Выборы в Белоруссии: Польша снова в игре

19 декабря в Белоруссии пройдут президентские выборы, и основной геополитический игрок в регионе — Польша — уже готовит базу своего будущего участия в белорусской политике. По вполне естественным причинам, Варшава делает первоочередную ставку на белорусские оппозиционные партии, и, прежде всего, Белорусский народный фронт (БНФ).

Как стало известно, председатель БНФ Алексей Янукевич и лидер партии «Право и справедливость» («ПиС») Ярослав Качинский уже подписали соглашение о сотрудничестве. «Я рад, что у нас есть партнёры в Польше», — эпатажно заявил А. Янукевич.

А два года тому назад молодёжное крыло БНФ подписало на пять лет соглашение о сотрудничестве с движением «Молодые демократы» — молодёжной ячейкой партии «Гражданская платформа» премьера Дональда Туска. После этого белорусские оппозиционеры оказались в выгодной ситуации — внутриполитическая борьба в Польше не сказывается на уровне их взаимодействия с Варшавой. И партия Д. Туска, и партия Я. Качинского одинаково готовы содействовать успехам белорусской оппозиции на политической сцене. В этом вопросе Д. Туск и Я. Качинский едины.

БНФ (как и партия Михаила Саакашвили «Единое национальное движение») принята в члены Международного демократического союза — наиболее влиятельного всемирного партийного объединения. В него входят 50 партий, в том числе самые сильные правоцентристские партии мира: Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США, немецкие Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы, венгерская партия «Фидес». Среди региональных партнёров БНФ значатся Союз Отечества (Эстония), партия «Консерваторы Литвы» и «Новое время» (Латвия). Общей их характеристикой является политический консерватизм вперемешку с воинствующим национализмом (русофобией).

Подписание соглашения с партией Я. Качинского говорит о создании крепкого тыла белорусской оппозиции на польской территории. Перемены в высших эшелонах польской власти не привели к улучшению польско-российских отношений, хотя администрация Бронислава Коморовского и не выступает с резкими инвективами в адрес Москвы, как это делал Лех Качинский. Варшава не собирается отказываться от проведения активной политики на «восточных территориях». Так называемые польские кресы — это тот рубеж, дальше которого Польша отступать не намерена, как не намерена мириться с усилением российского влияния у своих границ. Оба лагеря польской элиты — и консерваторы, и либералы — придерживаются общей внешнеполитической линии на восточном направлении.

Союз белорусских националистов с консервативно-клерикальной «ПиС» имеет долгосрочный характер. Партия Я. Качинского имеет тесные связи с Ватикакном и евангелистской радиостанцией «Радио Мария». Это значит, что автоматически белорусская оппозиция получает поддержку белорусского католического духовенства и их паствы. Сегодня поляки и пропольски настроенные белорусы составляют большинство в западных районах Витебской области, на севере Брестской области, а также в некоторых районах Гродненской и Минской областей. Это — один из бастионов поддержки белорусской оппозиции.

При этом оппозиционеры в Беларуси страдают неизлечимым недугом — гипертрофированным чувством соперничества. Иоланта Шыманек-Дереш, член польского Демократического союза левых сил, заявила о необходимости со стороны Польши способствовать консолидации оппозиционных сил в Белоруссии в один кулак, дабы не распылять протестный ресурс. В то же время польские эксперты не ждут от предстоящих выборов чуда и прогнозируют победу Александра Лукашенко. В такой ситуации Варшаве приходится прибегать к единственно возможной тактике, а именно к перегруппировке оппозиционных сил, оптимизации их деятельности и налаживанию более тесных контактов белорусских оппозиционеров с польскими элитами.

Один из кандидатов в президенты — Ярослав Романчук — является этническим поляком, ревностным католиком, членом Союза поляков Белоруссии, зампредседателя Объединённой гражданской платформы (ОГП) и руководителем Научно-аналитического центра им. Мизеса. Я. Романчук входит в четвёрку наиболее упоминаемых оппозиционеров наряду с председателем ОГП Анатолием Лебедько. Оба — и Я. Романчук, и А. Лебедько — уже провели ряд встреч с иностранными партнёрами (заместителем министра иностранных дел Дании Зилмер-Джонсом непосредственно в Минске, а также рядом германских политиков в Берлине). Однако даже при поддержке западноевропейских коллег победа на предстоящих выборах кандидата от ОГП выглядит невероятной.

В августе белорусские оппозиционеры уже подписали «Заявление о координации совместной деятельности», но «координация» осталась на бумаге. Лидер движения «За свободу!» Александр Милинкевич отказался ставить свою подпись под документом. В то же время Я. Романчук заявил о том, что не откажется от предвыборной гонки в пользу другого кандидата от оппозиции. И А. Милинкевич, и Я. Романчук пользуются покровительством Варшавы. А. Милинкевич уже побывал на аудиенции у председателя Европарламента поляка Ежи Бузека для обсуждения предстоящих выборов.

Тем временем Я. Качинский отметил, что его партия будет всячески укреплять отношения с белорусскими оппозиционными силами, и подчеркнул, что договорённости касаются также вопросов о положении польского национального меньшинства в Белоруссии и белорусского меньшинства в Польше. Напомню: ещё в 2006 г. братья Качинские заявили о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой, что впрямую затрагивает интересы Белоруссии. Проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках всеобщей консолидации польской нации. Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено в оборот понятие «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или пропольски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев. Налицо стремление создать религиозно-культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. Польская ирредента в Белоруссии — самая крупная не ассимилированная община за пределами Польши и официально насчитывает 400 000 чел. (польский МИД говорит даже о 1,5 млн. поляков, населяющих Белоруссию, хотя считает, что часть из них утратила ощущение своей польскости). Инициативы Варшавы направлены, прежде всего, на возрождение польского духа, польской культуры и польского католицизма на белорусских землях. Варшава стремится нарастить этническое присутствие поляков в Белоруссии более чем вдвое. Сейчас количество польского или пропольски ориентированного населения Белой Руси составляет около 15% и имеет тенденцию к увеличению. Этот ресурс официальная Варшава использует перед каждыми белорусскими выборами.

В то же время подход польских политиков к решению «белорусской» проблемы остаётся шаблонным. Решающая ставка (причём, не всегда удачно) делается на оппозиционные партии и лояльную к ним польскую ирреденту. В данном контексте несколько неожиданно прозвучало мнение Влодзимежа Марчиняка, польского советолога, профессора Высшей школы бизнеса, специалиста по России: «Для нас сейчас важно погашать конфликты между польским национальным меньшинством и режимом Лукашенко, а не заострять их. И речь не о том, чтобы не признанный властями Союз поляков подталкивать к диалогу с властью — это означало бы его капитуляцию, а о том, чтобы реализовывать проекты, которые бы сделали невозможным использование этой организации в политических играх, способных в дальнейшем сыграть на руку России».

Вмешательство поляков в политические процессы на западнорусских землях — часть более сложной геополитической игры. Недавнее заявление в Кишинёве главы МИД Польши Радослава Сикорского о необходимости разрешения приднестровского конфликта (имеется в виду — в направлении ослабления влияния России), а также усилия поляков по реанимации программы «Восточного партнёрства», в рамках которой Молдавия получит от ЕС 2 млрд. евро, указывают на главный вектор внешней политики Варшавы — создание у восточных границ Польши, в странах бывшего СССР, непроходимого для России «санитарного кордона».

В то же время, если на Западной Украине русофобия среди местного населения достаточно сильна, то в западных областях Белоруссии такого нет, и надёжным кордоном от российского влияния они для польско-американских стратегов служить не могут. Беларусь по-прежнему остаётся «открытым окном», которое Варшава хочет захлопнуть перед носом у России. Постоянная фронда белорусских поляков, их вовлечённость в оппозиционную деятельность, связи оппозиционных партий с польскими правящими кругами заточены на достижение главной цели — смену режима в Беларуси. Информационную поддержку оказывает целая сеть СМИ и НПО, работающих непосредственно на «восточные территории» при содействии МИД, Министерства культуры и истории и Сената Польши.

«Для правых всего мира стратегически важно дать ответ на волну левого популизма, которая буквально захлестывает в последнее время этот регион», — так комментирует белорусский оппозиционер Винцук Вячорка сотрудничество его коллег по оппозиции с зарубежными правыми. Содействуя сплочению русофобских и националистических элементов в Белоруссии, Украине, Литве, Молдавии, Варшава пытается перехватить инициативу у тех политических сил в этих странах, которые ориентированы на добрососедство и дружбу с Россией. Этот воинствующий национализм — часть «Украинского проекта» Лондона по созданию в Центрально-Восточной Европе крепкого антироссийского и антирусского блока («Балто-Черноморского союза») с поэтапным приведением к власти в Минске, Вильнюсе, Таллине, Киеве, Кишинёве откровенно враждебных Москве политических сил. Антирусская (пропольская) Белоруссия, которую пытаются консолидировать сейчас в Варшаве, — ещё один «кирпичик» в «крепостной стене», которой Запад окружает Россию.