Соперники Лукашенко пытаются приглянуться России

В Белоруссии определился предварительный список претендентов на участие в выборах. Документы на регистрацию инициативных групп (которые, согласно законодательству, должны выдвигать кандидата в президенты) в ЦИК успели подать 19 человек. Среди них, естественно, оказался и действующий глава республики Александр Лукашенко, баллотирующийся на четвертый срок.

Отсев среди кандидатов начался почти сразу. В президенты наряду с политиками, имеющими хотя бы призрачные шансы на победу, как водится, выдвинулись и те, кто к политике отношения не имеет, средствами на избирательную кампанию не располагает и даже о процедурной стороне участия в выборах имеет весьма отдаленное представление. Они, соответственно, стали первыми сходить с дистанции. ЦИК уже отказал в регистрации санитарке Наталье Стариковой (из Гомельской области) и безработному Илье Добротвору (из Минска): оба кандидата не собрали необходимого числа сторонников для участия в инициативных группах.

Собственно, в присутствии как раз таких кандидатов (не представляющих угрозы для действующего президента и при этом создающих видимость конкуренции) власти, как правило, и заинтересованы. Незадолго до выборов глава белорусского ЦИКа Лидия Ермошина обещала, что регистрировать ее ведомство будет чуть ли не всех желающих (как выразилась Ермошина, «за уши будем тянуть»). Но на этот раз возможности «вытянуть» не было: санитарка включила в свою инициативную группу около 30 человек (при необходимых ста), а безработный попытался выдвинуться в президенты самостоятельно.

В отличие от прошлых выборов, единого кандидата от оппозиции среди участников нет (переговоры на эту тему велись довольно долго и в итоге зашли в тупик). Сам Александр Лукашенко, комментируя выборы, не выделял кого-либо из своих соперников, но кое-какие заявления, указывающие на источник его беспокойства, все же сделал. Беспокоят его, как и следовало ожидать, попытки оппозиционеров использовать его разлад с российскими властями и выступить в качестве альтернативы, подходящей для Кремля. Тех, кто пытается через его голову договориться с Москвой, Лукашенко недавно назвал «врагами народа». Позднее, на встрече с журналистами, он заявил, что «те, кто вчера играл на западной скрипке, сегодня играют на балалайке в Москве… едут туда на смотрины и за деньгами». Правда, тут же дал понять, что подобных конкурентов, равно как и влияния Кремля на предстоящие выборы в Белоруссии, не боится.

Россия до сих пор ни официально, ни даже полуофициально никого из конкурентов Лукашенко не поддержала. В то же время все они получили от Москвы существенную информационную поддержку (в виде антилукашенковской кампании по российскому ТВ, которая началась несколько месяцев назад), а также косвенную поддержку (в виде ослабления «режима Лукашенко», которому Россия постепенно снижает финансирование). Наиболее активные среди тех, кто этой помощью воспользовался, теперь пытаются доказать, что в случае их прихода к власти отношения между Минском и Москвой наладятся, а ошибки, допущенные при правлении Лукашенко, будут исправлены.

Вообще до недавнего времени предпосылок для появления в Белоруссии пророссийской оппозиции не было. Противники власти были прежде всего ориентированы на Европу и США, пикировавшихся с Минском по поводу нарушения прав человека в республике. Между Москвой и Минском время от времени происходили конфликты, но они, как правило заканчивались публичным примирением и взаимными заверениями в вечной дружбе. Оппозиция в этих условиях была настроена, скорее, критиковать Россию, чем пытаться сыграть на противоречиях.

В нынешней ситуации среди соперников Лукашенко даже развернулась конкуренция за образ «примирителя» России и Белоруссии и кандидата, предпочтительного для РФ. Один из претендентов — экономист Ярослав Романчук — прямо заявил, что считает себя «самым удобным для Москвы кандидатом». Чтобы обосновать свои претензии, он выразил готовность отказаться от скидок на российские энергоресурсы (Белоруссия, как выразился Романчук, «должна покупать все товары и услуги по мировым ценам») и допустить российские компании к приватизации белорусских активов. В том числе — и белорусских трубопроводов. Вдобавок он отметил, что не возражает против пребывания в Белоруссии российских военных объектов.

Ярослав Романчук баллотируется в президенты от одной из оппозиционных сил — Объединенной гражданской партии, в которой он является одним из лидеров. Председатель ОГП Анатолий Лебедько в случае победы его соратника будет выдвинут на пост премьера. Экономическая программа Романчука предусматривает создание миллиона рабочих мест и проведение рыночных реформ. Нынешнее ужесточение экономической политики России по отношению к Белоруссии он оправдал, заявив при этом, что «от Москвы исходит желание получить нового, вменяемого политика, с которым можно было бы реализовывать разные модели партнерства». В это роли, как уже было сказано, Романчук видит себя. В недавнем интервью он сообщил, что уже проводил неофициальные встречи с депутатами от «Единой России», и добавил, что «на сентябрь-октябрь запланированы встречи с представителями администрации президента России».

Его конкурент, писатель и лидер гражданской кампании «Говори правду» Владимир Некляев пообещал, что в случае его победы российско-белорусские отношения ждет «перезагрузка». Как следует из его программы, будет реализован «новый интеграционный проект на основе взаимовыгодного партнерства». Одной из составляющих этого проекта, по его словам, станет взаимное выполнение обязательств. «Взял у соседа соли — оплати. Или купи — и верни», — пояснил Некляев «Коммерсанту». По словам Некляева, он поддерживает мнение, что «без взаимодействия с Россией нам никакие вопросы не решить», и не особенно возражает, когда его называют пророссийским политиком.

Владимир Некляев в конце 1990-х годов покинул Белоруссию, заявив о своем несогласии с властями. Несколько лет он жил в эмиграции, а затем вернулся на родину. В прессе высказывались предположения, что власти могут не допустить его к выборам из-за ценза оседлости (требования, согласно которому кандидат в президенты должен прожить в Белоруссии перед выборами не менее десяти лет). Однако ЦИК (пока, по крайней мере) препятствовать его регистрации не стал. Некляев считается одним из немногих кандидатов, которые смогут собрать 100 тысяч подписей, необходимых для регистрации (как лидер гражданской кампании «Говори правду», он имеет практический опыт в этой области, а как общественный деятель и литератор может рассчитывать на известность среди избирателей).

Лидера кампании «Европейская Беларусь» Андрея Санникова возможным фаворитом Москвы некоторое время назад назвал российский Newsweek. Политик тогда не стал отказываться от этой характеристики, заявив, что выступает за стратегическое партнерство с Россией и не видит в диалоге с Москвой «ничего невозможного». При этом он добавил, что считает приемлемой нынешнюю модель отношений между Россией и Украиной (сложившуюся после прихода к власти Виктора Януковича). По поводу поставок энергоресурсов в Белоруссию Санников заявил, что «попытки найти нефть и газ на краю света ни к чему хорошему не приведут, мы все равно будем договариваться об этом с россиянами».

Андрей Санников в прошлом занимал пост заместителя министра иностранных дел Белоруссии. В 1996 году он подал в отставку, а затем перешел в оппозицию. Будучи оппозиционером, он довольно резко критиковал российскую политику (как внутреннюю, так и внешнюю). Так, в 2008 году он осудил вторжение российских войск в Грузию, назвав это «актом агрессии». Годом ранее — скептически отозвался о результатах выборов в Госдуму РФ, заявив что «наметившийся вектор развития России ведет ее в тоталитарные времена». Что же касается отношений между двумя странами, то они, как утверждал политик несколько лет назад, «будут возможны только тогда, когда здесь будет демократия и в России будет демократия».

Теперь, будучи кандидатом в президенты, лидер «Европейской Беларуси» призывает «отойти от стереотипов и заниматься реальной политикой». «Другие претенденты говорят, что с Россией невозможно договариваться, что нужно бороться и с неким прокремлевским кандидатом. Сейчас другая ситуация, другая динамика ее развития. Нужно эту динамику замечать и в соответствии с ней действовать», — заявляет он.

Сильнее всего пророссийский вектор пока проявился в кампании Сергея Гайдукевича — лидера Либерально-демократической партии и завсегдатая выборов (в президенты он баллотируется уже в третий раз). Он уже предложил перейти на единую валюту с РФ (с эмиссионным центром в Москве), создать с Россией конфедерацию, а также признать (по примеру Москвы) независимость Абхазии и Южной Осетии. Недавнее создание Таможенного союза, вызвавшее целый ряд нареканий со стороны Минска, Гайдукевич назвал «отличным», а заодно признался, что ему «стыдно» за размолвку с Россией (как выразился политик, «мне стыдно, когда Россия обвиняется в наших бедах»).

При этом соперником Лукашенко Гайдукевича назвать сложно. Лидера ЛДП стабильно пускают на выборы, на которых он, пользуясь определенным весом, играет роль конкурента и не претендует на то, чтобы реально отобрать у Лукашенко власть (по итогам последних выборов политик признался, что голосовал за действующего президента). По мнению политолога Александра Федуты, нынешние лозунги лидера ЛДП соответствуют желаниям президентской администрации. «Господин Лукашенко идет на выборы с лозунгами защиты белорусской независимости, вот ему и будет противостоять Гайдукевич как отражатель интересов Москвы», — считает эксперт.

P.S.

Сам Лукашенко, который еще недавно считался главным и бессменным партнером России, теперь повторяет, что ориентация на РФ во внешней политике себя не оправдала и что надо переходить к «многовекторности». Что касается влияния, которое Москва может оказать на выборы, то президент (в ходе недавней встречи с журналистами) заявил, что «никакого внешнего вмешательства» не будет. «Никакого влияния на выборы Кремль не окажет. Никакого вмешательства извне мы не допустим, но его и не будет», — несколько раз повторил Лукашенко. Кого он рассчитывал убедить этими словами — Кремль, конкурентов или самого себя, осталось неясным.