Эксперт про амбиции и возможности Грузии

Грузия ходит по лезвию бритвы, считает известный эксперт французского Института международных стратегических исследований Пьер Верлюиз. Свою статью под заголовком «Что стало с Грузией?» он начинает с объяснения расположения этой страны и ее размеров. Грузия по площади в два раза больше Бельгии, но в 244 раза меньше России, пишет он. Признав Абхазию и Южную Осетию, Москва не уважает тем самым обязательства перед Евросоюзом, поскольку ее силы и средства расположены на этих двух территориях, которые составляют 20% площади Грузии. продолжает автор.

«Кремль оставляет без внимания попытки Тбилиси завязать диалог. Каковы же козыри и каковы слабости Грузии в этом сложном стратегическом контексте?» К слабостям автор относит неравенство вооруженных сил Грузии в сравнении с Россией, а также недостаток природных ресурсов и относительную бедность экономики, в которой сельское хозяйство играет до сих пор существенную роль. Население страны составляет всего 4,6 млн., то есть гораздо меньше, чем население России. Другими словами, размеры грузинского рынка отнюдь не побуждают западных партнеров идти на существенные риски. Хотя в стране наблюдается и демографический рост, около 0,3% в год, но миграционный прирост выражается отрицательными величинами. По мнению автора, это объясняется двумя причинами. Малым ВНП по отношению к покупательной способности /в 7 раз меньше, чем в Канаде или Франции, и в 3 раза меньше, чем в России/. Безработица в Грузии достигает 20% активного населения, что в два раза больше, чем в той же Франции.

К «козырям» автор относит наличие в Грузии новой правящей элиты, сформированной на американский манер и весьма амбициозной. Хотя Грузия и не богата природными ресурсами, но ее географическое положение представляет энергетический коридор для углеводородов из Азербайджана и стран Центральной Азии на рынки Турции, балканских стран и ЕС. Остается только решить вопрос о газопроводе «Набукко», а пока Грузии приходится довольствоваться доброй волей иностранных инвесторов, откуда бы ни поступали инвестиции. Среди козырей автор обращает внимание и на «непреодолимое стремление» грузинских властей бороться с коррупцией, отмечая, что Грузии удалось выйти по этому показателю на 68 место в мировом рейтинге, тогда как Россия остается на 154-м. В итоге грузинским лидерам не остается ничего другого, как укреплять связи с Евросоюзом, поскольку пока они смогли заручиться только обещанием о принятии в члены НАТО и ничем более. Некоторые говорят даже о вступлении в ЕС, но пока речь идет только о возможной ассоциации. Правящая команда исходит из концепции экономического либерализма и намерена провести переговоры о праве на труд. Грузинское население видит в Евросоюзе панацею от всех бед, но в данном вопросе необходимо взвесить все расходы и преимущества.

«Итак, с одной стороны — Россия, способная де-факто всегда заблокировать процесс сближения Грузии с НАТО, с другой стороны — Евросоюз, который устал от ее недавних акций по «расширению» и экономической нестабильности. В этом контексте Грузии приходится исполнять очень трудную партию на лезвии бритвы», — отмечает автор.