерениями.

В чем же на сегодняшний день состоит слабость Венгрии?

Однако не стоит забывать, что:

1. После вступления в силу новой европейской конституции — Лиссабонского договора (начало 2010-го), роль страны-председателя сводится к исключительно представительским функциям, поэтому все планы Венгрии, какими бы «наполеоновскими» они не были, так и могут остаться просто планами, которые председательствующая в ЕС страна ставит на повестку дня саммита, но которую не поддерживают остальные 26 участников Евросоюза.

2. Авторитет современной Венгрии в ЕС сейчас недостаточно высок. Против нее:

* работает откровенно драконовский закон о средствах массовой информации, который позволяет государству значительно усилить контроль за всеми СМИ в стране, что вызвало целую волну критики в СМИ США и Европы;

* Венгрию обвиняют в фактически установленной в ней однопартийности. Правая партия ФИДЕС, имеющее большинство в парламенте, имеет полную возможность изменять Конституцию государства по своему усмотрению;

* экономическое положение Венгрии считается одним из наихудших в Евросоюзе.

3. Николя Саркози как глава страны-председателя G-20 в состоянии свести на нет любую инициативу Будапешта.

Какие возможности появляются у страны-председателя ЕС?

Сразу следует отметить, что эти возможности очень скромные, и касаются они, в первую очередь, статусных вещей:

1. Можно значительно улучшить имидж державы на континенте и на международной арене в целом.

2. Страна получает бюджет в 80 млн. евро, рассчитанный на проведение 250 мероприятий.

3. Можно попытаться решить некоторые внутренние вопросы. Например, предлагая включить в Шенгенскую зону соседнюю Румынию, Будапешт рассчитывает значительно облегчить жизнь соотечественникам, компактно проживающим в Трансильвании. Они получат возможность общаться со своими родственниками в Венгрии совершенно беспрепятственно.

В каких вопросах между Венгрией и Францией могут возникнуть наибольшие противоречия?

Несмотря на очевидную разницу в возможностях, страны-председатели, по мнению экспертов, вполне смогут втянуться в продолжительную «борьбу» по нескольким очень болезненным вопросам, среди которых:

• Переговоры о судьбе бюджета Европейского Союза на 2014-2020 годы, они как раз скоро должны начаться. Будет крайне непросто учесть и согласовать интересы Франции, Великобритании и Германии с интересами менее богатых стран Центральной и Восточной Европы.

• Пресловутое вступление Турции в ЕС. Еще в октябре прошлого года министр иностранных дел Венгрии Янош Мартони заявил о том, что его страна в ходе председательства в ЕС приложит все усилия для содействия процессу вступления Турции в единый европейский дом. В то же время Старая Европа и, в частности, Франция, довольно скептически смотрят на подобную перспективу. Она явно не горит желанием впускать на континент еще 70 миллионов мусульман. Кроме того, внешняя политика современного турецкого правительства далеко не по нраву, как Парижу, так и Берлину, и Лондону. Излишне самостоятельная Анкара, которая уже не напрашивается в Европу, а, наоборот, претендует на роль регионального лидера на Ближнем Востоке, скорее пугает Запад, чем привлекает его. Подобная реформаторская инициатива Будапешта обязательно будет встречена довольно холодно со стороны европейских тяжеловесов.

Во всяком случае, в ближайшие полгода нас ждет довольно интересное противостояние, в котором в полной мере проявятся как амбиции, так и возможности разных государств Старого света. Также появится возможность увидеть, какие из международных союзов и институций являются на сегодняшний день более жизнеспособными и перспективными.