НАТО выступило с неожиданными инициативами для России

Сотрудничество между Россией и НАТО вновь набирает обороты после длительного затишья из-за российско-грузинской войны 2008 года. Об этом свидетельствуют, в частности, состоявшаяся на днях встреча в Нью-Йорке на уровне министров иностранных дел стран НАТО и России, визит в США министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и, конечно, запланированный на ноябрь саммит НАТО в Лиссабоне, на который приглашен и президент России.

Похоже, что в развитии двустороннего сотрудничество в большей степени заинтересованы страны НАТО. В России пока плохо понимают, каким образом можно форсировать этот процесс, однако сам факт активизации диалога не может не радовать Кремль.

Во время визита в Нью-Йорк глава российского МИДа обозначил основные направления сотрудничества России и НАТО — борьба с терроризмом, пиратством, наркотрафиком, война в Афганистане и развитие архитектуры европейской безопасности, в частности, системы ПРО. Последняя тема, а также общий подход НАТО к вопросу обеспечения европейской безопасности являются главным камнем преткновения между Альянсом и Россией. В Москве не понимают, почему НАТО берет на себя исключительные обязательства по обеспечению безопасности в Европе. Еще два года назад российский президент Дмитрий Медведев заявлял о необходимости принятия документа, в котором это исключительное право было бы сведено на нет. Однако в НАТО заявляют, что нормативно-договорная база проработана достаточно хорошо и никаких новых документов принимать не следует.

Глава российского МИД Сергей Лавров негативно отнесся к словам генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, который заявил, что Альянс, обеспечивая безопасность стран Европы, «может действовать и за пределами Европы». Как справедливо заметил Лавров, такие слова противоречат главным антивоенным принципам ООН, которые заключаются в том, что любое государство может применять оружие только в двух случаях: либо в целях самообороны, когда совершено прямое посягательство на ее территориальные владения, либо с санкции Совбеза ООН. По словам главы российской дипломатии, непозволительно, чтобы НАТО брало на себя такие важные функции ООН.

Пожалуй, основным камнем преткновения является вопрос о ПРО. И в Вашингтоне, и в Брюсселе хорошо знают, с каким неодобрением относятся в Москве к размещению ракет в Европе. При этом растущая потребность Альянса в России, как в важном союзнике при ведении военной операции в Афганистане и борьбе с терроризмом, вынуждает НАТО искать компромисс и активизировать отношения с Россией.

Искомый компромисс, по мнению НАТО, заключается именно в решении проблемы ПРО. Как заявила в Нью-Йорке госсекретарь США Хилари Клинтон, НАТО рассчитывает на то, что «в долгосрочной перспективе» система противоракетной безопасности в Европе будет строиться совместно с Россией в общих интересах. Кроме того, в НАТО дали понять, что Москва рассматривается не только как союзник Альянса, но и как его потенциальный член.

Однако Россия понимает, что эти идеи весьма туманны. По словам постпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина, предложения Альянса никоим образом не снимают те претензии, которые есть у России. «Куда нас приглашают, пока не совсем ясно», — констатирует Рогозин.

Даже, если Россия примет предложения НАТО, не изменится ничего, кроме некоторых формальностей. Например, если сейчас система ПРО в Европе строится под предлогом обеспечения безопасности, которой угрожает Иран, то, в случае, если Россия присоединится к процессу создания ПРО, ракеты будут направлены уже не конкретно против Ирана, а против абстрактных «потенциальных противников». Как сказал Рогозин, в таком случае нужно будет хотя бы определиться, кто, зачем и как может угрожать Европе ракетным оружием.

О том, что НАТО, пытаясь втянуть Россию в процесс создания ПРО, ведет хитрую политическую игру, говорит и то, как легко Альянс готов отказаться от образа Ирана в качестве главного врага европейской безопасности и «перенацелить» свои ракеты против абстрактного противника, чтобы разрешить имеющиеся противоречия с Россией. От перемены формы в этом случае содержание не изменится: ракеты будут стоять, и в случае необходимости они могут поразить любого противника.

Конечно, то, что НАТО высказывает желание сблизится с Россией и предлагает какие-то пути решения имеющихся проблем, не может не вызвать радости в Москве. Натовские амбиции, удовлетворение которых требует участия России, создают основу для политического торга, и тут России главное не продешевить. Приглашение на ноябрьский саммит НАТО в Лиссабон российской стороной уже получено и, несмотря на то, что в Кремле заявляют о том, что пока «обдумывают» его, российский лидер, скорее всего, все-таки отправится в Португалию. Чего стоит тот факт, что именно в Лиссабоне будет приниматься стратегия развития НАТО, рассчитанная на период до 2020 года, и Россия, присутствуя на саммите, сможет оказать влияние на содержание этого документа.

Что касается вступления России в НАТО, то в обозримой перспективе этого не произойдет хотя бы по той причине, что наша страна является фундаментом другой крупной организации по безопасности — ОДКБ. Сложно себе представить, как можно вырабатывать внешнеполитическую военную стратегию, являясь членом сразу двух военных блоков.

То, что в НАТО заявили о возможности вступления России в эту организацию, является скорее красивым жестом, призванным показать, насколько тесно хочет Альянс сотрудничать с Москвой. В самом НАТО прекрасно понимают, что Россия не вступит в его ряды, да и не рассчитывают на такой шаг с ее стороны — в Брюсселе к этому не готовы.

Что же касается сотрудничества по ПРО, то на этом направлении прогресс наиболее вероятен. По мнению экспертов, наиболее вероятно сотрудничество в информационно-разведывательном компоненте ПРО. У России и США уже есть опыт проведения компьютерных командно-штабных учений с использованием комплексов С-300 и Patriot.

Главным итогом сотрудничества России и НАТО может стать то, что канут в прошлое пережитки взаимоотношений по стандартам «холодной войны». Разрешение острых политических проблем будет способствовать более активному развитию торгово-экономического сотрудничества между Россией и США, которое пока остается на весьма низком уровне. Все участники переговорного процесса по линии Россия-НАТО заинтересованы в решении имеющихся проблем. То, что в последнее время переговорный процесс серьезно активизировался, позволяет надеяться на будущий «прорыв».