Московские чиновники провели первый день без Лужкова

Во вторник, 28 сентября, московское правительство впервые заседало без своего бессменного руководителя – Юрия Лужкова. И хоть с момента отставки мэра прошло всего два часа, в высшем региональном исполнительном органе как будто возродилась дискуссия.

Оставшиеся без градоначальника столичные чиновники тут же принялись защищать интересы своих ведомств публично, что сделало рядовое заседание правительства состязательным и интересным.

С утра в здании мэрии царило непривычное оживление. К заседанию в 10 утра (информация о снятии Лужкова с должности мэра появилась в 8 утра) подтянулись практически все члены правительства и депутаты Московской городской думы. Интересно, что такого ажиотажа исполнители и законодатели не устраивали даже при рассмотрении регионального бюджета. При этом чиновники и депутаты шли в зал заседаний с суровыми лицами, некоторые выглядели так, как будто всю ночь не спали.

Даже обычно словоохотливые представители московской власти – те же депутаты — не могли ничего сообщить журналистам о подробностях отставки. Информации не было никакой – федералы смогли ошеломить своих московских коллег внезапным решением об отставке. Даже соответствующие документы из администрации президента поступили уже во время заседания, заставив застыть на несколько минут в скорбном молчании всё правительство.

А был ли раскол?

Источники «Свободной прессы» в горадминистрации в свою очередь предположили, что увольнение мэра стало консолидированным решением команд Путина и Медведева, несмотря на то, что во время информационной кампании против Лужкова складывалось впечатление, что между Кремлём и правительством мог произойти раскол.

Наши собеседники также отметили, что и теперь совершенно непонятно, кто и на каких условиях займет пост руководителя города.

Кого уволят из правительства?

Ровно в 10 часов назначенный временно исполняющим обязанности мэра глава стройкомплекса Владимир Ресин объявил о начале заседания. Об отставке своего шефа он упомянул вскользь, сославшись на телевизионное сообщение.

Первым вопросом в повестке дня значился законопроект «О недропользовании в городе Москве».

Докладчик, Марина Вакула из департамента природопользования и охраны окружающей среды города, выглядела подавленной и едва могла читать свой доклад по бумажке. Источники «Свободной прессы» предположили, что столь нервозное состояние чиновницы связано с тем, что руководство департамента – протеже и давние друзья отставленного Лужкова, при новом мэре в правительстве не останутся.

Интересно, что две недели назад ещё один особенно преданный градоначальнику глава Московского контрольного комитета Александр Рябинин заявлял журналистам, что покинет мэрию при любом новом главе региона. Рябинин также считается ставленником Лужкова. Полтора года назад, после того, как он стал одним из заместителей мэра, его даже прочили в преемники на посту руководителя Москвы.

Экологи пр. строителей

Но самое интересное было впереди. Законопроект о недропользовании, подготовленный в департаменте природопользования начали публично критиковать представители стройкомплекса и комплекса имущественно-земельных отношений столицы.

Проект закона, составленный московскими природоохранителями, в качестве основополагающего принципа работы с недрами столицы (слои почвы ниже 5 метров от поверхности) предполагал охрану недр и создание уполномоченного департаментом органа, который бы выдавал лицензии на подземные работы ниже 5 метров от поверхностного слоя почвы. Очевидно, под его действие попали бы все стройки и сооружения подземных гаражей. Представители стройкомплекса возмущались, что им ставят новые административные барьеры, а чиновники земельного комплекса указывали, что документ не решает проблему прав собственности на участки недр глубиной от 5 метров.

Владимир Ресин давал выступить всем, и даже записал в число выступающих по итогам обсуждения троих чиновников, недовольных законопроектом. Такая процедура предусмотрена регламентом заседаний, но при Лужкове мало кто отваживался задерживать ход обсуждения выступлениями после обсуждения.

Да и представить себе ситуацию, когда спорный документ, вынесенный на правительство, обсуждается по всей форме, на протяжении двух часов, при Лужкове было практически невозможно. Мэр обычно прекращал все дискуссии волевым решением и объявлял, что «если иных предложений нет» (а их никогда не бывало), то проект постановления отправляется на доработку.

В результате проект закона всё же был отправлен на переработку, а мы стали свидетелями настоящего публичного обсуждения проекта постановления московского правительства.